Фидель, социализм и орден иезуитов

К визиту Папы Римского Иоанна Павла Второго на Кубу

От редакции: Публикуя в порядке дискуссии статью Николая Гульбинского, редакция считает необходимым изложить позицию СНПР в отношении Кубы. Политика свертывания политических и экономических контактов с этой страной, начатая еще при Горбачеве и продолженная российским руководством, не соответствует национальным интересам России. Слишком многое связывает нас с островом Свободы, слишком много и материальных, и интеллектуальных ресурсов было вложено в эту страну, чтобы в угоду абстрактно понятым “правам и свободам человека” отказаться от дружбы, связывавшей наши народы не одно десятилетие. К тому же в последние годы во внутренней политике Кубы обозначился очевидный поворот к рыночным реформам и демократизации. В этих условиях свертывание отношений между Россией и Кубой было бы выгодно исключительно Соединенным Штатам, которые до сих пор не могут примириться с тем, что эта страна смогла освободиться от полуколониального статуса, навязанного ей в начале века так называемой “поправкой Платта”. Именно стремлением вернуть утраченные позиции на острове, а отнюдь не заботой о “правах человека” объясняется осуществляющаяся уже много лет экономическая блокада острова Свободы, к которой Соединенные Штаты с помощью беспрецедентного нажима стараются подключить и другие страны мира.

Данные аспекты проблемы практически остались вне поле зрения автора статьи, который сосредоточил свое внимание исключительно на особенностях политического мышления Фиделя Кастро с якобы присущим ему “иезуитством”. Тем не менее статья представляет определенный интерес с точки зрения анализа различных вариантов “реально существующего социализма” в рамках дискуссии о современном социализме, в которой принимает активное участие Социалистическая народная партия России.

В мае 1985 г. Фидель Кастро встретился с бразильским священником Фреем Бетту и в течение нескольких дней вел с ним продолжительные беседы. Эти разговоры легли в основу книги Фрея Бетту “Фидель и Религия”, которая была издана в 1986 г. в издательстве “Прогресс” и рассылалась по специальному списку для членов Политбюро и особо надежных “ученых” из числа сотрудников Академии общественных наук при ЦК КПСС. Именно тогда Фидель впервые упомянул о возможности визита Папы Римского на Кубу. “Я абсолютно убежден, – говорил он, – что визит Папы мог бы быть полезным и позитивным для Церкви и для Кубы, и одновременно он был бы полезным для “третьего мира” вообще, полезным во многих отношениях для всех стран. Но нужно, чтобы условия были подходящими для этой встречи”.

И вот условия, наконец, стали подходящими. Папа прибыл в Гавану. В предисловии к изданию книги Бетту доктор философских наук Гараджа писал: “Фиделя однажды спросили: когда он утратил веру – до или после Революции. Он ответил, что религиозной веры у него никогда не было, что ему так и не смогли привить ее в католических колледжах, где он учился. Он стал марксистом-ленинцем, а не католиком”.

Фидель Кастро действительно учился в католическом колледже. Говоря точнее – в иезуитском. Девиз иезуитов: “Цель оправдывает средства”. Другой девиз: “К вящей славе Господней”. В своей знаменитой речи “История меня оправдает”, произнесенной на суде после неудачного штурма казармы Монкада, Фидель цитирует испанского иезуита Хуана Мариана, который в своей книге “De Rege et Regis Institutione” утверждал, что когда правитель узурпирует власть или, будучи избранным, управляет как тиран, законно его убийство любым человеком, открыто или с помощью обмана. При этом надо стремиться только не вызывать беспорядков.

Узурпировав власть, Фидель Кастро, естественно, опасался, что кто-нибудь из его ближайших соратников ненароком заглянет в ученый трактат испанского иезуита. Вожди Революции, ее “команданте”, сделавшие для ее победы не меньше чем сам Фидель, таинственным образом исчезали один за другим. Один из них оказался “агентом американского империализма” и провел 25 лет в кубинской тюрьме. Другой в один “прекрасный” день сел в самолет, который взорвался и упал в море. Каждый год в день его гибели кубинские пионеры бросают в море цветы… Третий отправился в Боливию создавать “очаг Революции”, был ранен, захвачен в плен и расстрелян. Четвертый застрелился, будто бы не выдержав страданий, связанных с неизлечимым недугом. Пятый был обвинен в причастности к международной наркомафии и ликвидирован после показательного судилища с такими знакомыми по “московским процессам” признаниями, самобичеваниями и возвеличиванием непогрешимого “лидера Революции”.

