Путешествие по замкнутому кругу

Ямщик все тот же, путь лихой, и колокольчик, дар Валдая, звенит уныло под дугой

Окончившаяся политическая неделя дала старт новому электоральному циклу парламентских и президентских выборов. Под руководством вице-премьера В.Булгака начата работа над созданием имиджмейкерской структуры, нацеленной на президентские выборы и способной к гибкому маневрированию в зависимости от конкретного расклада сил внутри российской элиты.

Инициированная президентскими структурами публичная дискуссия о необходимости перехода парламентских выборов от смешанной системы к мажоритарной ведется методами, которые оставляют президенту широкое пространство для маневра. Нечто подобное имело место и перед выборами в Думу в 1995 г.

“ОН ВЕСЬ КАК БОЖИЯ ГРОЗА”

После возвращения из внеочередного отпуска Ельцин обеспечил возвращение под свой контроль основных рычагов политической власти, отодвинул потенциальных соперников в тень. Так, 19 января он атаковал Кабинет, сделав громкое заявление о провале последним своих обязательств в 1997 г., подверг резкой критике деятельность вице-премьера В.Серова. Президент заявил о том, что к деятельности правительства он подключит собственную администрацию, чтобы за решение конкретных задач отвечали не только министры, но и персонально руководители управлений президентской администрации. Фактически это означает, что Ельцин прибег к прежнему “цековскому” порядку двойного подчинения системы управления страной. Президентская администрация, подобно специализированным отделам ЦК КПСС, становится органом, принимающим после проработки в правительстве окончательные решения, не неся при этом за них публичной ответственности.

Одновременно Ельцин заблокировал (судя по всему, временно) принятие подготовленного “молодыми реформаторами” и аппаратом правительства плана деятельности на текущий год, так называемого плана “12 дел правительства”. Эксперты считают, что президент сам хотел бы выступить инициатором правительственного курса на 1998 г. Ельциным подписан указ о порядке назначения на высшие государственные должности, восстанавливающий номенклатурную систему кадровой работы и предусматривающий формирование так называемой номенклатуры президента.

Создание “Объединенной комиссии по координации законодательной деятельности” свидетельствует о стремлении президента к активному вмешательству в деятельность законодательной власти, явно отступающему от принципа разделения властей.

Нанеся удары по правительству и части наиболее строптивых региональных лидеров, президент компенсировал потери своих оппонентов, твердо высказавшись, с одной стороны, за сохранение командного, а не коалиционного принципа формирования правительства, а с другой – уделив подчеркнутое внимание председателю Совета Федерации Е.Строеву, который в публичных высказываниях горячо поддерживает президентский план перехода на мажоритарную систему избрания нижней палаты.

Активно начал действовать Ельцин и на поле силовых ведомств Кабинета: он фактически поддержал министра внутренних дел А.Куликова, заявившего недавно о необходимости проведения более жесткой линии в отношении Чечни, значительно укрепил позиции главы МИДа Е.Примакова, присвоив близкому к последнему директору СВР В.Трубникову звание генерала армии, одобрил идею директора Федеральной службы безопасности Н.Ковалева о новом вливании Федеральной погранслужбы в ФСБ.

Наибольшее внимание российской прессы и общественного мнения привлекли к себе внешнеполитические шаги России в отношениях со странами ближнего зарубежья и особенно со странами СНГ. Многосторонние и двусторонние контакты глав государств, входящих в Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) и в Сообщество России и Белоруссии, продемонстрировали стремление Ельцина реанимировать интеграционную карту, что также рассматривается большинством наблюдателей как признак начала электоральной мобилизации команды российского президента.

Пафос внешнеполитических акций российского руководства выходит за рамки прагматической схемы типа «конкретная цель – конкретные результаты», скорее, он вписывается в некую общую стратегическую линию президента, направленную на то, чтобы продемонстрировать стране и миру свою политическую активность, дееспособность и незаменимость.

– НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЬ!

– ВТОРОЙ!

Резкая активизация российского президента существенно сузила политическое пространство для маневрирования главы российского правительства. Стратегический выигрыш остался за президентом, в то время как правительственная команда начала утрачивать единство. Об этом, в частности, говорят сепаратные выступления в прессе Немцова, в которых последний не только провозгласил себя сторонником выдвижения Ельцина на третий срок, но и продемонстрировал негативное отношение к президентским шансам самого премьера, заявив, что российская бюрократия, в случае если президент не будет выдвигаться, поддержит не Черномырдина, а Лужкова.

На минувшей неделе, однако, ряд фигур из окружения Немцова оказался в весьма сложном положении. Широких масштабов достиг скандал вокруг намерения курируемого Немцовым вице-премьера О.Сысуева снизить размер средней зарплаты, от уровня которой начисляются пенсии. Крупным проколом команды Немцова можно считать и отказ от поездки в Кемеровскую область во главе комиссии Минтопэнерго руководителя этого ведомства, ставленника Немцова С.Кириенко, в результате чего протестующие горняки Кузбасса заявили о своем недоверии правительственной комиссии.

Ныне российский премьер, судя по росту загруженности главы фракции НДР Шохина правительственными делами, возможно, все больше склоняется к мысли о необходимости укрепить свое влияние на Кабинет министров, введя в правительство эту лояльную фигуру.

Неожиданно, по некоторым сведениям, осложнились отношения между премьером и Министерством финансов, руководство которого, министр М.Задорнов и глава Федерального казначества Т.Нестеренко, дало понять, что собирается проводить самостоятельную финансовую политику.

Крупномасштабный процесс концентрации капиталов, охвативший российские нефтяные компании, борющиеся за победу в приватизации “Роснефти”, а также текущие последствия этого процесса оставили у большинства экспертов ощущение угрозы, нависшей над финансовыми позициями группы Черномырдина.

Попытка Черномырдина расширить сферу своего влияния, включив в нее ЮКОС и ”Сибнефть”, известных своей нацеленностью на президентские структуры, была встречена без энтузиазма традиционными союзниками российского премьера – руководством “Газпрома” и “ЛУКойла”.

Предполагаемое слияние “Сиданко” и “ЛУКойла” достаточно сильно ударило и по реноме Чубайса, особенно на Западе, поскольку вынудило заявить компанию “Бритиш Петролеум”, которую в свое время Чубайс привлек в качестве возможного участника аукциона по “Роснефти”, об отказе от участия в аукционе. Тем не менее думается, что инициаторы слияний на российском нефтяном рынке вряд ли сознательно преследовали подобную цель, ведь одновременно стали портиться отношения между союзным Черномырдину “Газпромом” и партнером последнего ”Ройал Датч Шелл”. Похоже, что в выигрыше оказались президент Ельцин, которому на руку кризис финансовой империи, контролируемой премьером, а также Березовский, Ходорковский и другие пропрезидентски настроенные финансисты и политики.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Столичная мэрия также имеет шанс воспользоваться некоторым ухудшением позиций главы Кабинета. В частности, стало известно о заключении соглашения об экономическом сотрудничестве между правительством Москвы и Ассоциацией финансово-промышленных групп, которую возглавляет постоянный и непримиримый оппонент Черномырдина, бывший первый вице-премьер О.Сосковец. Объединение усилий этих двух политиков, возможно, является для Черномырдина дурным предзнаменованием. Такой тандем может свидетельствовать о том, что столичный мэр нашел общий язык с президентскими структурами.

Наряду с Лужковым на прошедшей неделе активизировался и глава Совета Федерации (СФ) Строев, который также предпочел игру на президентском поле, поддержав идею выборов депутатов Думы по мажоритарному принципу и получив от президента карт-бланш на активную внешнеполитическую игру во время своего визита в Закавказье.

