Обыкновенные приключения иностранцев в России

На днях ко мне приехали гости из Финляндии. Известно, что Россия всегда удивляла иностранцев, даже тех, кто подобно моим друзьям-финнам живет по соседству, для кого привычны снег и мороз и кто связан с нами общей историей. Визит моих друзей исключением не стал, Москва их удивила многим.

КИТАЙСКИЙ МЕДВЕЖОНОК С ЛЮБОВЬЮ ИЗ РОССИИ

Но сначала российская действительность в очередной раз неприятно удивила меня. Я знала, что финны везут моей семье рождественские подарки, и, конечно, хотела тоже заранее поздравить своих друзей с Новым годом и Рождеством. Поэтому отправилась по магазинам. Воцарившийся в нашей стране рынок заполнил прилавки множеством самых разных товаров, но покупка подарков оказалась делом совсем не простым. Мне хотелось подарить финнам что-то наше, русское, российское, но не столь банальное, как матрешки, заполнившие сувенирные киоски в самой Финляндии. Особенно я мечтала найти русские игрушки для двух малышей моей финской подруги.

Скажу сразу, что моим мечтам не суждено было сбыться. В процессе посещения магазинов планка моих требований опускалась все ниже и ниже. Игрушечные иностранцы столь прочно обосновались на российских прилавках, что русским игрушкам места там уже не находилось. В результате в Финляндию отправились мягкие китайские медвежата – поддержим китайскую легкую промышленность!

ПРОДОЛЖАЕМ ТРЯСТИ КОВРИК НА ГОЛОВУ

Итак, мои иностранцы уже в Москве. Двадцатиградусный мороз нисколько не пугает одетых в легчайшие курточки закаленных финнов. Не удивляет их ни роскошная иллюминация центра Москвы, ни сидящие в переходах нищие. Праздничное убранство площадей и подсветка зданий для иностранцев – норма, а о язвах современного российского общества им чуть ли не ежедневно сообщают средства массовой информации.

Дело здесь не в происках империализма – наши же отечественные режиссеры и журналисты просто соревнуются друг с другом, вываливая на голову слушателей, читателей и зрителей кучу грязи. В общем, как заметил в начале перестройки какой-то проницательный итальянец, мы начали уборку в своей квартире, но трясем грязный коврик над своей же головой. В результате многие наивные иностранцы всерьез полагают, что наше общество состоит из бандитов, полудиких бизнесменов и нищих.

ХЛЕБ ДА СОЛЬ

Поэтому нищие в метро и переходах никого не поразили. На ободранность подъезда и скромные размеры нашей трехкомнатной квартиры, в которой проживают три поколения моей семьи, вежливые финны никак не отреагировали. Эти прелести российской жизни больше всего беспокоили моего пенсионера-отца, который, проработав всю жизнь в оборонке, только посетив на старости лет Финляндию, узнал, каким может быть недекларируемый, а подлинный социализм и как живут (а не существуют или выживают) люди. Отягощение знаниями, а также глубинное русское желание “не ударить лицом в грязь” толкало к попыткам помывки подъезда, переноса мебели, уборки “с глаз долой” предметов хозяйственного обихода.

“Перестройку” в квартире мне удалось предотвратить, однако одержать победу над русским хлебосольством не может никто. Поэтому самым ярким впечатлением от посещения моего дома у финнов (особенно у тех, кто ранее не бывал в российских семьях) стало обилие пищи. И, конечно, наши сердца порадовало признание в том, что сложившееся по книгам впечатление о теплоте и открытости русской души при первой встрече полностью подтвердилось. Другие знакомые иностранцы ранее говорили мне о загадочном российском парадоксе: почему столь грубые и невыдержанные в общественных местах (магазинах, метро, кафе и пр.) россияне при более близком общении всегда оказываются душевными, гостеприимными людьми, преданными друзьями?

