Политика занятости должна быть активной

В предыдущем номере газеты было опубликовано интервью с президентом Фонда “Реформа” Мартином Шаккумом – “Малые предприятия – дело государственное”. Мартин Шаккум подробно проанализировал опыт программ Фонда по созданию новых рабочих мест. Сегодня мы публикуем комментарий специалиста по проблеме занятости.

Ольга МЕНЬШИКОВА,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийского центра уровня жизни при Министерстве труда и социального развития РФ

Политика занятости должна быть активной

Тенденция падения доли занятых в экономике несколько замедлилась в последние годы. Вместе с тем она приобретает все более устойчивый характер. Таким образом ситуация на рынке труда продолжает оставаться напряженной. Отмечается увеличение средней продолжительности безработицы – до 7 и более месяцев. Обостряется конкуренция за рабочее место. Если в 1996 г. на одну вакансию претендовало в среднем 8 человек, то в 1997 г. – 11, в том числе 10 граждан, имеющих статус безработного. Критическое положение сложилось в Республике Калмыкия, Ингушской Республике, Ивановской области, Корякском автономном округе, Архангельской области, Республике Дагестан, Псковской области и ряде других регионов, где на одно свободное место претендовало от 100 до 500 человек.

В этих условиях главным направлением социально-экономической политики государства должна стать реализация объективно назревшей потребности в рационализации занятости. На практике доминирует иной подход к политике занятости, которая понимается преимущественно как политика минимизации безработицы и помощь безработным.

Между тем во многих странах сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Эти задачи решаются путем реализации разнообразных программ образования, профессиональной подготовки, создания и улучшения структуры рабочих мест.

Ориентация политики поддержки безработных преимущественно на выплату денежных пособий при сегодняшнем состоянии экономики не только становится весьма обременительным для общества, но и не может уже служить основой решения проблемы занятости во всех ее проявлениях. Стержнем политики занятости должна стать ориентация на предоставление лицам, потерявшим работу, возможностей найти свое место в новых условиях. Материальная поддержка безработных должна иметь строгие временные и финансовые рамки, чтобы побуждать при потере работы к поиску нового рабочего места.

Естественно, эти рабочие места должны быть созданы. И государство должно позаботиться об этом в первую очередь – с помощью гибкой налоговой, инвестиционной, промышленной политики.

Примером оригинальных решений в этой области могут быть программы повышения занятости населения, разрабатываемые специалистами Фонда “Реформа”. Использование в них принципа лизинга позволяет снизить экономические риски и добиться возвратности государственных средств.

Нельзя недооценивать роль поддержки малого бизнеса в целях создания дополнительных рабочих мест. Не случайно именно эту проблему аргументированно выдвигает на первый план Мартин Шаккум в статье “Малые предприятия – дело государственное”. Развитие мелкого и среднего предпринимательства, по оценкам специалистов, позволяет занять до 50% высвобождающейся в ходе структурной перестройки рабочей силы. Политика поддержки, как правильно пишет Шаккум, должна носить комплексный характер, включать систему налоговых и кредитных льгот, систему обучения начинающих предпринимателей, повышение их квалификации, предоставление информационных услуг, возможности использовать машины и оборудование на условиях лизинга, предоставление на льготных условиях возможности аренды производственных площадей на предприятиях, подлежащих ликвидации, и т.п.

Проведение активной политики, естественно, требует гораздо больше средств. Поэтому на первый взгляд кажется, что меры пассивной политики (выплата пособий по безработице) позволяют помочь большему числу людей. Однако польза от такой помощи недолговременна, поскольку она не способствует кардинальному решению проблемы безработицы и в конечном счете обостряет ситуацию в сфере занятости.

Вместе с тем полный отказ от пассивных мер привел бы к существенному снижению результативности работы служб занятости, поскольку всегда есть люди, которые либо по состоянию здоровья, либо по возрасту, либо по иным объективным причинам нуждаются во временной материальной поддержке.

Поэтому рано или поздно возникает задача установления пропорций между различными формами работы региональных служб занятости и, соответственно, установления пропорций в расходовании средств. Наиболее эффективной является финансовая поддержка существующих рабочих мест и создание новых. При увеличении расходов по этому направлению на 5% за счет уменьшения “пассивных” расходов результативность деятельности службы занятости возрастает на 20%.

Только при таком подходе может быть приостановлен происходящий процесс распада трудового потенциала населения России – не только морального, но и физического.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Фидель, социализм и орден иезуитов
Как Вы оцениваете ситуацию с нарушением “пакетного соглашения” в Государственной Думе?
СОЦИАЛИЗМ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Ангелы жили в ней
Бумеранг российской политики в СНГ
Лед и пламень
Новый социализм для будущей России
Если хочешь быть здоров – позабудь про докторов
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Виновник – нищета
Работа с партийными документами
Снегопад, снегопад, если женщина просит…
Конец фильмов
У “наркоманки” уши длинные
Что не едят вегетарианцы
Дети – цветы смерти?
Где мальки – там и окуни
Отголоски бури
Символика страны, которой нет
Новый министр – старая политика.
Путешествие по замкнутому кругу
Дать России шанс


««« »»»