Дети разных народов – как живется нам в единой России?

Председатель Комитета по делам национальностей, член совета фракции “Наш дом – Россия” Государственной Думы Российской Федерации Владимир Юрьевич ЗОРИН отвечает на наши вопросы.

– В России проживает сто семьдесят шесть наций, народностей и этнических групп, и все они являются коренными.

В России нет ни одной проблемы, которая не имела бы национального аспекта, поэтому решение любого вопроса тесно увязано с межнациональными отношениями. Вполне понятно, что у возглавляемого Вами комитета весьма широкое поле деятельности. Это с одной стороны. С другой – нынешняя Дума характеризуется глубокой партийной раздробленностью и политической конфликтностью по большинству политических, экономических и социальных проблем, а также национальных отношений. Сказывается ли различие подходов в работе возглавляемого Вами комитета?

– Я глубоко убежден, что в решении национального вопроса должно быть три принципа.

Первое – этой работой должны заниматься профессионалы, а не любители. Любительский подход вреден везде, а в сфере межнациональных отношений – особенно. Никакая обида не является более длительной, незабывающейся, чем обида, связанная с межнациональными отношениями.

Второе – нужно сделать все возможное, чтобы национальная карта не разыгрывалась в спекулятивных, амбициозных целях. Понимаю, что это идеализм, но этого можно и нужно добиться. Если партия или движение претендуют на звание серьезной политической силы, они не должны использовать межнациональные отношения в политических целях.

И, наконец, третье – национальная политика относится к тем сферам деятельности, где должна быть единая скоординированная линия у всех ветвей федеральной власти.

– Какие у Вас отношения складываются с другими комитетами Госдумы, администрацией президента?

– Мы тесно сотрудничаем с Комитетом по делам Федерации, СНГ, Комитетом по проблемам Севера, Министерством по делам национальностей. Поддерживаем рабочие отношения с соответствующими структурами аппарата президента. Правда, не со всеми подобными структурами у нас складываются нормальные, ровные, деловые отношения. Никак не удается наладить отношения с Государственным политическим управлением. Там “интересные” стиль и подход к национальной тематике: чем меньше говорить о ней, тем лучше.

– Какова, по Вашему мнению, наиболее серьезная концептуальная ошибка нынешней национальной политики, и есть ли вообще в России национальная политика как таковая?

– В моем понимании, национальная политика – это система взглядов, принципов, приоритетов в сфере национальных отношений и их реализация. Разработана Концепция государственной национальной политики, принят федеральный закон “О национально-культурной автономии”, разработаны “Основы правового статуса коренных малочисленных народов РФ”.

Необходимо обратить внимание на одно обстоятельство. Оно состоит в отождествлении понятий “национальная политика” и “политика по регулированию федеративных отношений”. Национальные и федеративные отношения тесно переплетены между собой, но являются самостоятельными сферами жизни. Государственная национальная политика шире федеральной. Мы должны иметь в виду, что в России проживают этносы, как имеющие свои национальные государственные и территориальные образования, так и не имеющие их. Субъектами национальной политики являются все этносы, и все они участвуют в создании и укреплении российского государства.

Российская национальная политика должна исходить из следующих основных положений: в российском государстве все нации и этнические группы в равной степени являются государствообразующими народами. При этом ни в коей мере не должна преуменьшаться и третироваться роль русского народа.

– Проблема отношений между федеральным центром и субъектами Федерации весьма остра. Существует ли, по Вашему мнению, некие национально-этнические аспекты этой проблемы?

– Да, существуют. С национально-этнической точки зрения, отношения между Центром и субъектами Федерации должны иметь асимметричный характер. Федеральный центр может владеть лишь теми полномочиями, которые ему передали члены Федерации. При этом в пределах полномочий должен быть определен свой минимум и свой максимум. Несоблюдение минимума превращает Федерацию в конфедерацию, что чревато распадом. Превышение же максимума делает государство унитарным.

Абсолютная уравненность в правах всех ее членов, стремление к полному единообразию без учета уровня развития, исторических особенностей, конкретной специфики национальных отношений – губительны для Федерации.