В то же самое время глава СФ занял весьма популярную у региональных лидеров позицию критики слабости и непоследовательности федерального центра.

В целом ситуация в регионах России продолжает развиваться в направлении кризиса существующей федеративной модели, основанной на этнонациональном принципе.

В патовой ситуации вновь оказались усилия российского руководства по разрешению кризиса в Чечне. В течение двух последних недель в основном решались вопросы протокольного характера. Однако, с другой стороны, активизировалась деятельность прочеченского лобби в российских структурах исполнительной власти, особенно в Думе, где защитники чеченских сепаратистов начали готовить депутатов к мысли о том, что изменить статус Чечни совсем несложно, причем при этом можно освободить и себя, и исполнительную власть от лишних хлопот (тезис об одной поправке к Конституции). Продолжали развиваться негативные процессы в сопредельных с Чечней республиках, прежде всего в Дагестане, где складывается мощная ваххабистская оппозиция нынешнему дагестанскому руководству, выступающая с антироссийских позиций.

Ситуация на Северном Кавказе для Кремля осложнилась и в связи с итогами выборов президента Северной Осетии. Новый президент этой республики А.Дзасохов настойчиво заявляет о своем несогласии с курсом российской исполнительной власти.

ОППОЗИЦИЯ

Левоцентристская думская оппозиция во главе с лидером КПРФ Г.Зюгановым сделала ставку на усиление позиций группировки Черномырдина и пошла навстречу требованиям главы фракции пропремьерского движения НДР Шохина строгого соблюдения “пакетных” соглашений, что позволило бы этой фракции самостоятельно решить вопрос о главе комитета по обороне, который ныне возглавляет Л.Рохлин. Кроме того, руководство фракции КПРФ, идя навстречу пожеланиям близких к Черномырдину думских кругов, решило вывести из президиума Думы С.Бабурина, известного своей нелюбовью к КПРФ и ее лидерам, а также выступавшего против ратификации “большого” российско-украинского договора.

Давление, оказанное оппозицией на Рохлина и Бабурина, привело, однако, к неблагоприятному для руководства фракции развитию внутрифракционной ситуации.

Пытаясь самортизировать внутрифракционный разлад, верхушка КПРФ заняла весьма жесткую позицию по вопросу о государственных символах России, приняв решение единогласно голосовать против введенных указами президента герба, флага и гимна РФ.

Не став дожидаться предрешенного решения руководства Думы, Рохлин заявил о том, что решил покинуть свой пост; по некоторым слухам, этот вынужденный шаг Рохлин сделал после проведения консультаций с Зюгановым, который обещал генералу поддержку его движения в том случае, если Рохлин добровольно оставит пост главы комитета, что ослабит последствия внутрифракционного кризиса в КПРФ.

Правы, по-видимому, те аналитики, которые указывают, что политический процесс в стране под давлением фактора приближающихся парламентских и президентских выборов после “года согласия и примирения” входит в новую конфронтационную фазу жесткой борьбы за власть, а поэтому каучуковые формы коалиции мало кого устроят, особенно в “партии власти”, которая намерена сконцентрировать в своих руках основные ресурсы.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

У “наркоманки” уши длинные
Дети – цветы смерти?
Новый социализм для будущей России
Отголоски бури
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Новый министр – старая политика.
Работа с партийными документами
Дать России шанс
Конец фильмов
Как Вы оцениваете ситуацию с нарушением “пакетного соглашения” в Государственной Думе?
Что не едят вегетарианцы
Ангелы жили в ней
Где мальки – там и окуни
Лед и пламень
Символика страны, которой нет
Фидель, социализм и орден иезуитов
СОЦИАЛИЗМ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Политика занятости должна быть активной
Бумеранг российской политики в СНГ
Если хочешь быть здоров – позабудь про докторов
Виновник – нищета
Снегопад, снегопад, если женщина просит…


««« »»»