ЭТО – МОСКВА

На следующий день мы показывали финнам Москву. Москва поразила “новичков” огромными размерами, обилием людей и машин, несоблюдением водителями правил уличного движения и неудобством подъездных путей. Конечно, понравилась наша архитектура. Что касается памятников, то здесь мнения москвичей и иностранцев иногда расходятся коренным образом. Не поняли финны, чем нам не нравится клыковский Жуков (их памятник Маннергейму, между прочим, очень похож), чем не угодил москвичам трехногий Петр Первый на кораблике. А уж церетелиевские звери в Александровском саду вообще вызвали восторг – особенно чистотой и белизной мрамора.

С интересом рассматривали гости и места обитаний и развлечений “сильных мира сего”: здания правительства, Думы, министерств, престижные дома, дома приемов и т.д. Очень удивил финнов тот факт, все эти места нельзя посетить с экскурсиями. В Финляндии любой желающий может, купив билет, посетить в определенные часы президентский дворец, рассмотреть рабочий кабинет президента, залы торжественных приемов и т.д.

Кстати, финнов очень беспокоила болезнь нашего президента. Они каждый день интересовались, какая у Ельцина температура и разрешено ли ему гулять. При этом я невольно вспоминала язвительные слова одного россиянина, который, наблюдая в сентябре по телевизору за рыдающими толпами англичан на похоронах принцессы Дианы, заметил, что у нас столько горя вряд ли бы вызвала одновременная кончина всего правительства. С финнами о политике мы разговаривали мало, однако по поводу “дела российских писателей” гости заметили, что типичной реакцией на это событие в их стране были слова о том, что “мы так и знали, что в России не может быть честных политиков”.

ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА ИЛИ ЭКОНОМИЯ ПО-РУССКИ

Наше путешествие по Москве оказалось прервано самым неожиданным образом – автомобильной аварией. Слава Богу, никто не пострадал, а сама авария дала финнам пищу для новых рассуждений о загадочности русской души. Дело в том, что после аварии мой коллега, сидевший за рулем, и водитель столкнувшейся с нами машиной стали обмениваться идиоматическими выражениями. Эмоции и экспрессия перевода не требовали. Тем большим было изумление финнов, когда через пять минут в ожидании приезда ГАИ оба водителя завели мирную беседу, усевшись в один автомобиль и угощая друг друга сигаретами.

Незадолго до аварии нашу гостью поразила российская расточительность в виде сияющих золотом куполов вновь отстроенного храма Христа Спасителя. Но после аварии наивная финнка узнала, на чем мы, русские, умеем экономить. Да простят меня читатели, но длительная экскурсия и последующее ожидание ГАИ вызвали у нашей гостьи желание посетить известное всем место общественного пользования. Вот тут-то и выяснилось, что, протратившись на золото куполов и бронзу памятников, московские власти, согласно народной традиции, решили сэкономить на туалетах.

В целом гостям наша Москва очень понравилась. Они получили свою порцию впечатлений, приключений (авария) и экзотики (отсутствие туалетов). Финны уехали в Хельсинки, а мы остались рассуждать о парадоксах российской действительности и загадочности собственной души.

Любовь ГЕОРГИЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Рекомендации
Выход есть! Его не может не быть
Резолюция
Ирония судьбы деда Андрея
Будем защищаться “тридцатьчетверками”
Офицеры запаса Орловщины
Ароматы праздника
Елочка, зажгись!
Волшебная лунка
Гость в доме – хозяин
Шторма и штурмы
Удачи и счастья в Новом году!
Простудился и охрип – это грипп
Хроника партийной жизни
Что бы Вы хотели пожелать россиянам в будущем году?
Небольшое путешествие по Владимирщине
Есть ли предел трагическому падению России?
Бусы повесили, встали в хоровод
Славные страницы и черные периоды. К 80-летию создания ВЧК
Немецкий Санта Клаус не оденет роскошную шубу
Россия – Болгария и Газпром
Дети разных народов – как живется нам в единой России?
М.Камдессю! Работа адовая. Будет делаться и делается уже


««« »»»