Субъекты Федерации должны быть суверенны, но не абсолютно уравнены в полномочиях. Некоторые субъекты, например, в силу многих причин не нуждаются в данный период в максимуме своих возможных прав и хотели бы передать их Центру. И это необходимо учитывать в реальной политике.

– В девяносто шестом году Указом президента была утверждена “Концепция государственной национальной политики РФ”. В чем суть этого документа, выражающего российскую государственную национальную политику?

– Концепция государственной национальной политики РФ – важнейший на сегодняшний день документ. Он в правовом отношении организует национальную политику в стране. В своей основе этот документ исходит из того, что межнациональные (межэтнические) отношения – устойчивый, долговременный фактор социальной жизни в многонациональной стране, и национальная политика – это не навязывание воли какому-либо народу или этнической группе, а искусство согласования, соединения национальных интересов.

– Работа по развитию национальных отношений на федеральном и уровне субъектов РФ очень важна. Без этой работы нормальных межэтнических отношений попросту быть не может. Но их также не может быть, если не функционирует местное самоуправление.

– С вами можно согласиться: при эффективной работе местного самоуправления многие болевые проблемы национальных отношений стали бы менее острыми. Но, с другой стороны, я как член фракции “Наш дом – Россия” хотел бы обратить ваше внимание на некоторые важные, но не всегда заметные шаги в развитии местного самоуправления. В сентябре президент подписал Закон РФ “О финансовых основах местного самоуправления”. Этот закон устанавливает основные источники формирования местных финансов, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях, взаимоотношения органов местного самоуправления и финансовых институтов, а также гарантии финансовых прав местного самоуправления. Бюджеты районов и городов на девяносто восьмой год будут формироваться на основе нового документа, где указываются источники финансирования муниципальных органов власти. В результате муниципалитеты получат точку опоры, что благоприятно скажется и на осуществлении национальной политики в целом ряде ее аспектов.

– В свое время был принят Закон “О национально-культурной автономии”. В одном из интервью Вы сказали, что данный закон, по сути, стал новой моделью правового регулирования национальных отношений, своего рода революционным шагом. Вы не могли бы прокомментировать эту Вашу позицию?

– На протяжении веков национальные отношения всегда привязывались к конкретной территории. Согласно же закону, национально-культурная автономия носит экстерриториальный характер и выступает как форма самоопределения граждан, принадлежащих к определенной этнической общности. Знаете, еще А.С.Пушкин страстно мечтал о “самостояньи” человека. Закон дает возможность “самостоянья” этнической общности в области культуры, языка, воспитания, образования, информации, общественного самоуправления.

– Скажите, Владимир Юрьевич, а есть ли какие-либо практические достижения в сфере национально-культурной автономии?

– Да, есть. Сегодня Минюст зарегистрировал две федеральных и около ста региональных национально-культурных автономий. Образован на представительной основе Консультативный совет по делам национально-культурных связей при правительстве РФ. Я хочу подчеркнуть, что пусть медленно, но идет замена идеи замкнутой суверенизации и защиты интересов только одной этнической диаспоры на идею единого культурного, образовательного пространства, приоритета интересов гражданина, личности, равноправию национальных, религиозных и культурных общностей.

– Поддержку соотечественников в странах СНГ можно назвать крайне актуальной и первоочередной проблемой. Многие соотечественники испытывают весьма серьезные финансовые затруднения и даже нужду. Какие реальные шаги предпринимает возглавляемый Вами комитет по облегчению участи этих людей, смотрящих с надеждой на Россию?

– По остроте этой проблемы мы занимаем второе место в мире после Венгрии. За пределами России проживает почти каждый пятый россиянин, за пределами Венгрии – каждый третий.

Наш комитет принимает самое активное участие в разработке Концепции государственной политики РФ в отношении зарубежных соотечественников.

В начале декабря текущего года Госдума приняла в третьем чтении законопроект об изменении бюджетной классификации, где впервые предлагается (это было сделано по инициативе нашего комитета) отдельный раздел в ст.3 “Развитие федеративных и национальных отношений”. Если этот законопроект будет одобрен Советом Федерации и утвержден президентом РФ, то программы по развитию национальных отношений, по государственной поддержке соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, получат реальное финансовое обеспечение, станут доступными для контроля общественности.

