БОРЬБА ЗА “РОСНЕФТЬ” ВЫШЛА НА ФИНИШНУЮ ПРЯМУЮ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ПОДТВЕРДИЛО СВОЮ РЕШИМОСТЬ ПРОДАТЬ КОМПАНИЮ “РОСНЕФТЬ” В СООТВЕТСТВИИ С НАМЕЧЕННЫМ ГРАФИКОМ

1.

За последние несколько недель подготовка к ее приватизации шла в ускоренном темпе. В начале определился оценщик компании. Конкурс на право оценки выиграла фирма “Kleinwort Benson”, запросившая за свою работу минимальную сумму вознаграждения – 650 тыс. долл. Вслед за этим был подписан президентский указ “О мерах по подготовке к продаже акций ОАО “Нефтяная компания “Роснефть”, лишивший, в частности, компанию функций дилера по государственной доле углеводородов по соглашениям о разделе продукции. В середине марта обнародована оценочная стоимость “Роснефти”, определенная упомянутой выше фирмой “Kleinwort Benson”. Она составила 2,3 млрд долл. И наконец, совсем недавно Госкомимущество объявило о том, что на инвестконкурс будет продаваться пакет акций в размере 75% плюс одна акция, стартовая цена которого составит 12,8 млрд руб. (2,1 млрд долл.). Начат прием заявок на участие в конкурсе.

Тем самым поставлена точка в ключевом вопросе: оставлять ли за государством, хотя бы на время, право контроля за “Роснефтью”. Нынешний размер продаваемого пакета акций практически означает для победителя полную свободу действий в отношении компании. Несмотря на то что в процесс приватизации “Роснефти” намерены вмешаться законодатели, готовящие проекты постановлений о его приостановке и даже о национализации компании, можно предположить, что исполнительная власть не пойдет на попятную.

2.

В споре о размерах продаваемого на инвестконкурсе пакета акций “Роснефти” долго сталкивались две позиции. Сторонники продажи половины всех акций обычно опирались на два основных аргумента, и оба они небезосновательны. Первый – это уже упомянутое сохранение за государством контроля за компанией, за счет блокирующего пакета акций или же выпуска “золотой акции”. В противном случае, утверждали они, компанию просто разберут по частям после завершения инвестконкурса. Второй – основан на более прагматичных соображениях. Если продавать сразу 3/4 акций на инвестконкурсе, то оставшаяся четверть просто обесценивается. Кстати, и фирма-оценщик подтвердила большую выгодность для государства продажи “Роснефти” меньшими порциями. Продав сперва половину всего пакета, можно потом сыграть на повышение стоимости оставшихся акций, используя интерес победителя к получению полного контроля за компанией.

Сторонники же нынешнего варианта обозначили свои интересы еще в начале года, когда “ЛУКОЙЛ” выступал с заявлением против ограничения пакета 50%, утверждая, что подобная схема приватизации “не позволит осуществить эффективное управление предприятиями, входящими в состав компании”. В более осторожной форме эту точку зрения поддержал и “Газпром”, – союзник “ЛУКОЙЛа” по альянсу, созданному для участия в приватизации “Роснефти”.

3.

Как мы видим, в конечном счете возобладала все же точка зрения сторонников быстрой и окончательной приватизации “Роснефти”. Трудно сказать, что здесь сыграло решающую роль: их настойчивость и влияние в правительстве или стремление самого государства успеть получить вожделенную долю доходов в условиях резко ухудшающейся конъюнктуры в нефтяном секторе.

Во всяком случае проблему с возможным недобором выручки в результате обесценения оставшихся 25% акций правительство решило предельно просто: вместо представленных оценщиком параметров (1,6 – 1,8 млрд долл.) стоимость продаваемого пакета установлена почти на уровне всей оценочной стоимости компании – 2,1 млрд долл. Что же касается дальнейшей судьбы “Роснефти”, то она, похоже, мало волнует исполнительную власть, которой даже удобнее иметь дело с меньшим числом достаточно компаний. Правительству сейчас с лихвой хватает забот, связанных с недобором нефтяных доходов из-за падения мировых цен на нефть.

4.