Идеология иезуитства пронизывает все высказывания Фиделя о религии. Да и только ли о ней? Например, такое: “Мы не требовали, чтобы вступающий в партию был атеистом. Но мы требовали, чтобы вступающие в партию полностью и безоговорочно принимали марксизм-ленинизм”. Воистину сам Игнасио Лойола – основатель Ордена Иезуитов – был бы в восторге от подобного высказывания! Известно, что Ленин требовал от коммунистов быть не просто атеистами, но атеистами воинствующими. Ничто не вызывало у Ленина такой ненависти, как религия во всех ее проявлениях, которую он величал “духовным труположеством”. Но Ленин не был иезуитом. Он открыто и честно формулировал свои требования для членов партии. Не то Фидель…

В своей речи на суде Кастро говорил: “Куба могла бы обеспечить всем необходимым население в три раза большее, чем сейчас. Рынки должны ломиться от продуктов”. На протяжении всего периода после победы Кубинской Революции рынки на Кубе никогда не ломились от продуктов: даже в период наивысшего расцвета советско-кубинского сотрудничества дефицит всего и вся был нормой жизни. А в 1986 г. Фиделю пришла в голову “светлая” идея – закрыть крестьянские рынки. Возникла реальная угроза голода. И это – в условиях благодатнейшего климата!

Впрочем, и здесь у Фиделя тоже находится оправдание. Как ни удивительно, он ссылается на авторитет Церкви!

“Церковь, – говорит он, – подвергает критике чревоугодие. Социализм, марксизм-ленинизм тоже осуждают чревоугодие, можно сказать с такой же силой.” Что и говорить: среднему кубинцу с его зарплатой 5 долларов в месяц грех чревоугодия точно не грозит!

Осуждая переворот Фульхенсио Батисты, поставившей крест на демократической республике (во времена Фиделя ее стали называть “Псевдореспубликой”), Фидель так характеризует порядки, царившие до наступления диктатуры: “Республика имела свою Конституцию, свои законы, свои свободы, президента, конгресс, суды; все могли объединяться, собираться, свободно говорить и писать. Правда, правительство не удовлетворяло народ, но народ мог заменить его. В стране существовало соблюдаемое и уважаемое общественное мнение и все проблемы, имевшие общий интерес, свободно обсуждались. Существовали политические партии, радиочасы для политических выступлений, полемические телевизионные программы, общественные акты. В народе бурлил энтузиазм”.

Ничего этого нет и в помине в современной Кубе Фиделя Кастро. Разумеется, все познается в сравнении. По сравнению с режимами, существовавшими в разное время в Парагвае, Сальвадоре, Гватемале, Аргентине режим Кастро был достаточно либеральным. Правда, военные хунты в Латинской Америке не провозглашали строительство социализма.

И тем не менее Папа приехал на Кубу. Воинствующий антикоммунист, он и в ходе своего визита в достаточно жесткой форме не преминул напомнить о необходимости восстановления на острове политических свобод и желательности освобождения политзаключенных. Но одновременно он указал на необходимость снятия блокады “острова Свободы”, которую Соединенные Штаты не только осуществляют сами, но и навязывают своим союзникам. На вопрос: “А зачем это нужно?” – Папа отвечает: “Грядут перемены”. Этот Папа был одним из немногих, кто предвидел крах советской модели социализма. Быть может, он окажется пророком и на сей раз. Народ Кубы эти перемены заслужил.

Ибо, как говорил сам Фидель: “Этот народ много страдал. Он хотел быть счастливым и имел на это право… Он стремился к изменениям, к улучшению жизни, к прогрессу, и он считал, что все это не за горами. Все надежды его были в будущем”.

Эти надежды живут и сегодня. Несмотря на цинизм коррумпированной “Псевдореспублики”, кровавые зверства батистовского режима и иезуитский псевдосоциализм “команданте” Фиделя. Эти надежды – настоящая религия кубинского народа.

Николай ГУЛЬБИНСКИЙ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

У “наркоманки” уши длинные
Дети – цветы смерти?
Новый социализм для будущей России
Отголоски бури
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Новый министр – старая политика.
Работа с партийными документами
Дать России шанс
Конец фильмов
Как Вы оцениваете ситуацию с нарушением “пакетного соглашения” в Государственной Думе?
Что не едят вегетарианцы
Ангелы жили в ней
Где мальки – там и окуни
Лед и пламень
Символика страны, которой нет
Путешествие по замкнутому кругу
СОЦИАЛИЗМ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Политика занятости должна быть активной
Бумеранг российской политики в СНГ
Если хочешь быть здоров – позабудь про докторов
Виновник – нищета
Снегопад, снегопад, если женщина просит…


««« »»»