“АЗОТ” ПИШЕМ, “РОСНЕФТЬ” В УМЕ…

На нынешней неделе произошло событие, не имеющее в России прецедентов, – Арбитражный суд Москвы вернул в собственность государства 41 проц. акций АО “Череповецкий “Азот”, которые были осенью 1994 г. проданы ОНЭКСИМбанку. Иск был подан 3 июля с.г. Российским фондом федерального имущества (РФФИ) с целью расторжения договора покупки – продажи с победителем конкурса в связи с нецелевым использованием инвестиций. За этой юридической формулой, впрочем, довольно примитивный механизм перекладывания банком средств из одного своего кармана в другой с использованием “Азота” в качестве по сути дела “почтового ящика”.

История началась в октябре 1994 г., когда на инвестиционном конкурсе 41 проц. акций “Череповецкого “Азота” были приобретены никому не известным АОЗТ “Первый Национальный Банкирский Траст”. Секрет происхождения “Траста” был секретом, правда, недолго – вскоре все узнали, что за этой фирмой (или фирмочкой) стоит один из финансовых гигантов России – ОНЭКСИМбанк, уже тогда проводивший активную скупку наиболее перспективных и рентабельных предприятий бывшего Советского Союза.

Победитель предложил в общем-то не так уж много – 100 млн. долларов для выполнения инвестиционной программы “Череповецкого “Азота”. На деле же обещанное заводу получить так и не удалось. Началось с того, что “Траст” перечислил на счет, с которого должно было осуществляться инвестирование сумму, в два раза меньшую – всего 50 млн. долларов в рублевом эквиваленте (счет, естественно, находился в ОНЭКСИМбанке). А затем по договорам поручительства эти деньги были… возвращены ОНЭКСИМбанку и, как признала комиссия, расследовавшая обстоятельства этого дела, “не были израсходованы на цели, предусмотренные инвестиционной программой”…

Та же судьба постигла и второй транш в размере 50 млн. долларов в рублевом эквиваленте, который был перечислен в декабре 1996 года. Он, во-первых, поступил на расчетный счет в ОНЭКСИМе, не предусмотренный договором купли – продажи, а, во-вторых, – столь же загадочно растворился в финансовых потоках банка, как и предшествующий. И оба транша не оставили никаких следов в собственно инвестиционной сфере, для которой были и предназначены.

Вывод экспертов, раскрывших и проанализировавших этот механизм, был однозначен – деньги, направленные для инвестирования “покупки”, перемещались со счета на счет в банке-покупателе в его интересах, не принося предприятию никаких результатов.

Нельзя сказать, чтобы на эту ненормальную ситуацию не обращали внимания. Еще в октябре прошлого года Ю.Беспалов, в ту пору министр промышленности России, обращал внимание РФФИ на ненормальную ситуацию вокруг “Череповецкого “Азота”. Однако бывший глава фонда В.Соколов всецело был на стороне влиятельного покупателя. А министерство промышленности команда реформаторов, близкая к владельцам ОНЭКСИМбанка, вообще упразднила. Ситуация изменилась только после того, как руководство Вологодской области, где расположен “Азот”, обратилось к В.Черномырдину. И по резолюции премьера новое руководство РФФИ внесло иск в Арбитражный суд, который вынес решение в интересах государства, против недобросовестных покупателей. Правда, вот беда: прошло три года, завод “лежит” на боку и неизвестно кто будет за это отвечать…

Казалось бы, история закончилась. Но точку в ней ставить рано. Во-первых, В.Потанин проигрывать не привык. И первое серьезное поражение, которое он понес в связи с потерей “Азота”, он постарается превратить в повод для бесконечного судебного процесса. Примером тому месяцами, если ни годами тянущиеся дела, которые дочерние структуры группы ОНЭКСИМ ведут против целого ряда государственных и коммерческих структур. Но, видимо, чем-то придется пожертвовать ради спасения имиджа.

Скорее всего такой жертвой и стал громкий отказ ОНЭКСИМа от претензий на “Пурнефтегаз” – предмет давнего судебного спора между принадлежащей банку компанией “СИДАНКО” и государственной компанией “Роснефть”, которую предстоит в будущем году приватизировать. Как не раз заявлял В.Потанин, банк намерен участвовать в торгах по “Роснефти” и, на наш взгляд, ему не безразлично, с каким имиджем он туда придет. Бесспорно, дело совсем не в том, что, проиграв суд по “Пуру”, ОНЭКСИМу было бы неудобно претендовать на покупку “Роснефти”. Скорее, причина мирового соглашения, которое Потанин вынуждает подведомственную ему “СИДАНКО” подписать с “Роснефтью”, – в стремлении каким-то образом смыть с банка пятно, появившееся после суда по “Череповецкому “Азоту”. (Сама “СИДАНКО” до последнего момента отрицала возможность мировой, и ее новый первый вице-президент англичанин Майкл Пинк за день на предложения его компанией мировой утверждал: “Пурнефтегаз” был и останется нашим.)

Удастся ли компания по реабилитации ОНЭКСИМа, говорить трудно. Если приватизация “Роснефти” начнется в конце 1997 г., история с “Череповецким “Азотом” еще не будет забыта. Видимо, поэтому тактика сил, поддерживающих В.Потанина, будет состоять в затягивании начала разгосударствления последней государственной компании. Удастся ли им это, покажет время.

Сергей АНИКЕЕВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Синдром рецидивиста
INFOADVISOR 4400 – БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПЕЙДЖЕР
ХОДЫ ЧУБАЙСА
СТИРКА – И НИЧЕГО БОЛЬШЕ
Не забудьте выбросить телевизор
ХОЗЯИН ПРИЕХАЛИ-С?
УРОКИ ОКТЯБРЯ
ЗАГАДКА 31 МИЛЛИАРДА
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
ПОЗНАЙ СЕБЯ И МИР ВОКРУГ
СОГЛАСИЕ В РАЗНОГЛАСИЯХ
В СТОЛИЦЕ РАСТЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ
ПИК КРИЗИСА ДЛЯ ”МОСКВИЧА” МИНОВАЛ, НО ВПЕРЕДИ КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА ЗА РЫНОК СБЫТА
ДЕРЖИ ДРУЗЕЙ БЛИЗКО К СЕБЕ, А ВРАГОВ – ЕЩЕ БЛИЖЕ
“ДЖОНСОН И ДЖОНСОН” СДАЕТ ЭКЗАМЕН В ИНСТИТУТЕ КРАСОТЫ НА “ПЯТЬ И ПЯТЬ”
МОСКВА ЗА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, А ДРУГИЕ?..
Президент России имеет право на пенсию!
ЛОББИ И СТЕНКУ ПРОШИБЕТ…
ЧЕЧЕНСКИЙ… НЕФТЯНОЙ СЛЕД
ОСЕНЬ ПАТРИАРХА
К ЧИТАТЕЛЯМ “МОЕЙ ГАЗЕТЫ”
КРИМИНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Лукашенко не пригласили


«««