В последнее время часто сталкиваюсь с одним явлением: в общественном сознании закрепляются не без помощи власти некоторые утверждения, которые при более детальном рассмотрении оказываются весьма и весьма спорными. Одним из таких утверждений является аксиома о том, что нынешние времена – времена крепких профессионалов. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
ПРОФЕССИОНАЛЫ С НЕМЫТЫМИ РУКАМИ
Власть наша просто пылает официальной любовью к профессионалам. Они-де сейчас в особой цене, их с каждым днем появляется все больше и больше, именно они востребованы рыночной экономикой. Что касается востребованности профессионалов в рыночной экономике, это правда. Пришлось мне довольно долго в одной такой “рыночной” стране жить и работать. Свидетельствую – там профессионализм ценится очень высоко. Причем неважно, какая у тебя профессия – модная или нет, престижная или простая, требующая высшего образования или довольствующаяся средним. Тебя будут уважать, если ты любую работу делаешь профессионально.
Приведу пример. Мы с моей коллегой написали статью в специальный журнал. Статью решили снабдить фотографией авторов. Фотограф попросил нас пройти с ним на улицу, к какому-то памятнику, а потом минут пятнадцать искал нужный ракурс. Я очень удивилась – почему он не снял нас просто на рабочих местах. Коллега пояснила: фотограф – хороший профессионал, он внимально прочитал нашу статью и решил, что фотография именно на фоне этого памятника поможет раскрыть содержание нашей работы. “Хороший профессионал” в устах коллеги звучало так же восхищенно-уважительно, как у многих из нас – “миллиардер”.
Но это – там. У нас же, похоже, профессионалы размножились исключительно в мечтах власти. В жизни все происходит несколько по-другому. Недавно к моему заболевшему гриппом отцу пришла врач из районной поликлиники, которая на предложение помыть руки заявила, что она их уже мыла у другой больной. Потом врач посоветовала лечить насморок детской мочой и ушла (не помыв руки), а мы остались в размышлениях о том, какая болезь была у предыдущей больной и куда теперь путешествует вирус “нашего” гриппа.
Принято считать, что основной причиной нынешнего непрофессионализма является бедность. Однажды, не выдержав, я сделала замечание воспитательнице детского сада, оравшей на детей чуть ли не матом, и получила в ответ предложение поработать за ее нищенскую зарплату. И мнение этого хамовитого “педагога” разделяют многие. Но я убеждена – даже царские зарплаты не приучат нашу участковую врачиху мыть руки, а стервозную воспитательницу по-человечески относиться к детям. Тогда как настоящий профессионал просто не может плохо делать свое дело – даже если он работает “на немца”. Примеров и тут не занимать – начиная от тех самых немцев, которые, работая в плену, строили на века. И кончая моей знакомой пенсионеркой-уборщицей, которая физически не может пройти мимо грязи, чтобы не убрать ее.
Так что причины нынешнего ренессанса непрофессионализма нужно искать в другом. Псевдорынок, до сих пор господствующий в России, в отличие от настоящего рынка, вовсе не востребует профессионализм и добросовестный труд. Напротив, труд не оплачивается, а образование не ценится. Легкие деньги мошенников и торговцев воздухом противостоят слишком тяжелым деньгам (если не полному их отсутствию) высококвалифицированнных рабочих, хороших инженеров, врачей, учителей и пр.
В процессе перехода к рынку тихо и незаметно произошел крах завоеванных с таким трудом равных возможностей. Пока власть имущие заняты устройством своих детишек в престижные школы и университеты других государств, в нашей стране тысячи детей теряют возможность получить образование. Причин тому тьма – и бедность родителей, и повсеместное развитие платности образования, и нарастание разрыва в уровне образования в различных школах. Впрочем, хуже всего то, что все меньше и меньше людей будут сильно переживать по поводу невозможности получения образования и профессии – престиж самого образования падает. Психологи отмечают, что в последние годы никто, включая родителей, не уделяет внимания трудовому воспитанию. И родителей, и учителей понять можно. Представляю, что могут ответить “продвинутые” подростки в ответ на проповедь необходимости честного труда в нашей полубандитской, полуторгашеской, полунищей России.
Развитию непрофессионализма способствует и тот факт, что множество специальностей и специалистов оказались невостребованы, тогда как специалистов других, востребованных новыми условиями, специальностей просто не было в начале реформ. В результате высококлассные специалисты-оборонщики превратились если не в бомжей, то в челноков, тогда как вполне преуспевающими финансистами, банкирами, предпринимателями стали бывшие химики, философы, врачи, певцы. Конечно, подобный пример доказывает силу личной предприимчивости, но доказывает он, к сожалению, и некоторую ущербность идеи о необходимости высокого профессионализма.