– Владимир Юрьевич! Есть интересный афоризм: “Я не знаю, чего я хочу, и не спрашивайте меня об этом. Спросите, чего я не хочу, и я вам с удовольствием отвечу”. Мы спрашиваем, чего Вы не хотите в Вашей парламентской деятельности?

– Фракция “Наш дом – Россия” выступает за то, чтобы в парламенте было больше законодательной работы и меньше разговоров о том о сем, а больше ни о чем. Наша фракция работает над тем, чтобы реформы не сопровождались обнищанием народа, были направлены на поддержку мелкого и среднего бизнеса, на повышение занятости населения.

Я поддерживаю этот подход моей фракции. Не хотелось бы, чтобы на пленарных заседаниях тратилось по два часа на обсуждение повестки дня и принятие политических заявлений по каждому злободневному событию. Каждый орган власти должен заниматься своим делом. Государственная Дума – посвящать подавляющую часть своего времени принятию законов. Правительство – заниматься качественным исполнением этих законов.

– Проблема отмены графы национальности в паспорте. Наверное, в Ваш комитет поступает много обращений по этому поводу?

– Да, много. Конституция требует, чтобы человек при желании идентифицировал свою национальность. Ему надо для этого создать условия. Бесспорно, в паспорте, который выдается в национальных республиках, должны быть вкладыши на языке национальности, как это было раньше.

Б.Н.Ельцин подписал принятый Думой федеральный закон об актах гражданского состояния, где в пяти документах, начиная со свидетельства о рождении, можно записать национальность.

– В одном из Ваших интервью Вы говорили: “Не бежать, но и не останавливаться, двигаться очень уверенно и в то же время осторожно”. Разделяют ли этот подход сотрудники Вашего комитета? Каково отношение граждан России к деятельности Вашего комитета, обращаются ли они за помощью к Вам?

– Обращаются весьма часто. У нас большая почта, ведем прием граждан. К нам приходят представители разделенных народов, беженцы, вынужденные переселенцы, представители различных диаспор.

В комитете им дают консультацию, каждый человек может рассказать о своей боли. Но Дума, к сожалению, не имеет материального фонда помощи населению. Мы можем только направить прошение в ведомства, имеющие эти фонды.

К нам не всегда приходят, чтобы сказать, какие мы молодцы, как хорошо работаем. Иногда приходят и говорят: “Что вы здесь делаете, вы продаете Россию!” Некоторые требуют ликвидировать строчку в бюджете об оказании реальной поддержки переселенцам из числа российских граждан.

Позиция комитета, направленная на взвешенный, неторопливый подход, конечно, не нравится экстремистам. Но наша линия твердая и мы ее проводим в жизнь.

Все, кто работает в комитете, понимают: они пришли не за лаврами, не бюджет распределять или социальные льготы. Здесь занимаются самыми болевыми точками, которые есть в нашем многонациональном обществе.

Но нам помогают на общественных началах специалисты и эксперты многих научных учреждений, общественных организаций. В числе наиболее активных помощников – специалисты вашего фонда.

Наби ЗИЯДУЛЛАЕВ, Леонид МАЗУН,

Международный фонд “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Простудился и охрип – это грипп
Ирония судьбы деда Андрея
Что бы Вы хотели пожелать россиянам в будущем году?
Офицеры запаса Орловщины
Есть ли предел трагическому падению России?
Елочка, зажгись!
Бусы повесили, встали в хоровод
Гость в доме – хозяин
Славные страницы и черные периоды. К 80-летию создания ВЧК
Удачи и счастья в Новом году!
Немецкий Санта Клаус не оденет роскошную шубу
Хроника партийной жизни
Резолюция
Россия – Болгария и Газпром
Небольшое путешествие по Владимирщине
Будем защищаться “тридцатьчетверками”
М.Камдессю! Работа адовая. Будет делаться и делается уже
Ароматы праздника
Обыкновенные приключения иностранцев в России
Волшебная лунка
Рекомендации
Шторма и штурмы
Выход есть! Его не может не быть


««« »»»