Оброк за диплом

Это не так уж и просто – писать о студенчестве, когда сама принадлежишь к этой славной бесшабашной братии. Сложно удержаться от пения дифирамбов или от другой крайности – вспомнить о всех недостатках и выместить свои личные обиды. Но постараемся быть объективными. Тем более, что вопросы, которых я хочу коснуться, позволяют это. Итак, кроме того, что студенты – это люди, которые получают высшее образование и разбираются в тонкостях литературы или физики, биологии, экономики, психологии и т.д., это еще и просто люди. Их, как и всех (а может, и больше), коснулись “прелести” новой жизни – резкое социальное расслоение, влияние западной культуры и достижений научно-технического прогресса. Вот об этом мы и поговорим. Начнем, господа, свой анализ.

Группа первая, самая “прогрессивная”, заметная и, к счастью, не слишком многочисленная.

БЛАТНЫЕ

Не хотелось бы пользоваться тюремной лексикой, но арго здесь не избежать. Эти студенты совсем не соответствуют тем устаревшим представлениям о типичном студенте, раз в месяц позволяющем себе угоститься в недорогом ресторанчике. Блатные – другие. Они есть на каждом факультете, но на престижных их гораздо больше. Появление блатного в вузе знаменуется приездом могущественного папаши на факультет, осчастливленный выбором великовозрастного дитяти. Папа появляется в полном соответствии с правилами этикета “новых русских” – визжат тормоза сверкающего “мерседеса”, выходит респектабельный мужчина, широко улыбаясь и небрежно помахивая сотовым телефоном. Родитель должен быть не только богатым, но и со связями. Впрочем, возможны варианты: в некоторых вузах так нуждаются в деньгах, что знакомство с директором А, депутатом Б, завкафедрой С необязательно для поступления. Тут уж как повезет. Если повезет и кошелек будет достаточно толстым, члены приемной комиссии сговорчивыми, связи подходящими, то сынок или дочка без особых проблем напишут сочинение и сдадут устные экзамены.

И вот с началом учебного года появляются детки. Визжат тормоза скромного “форда”, взволнованно пищит пейджер, выходит новоиспеченный студент – снобистская улыбочка, взгляд свысока. Сложно назвать этих молодых людей студентами. Утро у них начинается в полдень. После церемонии въезда на родной факультет наступает еще более важный момент: надо решить, где пообедать и с кем поговорить. Впрочем, это не проблема: как говорится, свояк свояка видит издалека. И вот уже кучка “мажорных” мальчиков и девочек общаются в своем тесном кругу. Обсудив насущные дела: какой фирмы помада, куда пойти повеселиться, в каком клубе купить наркотики, ребята нестройными рядами идут на последнюю лекцию. Там они едят, слушают плейер, презрительно рассматривают “серую толпу” или продолжают общение с себе подобными. Мы с друзьями до сих пор не можем разгадать загадку: как же блатные переживают сессии. Вроде и на семинарах они бывают не чаще одного раза в месяц, на лекциях предпочитают слушать музыку, а не лектора… Наверное, и здесь помогают деньги: купить реферат, курсовую, сделать преподавателю подарок. Но попадаются такие честные профессора, которые на все подарки отвечают холодным равнодушием или возмущением. Тут, конечно, могут возникнуть проблемы, но и они решаемы. Отчисляют блатных студентов очень редко. Только не спрашивайте почему.

ОБЫЧНЫЕ СТУДЕНТЫ

Перейдем к следующей группе – итак, вид второй – “студент обычный”. Особыми приметами не обладает. Поступил благодаря своим знаниям и хорошим репетиторам. Учится нормально. В свободное от учебы время подрабатывает. Подрабатывать может по разным причинам: чтобы водились собственные карманные деньги, чтобы обеспечить себе жизнь, чтобы содержать семью (в смысле помогать родителям). Впрочем, последнее встречается редко. Мне посчастливилось учиться с такой девушкой. Света приехала из Ярославской области, поступила в московский вуз вопреки желанию родителей. Родители противились, потому что семейный бюджет – 600 тыс. руб. – не позволял учить дочь в таком дорогом городе, как Москва. Первые полгода девушка жила на стипендию и на родительские 200 тыс. в месяц. Потом ее отца уволили, мама разрывалась на двух работах, подрастал младший брат. Девушка перевелась на вечернее отделение и устроилась на работу. Из зарабатываемых 3 млн руб. половину отправляет домой.

Сережа работает официантом, чтобы, как он объясняет, “не жить в нищете”. К тому же, ощутив ритмы большого года, юноша понял, что в родном Калининграде он обречен на нищенское существование – специальность не та, за которую там платят. А Москва открывает большие перспективы – работа, карьера, деньги. Вот только прописки, равно как и квартиры, нет. Поэтому студент сейчас активно зарабатывает на однокомнатную квартиру. Впереди у него три года и 2 тыс. долл. ежемесячной зарплаты.