В деле “Роснефти”, однако, невыясненным остается еще ряд вопросов. Первый из них – купят ли компанию по назначенной, довольно высокой, цене. Думается, на него можно ответить положительно. При всех минусах нынешней ситуации на нефтяном и фондовом рынках, недостатках самой “Роснефти” последний лакомый кусок российского нефтяного пирога вряд ли будет упущен претендентами.

Второй весьма интригующий всех вопрос: кто станет владельцем компании? Исходя из всего предшествующего опыта раздела российского нефтяного комплекса можно предположить, что в высших эшелонах власти уже знают на него ответ. Пока же главных фигурантов трое – альянс “Газпром” – “ЛУКОЙЛ” – “Royal Dutch /Shell”,

– альянс: ОНЭКСИМбанк – “British Petroleum”,

– новорожденный гигант “ЮКСИ” (читай – Борис Березовский “со товарищи”), ведущий переговоры о финансовой поддержке своего участия в конкурсе с четырьмя крупными нефтяными компаниями из США и Франции.

Вполне возможно, что в конечном счете, после перехода “Роснефти” в частные руки, компанию могут полюбовно поделить нынешние соперники. Сейчас она имеет весьма неоднородную и территориально разбросанную структуру. Кроме того, победителю еще предстоит разбираться с многочисленными дочерними обществами “Роснефти”, которые она полностью не контролирует.

5.

И, наконец, еще один важный вопрос: получит ли казна реальный и масштабный доход от продажи компании? По объявленным условиям, вроде бы, – да. Победителю конкурса придется выложить гораздо больше, чем 13 млрд руб., так как, помимо стоимости самого пакета, он обязан погасить долги “Роснефти” и ее дочерних обществ перед федеральным бюджетом и Пенсионным фондом, а также обеспечить выполнение инвестиционной программы, стоимостью около 400 млн долл. Причем средства необходимо внести в весьма жесткий срок – в течение 3,5 месяцев. Участник конкурса обязан также внести залог в размере 2 млрд долл. И все же сомнения в том, что в бюджет мощным потоком вольются столь необходимые ему “живые деньги” остаются. Слишком много уже было примеров того, как в ход шли различные взаимозачеты и долговые обязательства.

В любом случае ясно одно: приватизационный марафон “Роснефти” подходит к концу, но на финише мы можем ожидать еще самых неожиданных поворотов, коллизий и сюрпризов в борьбе за компанию. Первые признаки этого уже наблюдаются. Так, глава “ЮКСИ” Михаил Ходорковский заявил, что стартовая цена продаваемого пакета акций “Роснефти” завышена, как минимум, на 800 млн долл., что было воспринято как сигнал об отказе холдинга от участия в конкурсе. Свои претензии к процедуре приватизации “Роснефти” высказала и Счетная палата. Она отметила необходимость участия в определении рыночной стоимости приватизируемого имущества государственных финансово-контрольных органов. В то же время , интересно , что экс-премьер Виктор Черномырдин заявил, что за принятое решение о приватизации “Роснефти” его “надо было повышать”, назвав его абсолютно правильным. Пока о ревизии этого решения речь не идет, но ясно, что заинтересованные стороны еще предпримут ряд встречных ходов в борьбе за компанию.

Сергей КОЛЧИН

Фонд “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПРИШЛО ЛИ ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ?
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО “СВОБОДА”
Новый социализм для будущей России
Оброк за диплом
VIII (внеочередной) съезд Российского общенародного союза
Одевая, обновляем и спасаем?
Повинен в плагиате – достоин смерти
Как Вы прокомментируете события в Нижнем Новгороде?
“КУХАРКИ” НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУХНЕ
Цвести и пахнуть
ЗАЯВЛЕНИЕ
ДОРОГА ДЛЯ ТРОЙКИ
ПОСЛЕ ПЕЧАЛИ ЯВИТСЯ РАДОСТЬ
Терпение горько, но плод его сладок
В ПОДМОСКОВНЫХ ДЖУНГЛЯХ
Яичко к Христову дню
Виртуальный ЗАГОВОР
Акции протеста в регионах России
Прорехи большого стиля
События
ПРЕМЬЕР СВ выставлен на торги
Встречи и контакты
ЗИМНЯЯ ВИШНЯ


««« »»»