У “наркоманки” уши длинные

Корреспондент газеты, переодевшись в форму военнослужащей ФПС, заступила на охрану российско-финской границы.

Для столь необычного эксперимента был выбран соответствующий день – 31 декабря. В 12.00 я поступила в распоряжение заместителя начальника отдельного контрольно-пропускного пункта “Выборг” подполковника Сергея Здоровца.

От Выборга до Торфяновки, где, собственно, и находится один из пунктов перехода, на легковой машине – меньше часа. По дороге подобрали двух пограничников. Одному из них в новогоднюю ночь предстояло заступать на службу. Спрашиваю: “Бокал шампанского выпьете?” “Нет”, – и косится на подполковника.

В Торфяновке о приезде журналистки знали, но растерялись, когда я попросила выдать мне обмундирование и разрешить на время стать пограничницей. Пришлось одной из военнослужащих уступить мне свою форму. И начался ускоренный курс обучения пограничным тонкостям.

Я успела побывать в пунктах паспортного контроля, досмотра багажа, проверки легковых и грузовых автомобилей. Вот что удалось узнать: зарплату мне как военнослужащей по контракту выплачивали бы в размере 400 – 500 тыс. рублей, формой обеспечили бы полностью, включая погоны и шапку. Кроме того заставили бы сдавать зачеты по теоретической и физической подготовке, а также по стрельбе. И еще – категорически запретили бы (вернее, “не рекомендовали”) посещать магазин беспошлинной торговли, где цены, особенно на хорошие спиртные напитки, значительно ниже, чем в иных торговых точках.

Теперь – о службе. Ежедневно через Торфяновку проходит более 1000 грузовых машин и 2000 легковых. За прошлый год границу “туда и обратно” пересекли 3 млн 398 тыс. человек.

Постигая азы службы, в пункте паспортного контроля я узнала, что за 3000 долл. можно купить поддельный паспорт и попытаться перейти границу нелегально, но на КПП вас, скорее всего, задержат. “Паспортные” уловки российским пограничникам отлично известны. Вариантов – масса: цветной ксерокс настоящего бланка, поддельная печать несуществующего ОВИРа, переклеенная фотография. Впрочем, россияне редко отваживаются на незаконное пересечение границы, а вот иностранцы, например, из южных стран, которым въезд в Европу заказан – намного чаще. Прежде чем пограничники допускаются к работе с документами (надо уметь определить фальшивку “на глаз”), они проходят специальный обучающий курс. Но главное, конечно, – физиономия потенциального нарушителя границы. Подмаргивание, нервный кашель, потирание ладоней, постукивание пальцами о стол или собственное колено выдадут вас с потрохами.

Следующая точка – пункт досмотра легковых автомобилей. Представим, что братку захотелось подзаработать “зеленых” и вывезти наркотики из России в Финляндию. Поездом или самолетом везти контрабанду не стоит, рассуждает он, удобнее всего пересечь границу на машине: быстро и досмотр не так тщателен. Не тут-то было! На “вооружении” у пограничников есть “наркоманки” – болонки и таксы, обученные искать наркотики в автомобиле. Браток и глазом не успеет моргнуть, как “наркоманка” облазит, обнюхает весь салон и найдет заветный мешочек.

А что если кто-то попробует: спрятаться с опасным товаром в грузовике, допустим, с лесом (главное – затеряться среди бревен – не станут же пограничники все сосны перебирать?!). Водитель предъявит на КПП документы и бумаги на груз, которые, естественно, в порядке и – прощай Россия. Не все так просто. Возле пункта пропуска грузовых машин я приметила собачью будку, где до поры до времени дремала огромная овчарка, обученная разыскивать человека. Как только подъехала машина, груженная лесом, инструктор вывел пса “на работу”. Овчарка по периметру обегает машину, несколько раз встает на задние лапы и проверяет – не пахнет ли человечиной. Все в порядке – и финна пропускают дальше. Понятное дело: собака нюхает не всю тысячу грузовиков, а лишь подозрительные, груженные под завязку фуры, пустые наряд досматривает без пса. В Торфяновке шесть четвероногих служивых, каждый – благородных кровей. Есть “ветераны” – особо отличившиеся, и “пенсионеры” – одряхлевшие псы. В некоторых пограничных подразделениях есть собаки, обученные разыскивать оружие, они чуют запах машинного масла.

За несколько часов, проведенных на границе, я успела узнать немного.

Хотелось остаться на посту в новогоднюю ночь, но зам. начальника ОКПП приказал: “В 19.00 отбыть из Торфяновки и встретить Новый год как полагается гражданскому человеку”. Приказ есть приказ – пришлось подчиниться.

Торфяновка – Выборг – Москва

Наталья ЛИХАЧЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Снегопад, снегопад, если женщина просит…
Дети – цветы смерти?
Новый социализм для будущей России
Отголоски бури
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Новый министр – старая политика.
Работа с партийными документами
Дать России шанс
Конец фильмов
Как Вы оцениваете ситуацию с нарушением “пакетного соглашения” в Государственной Думе?
Что не едят вегетарианцы
Ангелы жили в ней
Где мальки – там и окуни
Лед и пламень
Символика страны, которой нет
Путешествие по замкнутому кругу
Фидель, социализм и орден иезуитов
СОЦИАЛИЗМ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Политика занятости должна быть активной
Бумеранг российской политики в СНГ
Если хочешь быть здоров – позабудь про докторов
Виновник – нищета


««« »»»