КОНТРАКТНИКИ

Это новички в нашей системе образования. Платное обучение было введено из-за недостаточного государственного финансирования. Вузам нужны деньги. Это касается, конечно, государственных. Частные университеты, институты обучают своих студентов только за определенную плату, давая взамен образование сомнительного качества. Плата в государственных вузах относительно низкая, если сравнить с зарубежными и частными российскими вузами. В МГУ она колеблется от 1,5 до 3 тыс. долл. за курс. Причем, если студент учится на “отлично” и “хорошо”, плата снижается на 50% и 25%, соответственно. Что же касается того, что на платном отделении учатся недалекие, мягко говоря, люди, спешу заверить – это неправда. Подавляющее большинство контрактников ничуть не глупее, а то и умнее основной массы студентов. Ведь известно: экзамены, тем более вступительные, – рулетка. И если удача отвернулась от вас в решающий час экзамена – остается смириться и либо учиться на платной основе, либо поступать в следующем году.

Антон не добрал одного балла, а учиться очень хотелось, вернее, очень не хотелось в армию. Поэтому был один выход – платное обучение. После 1 курса плату за отличную учебу снизили на 50%, после второго курса он уже учился на общих основаниях…

Естественно, и среди контрактников есть мажоры. Они не стараются учиться.

– Зачем, – удивляется Ольга, журфак, – у родителей достаточно средств, чтобы заплатить эти несчастные полторы “штуки” баксов. Да и работа для меня уже есть. Папа работает на телевидении, уже устроил меня на второй канал.

С ПОЧВОВЕДЕНИЯ НА ЮРИДИЧЕСКИЙ?

Есть еще особая хитрость в вузах – перевод с одного факультета на другой. В принципе, все понятно, когда студент переводится с химического факультета на биологический или с филологического на философский. Но недавно я столкнулась с удивительным случаем. На журфак перевелась девушка с геологического. Впрочем, дело даже не в том, что она программу факультета журналистики попросту не знала. Интересно другое: конкурс на геологический – 1,8 – 2 человека на место, на журфак – 6 человек на место. То есть, не важно, дети, куда поступать, главное – поступить, а потом переведетесь. Как шутит моя подруга:

– Поступлю на почвоведение (1,2 человека на место), а потом переведусь на юридический (10 – 15 человек на место).

ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Конечно, коррупция в вузах – дело не новое, и я не ставила цель разоблачить кого-либо. Всем и без того известно, что на определенные факультеты (экономический, юридический, иняз) какого бы то ни было вуза без денег и связей поступить сложно, будь ты хоть семи пядей во лбу. Но и здесь встречаются исключения. Как говорит Аня, юрфак, 3 курс:

– Профессорам хочется иметь кого-то, кому они могут смотреть в глаза и понимать, что их понимают.

Наши профессора зарабатывают иногда меньше, чем их студенты. Как сказала одна из моих преподавателей:

– Выживаем за счет репетиторства. А какими глазами потом смотреть на ученика, если он вдруг не поступит?

Преподавателям тоже хочется, чтобы этого “вдруг” не случилось. И родители понимают: хочешь, чтобы твой сын поступил в университет Дружбы народов, ищи репетитора из преподавателей этого вуза. Так надежней будет. Впрочем, не все так мрачно. Некоторым счастливчикам вузы подчиняются без особых хлопот. Дерзайте, ведь учился же Ломоносов, несмотря на отсутствие денег. Но все же я решила: если у меня будет ребенок, на его поступление я выделю кругленькую сумму. Так, на всякий случай…

Наталия БРОДОВИЧ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПРИШЛО ЛИ ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ?
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО “СВОБОДА”
Новый социализм для будущей России
Одевая, обновляем и спасаем?
VIII (внеочередной) съезд Российского общенародного союза
Как Вы прокомментируете события в Нижнем Новгороде?
Повинен в плагиате – достоин смерти
Цвести и пахнуть
“КУХАРКИ” НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУХНЕ
ДОРОГА ДЛЯ ТРОЙКИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
Терпение горько, но плод его сладок
ПОСЛЕ ПЕЧАЛИ ЯВИТСЯ РАДОСТЬ
БОРЬБА ЗА “РОСНЕФТЬ” ВЫШЛА НА ФИНИШНУЮ ПРЯМУЮ
В ПОДМОСКОВНЫХ ДЖУНГЛЯХ
Яичко к Христову дню
Виртуальный ЗАГОВОР
Акции протеста в регионах России
Прорехи большого стиля
События
ПРЕМЬЕР СВ выставлен на торги
Встречи и контакты
ЗИМНЯЯ ВИШНЯ


««« »»»