Девальвируется и ценность дипломов о высшем образовании. Диплом можно дешево купить – поддельный – в метро. Диплом – уже настоящий – можно купить дорого или очень дорого в успешно расплодившихся частных высших и средних специальных учебных заведениях. Наконец, можно почти официально покупать оценки и в самых что ни на есть государственных учебных заведениях. При этом деньги, поступающие в уплату за оценки и дипломы, направляются никак не на повышение уровня образования. Напротив, многие учебные заведения резко сокращают курсы, полностью ликвидируют практические занятия. В ветеринарной академии, например, студенты за весь период обучения практически не имеют возможности подойти к корове или свинье. Классные специалисты, видно, получаются в результате такой экономии.
Итак, нынешние времена вполне можно классифицировать как апофеоз непрофессионализма. И наиболее яркими примерами такового служат действия тех самых высоких властей, которые любят порассуждать о любви к профессионалам и сами числят себя таковыми. О профессионализме первого лица лучше вообще не говорить. Ибо тут мы имеем дело со случаем весьма сложным, когда человек занимает одно место, но думает, что сидит на другом. Представьте, к примеру, что кого-то посадили работать на место водителя такси, а он вообразил, что на самом деле является пассажиром. Так и у нас в стране – по Конституции, должен быть президент, а по жизни получается – что-то вроде царя. До профессионализма ли тут? Зато вокруг царского трона – заповедник профессионалов. Это они, профессионалы, проводили и проводят политику в Чечне, денно и нощно воюют с неплатежами. Это лучшие министры финансов накапливают государственный долг, предварительно ваучеризировав всю страну. Это в результате сверхпрофессиональных действий Россия плавно превращается в бандитское государство.
ТЮРЕМНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
Здесь мы подошли к одной интересной теме. Если в советском прошлом непрофессионализм был “внебрачным ребенком” идеологии, то ныне непрофессионализм является и следствием, и фактором воспроизводства криминала. Для того чтобы сегодня в России стать успешным мелким предпринимателем, не надо быть специалистом в той или иной области производства или торговли, не надо следовать законам или быть компетентным в экономических проблемах. Надо найти контакты с “крышей” (читай – с преступным миром) и сообразить, как обойти закон (прежде всего – в уплате налогов). То же правило действительно и для крупного бизнеса.
В результате успеха чаще достигают не истинные профессионалы, а всевозможные дельцы, мошенники, просто люди, не отягощенные моралью и законопослушанием. В общественном мнении последние становятся людьми самодостаточными, “деловыми”. И вот уже наши власти в изумлении обнаруживают, что в Нижнем Новгороде избрали мэра с тюремным прошлым, настоящим и, возможно, будущим. Удивляться не надо – мы имеем дело с целой цепочкой воспроизводства криминала и непрофессионализма. Просто один “профессионал”, будучи губернатором, помог возвышению карточного шулера и провел столь успешные экономические реформы, что половина населения обнищала. Другие “профессионалы” так организовали выборы, что два демократических кандидата разделили между собой голоса избирателей. А обработанный “профессионалами” народ посчитал, что наилучшими характеристиками для мэра являются судимости и умение “приватизировать” чужие деньги.
Возьмем другую криминальную историю, случившуюся с господином Козленком и фирмой “Голден Ада”, уворовавшими из государственной казны миллионы долларов. Дело это обещает быть громким, грозит разоблачениями многим известным людям. Но так уж получилось, что я узнала о господине Козленке еще тогда, когда никому не известный молодой человек впервые появился на московском заводе “Кристалл” в качестве главы указанной фирмы. Специалисты завода тогда поражались полному непрофессионализму Козленка, смелости его замыслов и безудержной доверчивости власть придержащих. Как теперь видно всем, и здесь непрофессионализм прикрывал криминал.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Конечно, через энное количество лет, когда (и если) цивилизованный рынок все-таки воцарится в нашей многострадальной стране, профессионализм вновь поднимется в цене. Желаю всем моим читателям дожить до этих лучших времен. Для этого рекомендую не попадать в руки врачей с немытыми руками, учителей без дипломов, финансистов выпуска “МММ”, а также в сферу деятельности “лучших министров финансов” и иже с ними.
Любовь ГЕОРГИЕВА