Герои нашего времени

“Слава, слава, слава героям!” – начинает свое стихотворение Владимир Маяковский, чтобы затем перейти к разговору о “швали”. А я хочу поговорить о героях – о героях нашего времени.

КОГДА СТРАНА БЫТЬ ПРИКАЖЕТ ГЕРОЕМ,

У НАС ГЕРОЕМ СТАНОВИТСЯ ЛЮБОЙ…

Во времена минувшие (от 1917 г. до начала перестройки) мы именовали свою Родину “страной героев”. И это не было пустословием: героизм совершенно сознательно культивировался, о героях все знали и все помнили. Не претендуя на полноту классификации, упомяну о следующих типах официально признаваемых героических личностях: герои революции (Ленин, Бауман, Дзержинский и пр.), герои гражданской войны (Буденный, Чапаев, Щорс, Котовский и т.д.), герои первых пятилеток (Стаханов, ткачихи Виноградовы и пр.), герои-первопроходцы (летчики, полярники и др.), герои Великой Отечественной войны, герои труда, заслуженные спортсмены, писатели, артисты и т.д., космонавты, герои, совершившие подвиги в мирное время, матери-героини.

Отдельно следует упомянуть о героях “иноземного происхождения” (ими, как правило, становились активные борцы с капиталистическим строем), а также о героях исторических. К последним можно смело относить предводителей всевозможных народных волнений (Кондратий Булавин, Степан Разин, Емельян Пугачев), героев Отечественной войны 1812-го г. С некоторыми оговорками в “официальный перечень” героев можно было бы включить и Петра I, который хотя и царь (несомненный минус), однако сторонник прогресса и что еще более важно – был симпатичен главному герою длительного периода советской жизни – Сталину.

Замечу, что наличие героев – нормальное явление для любого общества. В большинстве случаев народ легко отличал истинных героев от тех, кто вольно или невольно становился “воздушным шариком” официальной пропаганды. Мальчишки и девчонки играли в папанинцев, в Чапаева и Матросова, а игру в Павлика Морозова затеял только герой перестроечного фильма “Плюмбум”.

Помимо “официальных” героев были в прошлом и герои неофициальные – творцы масс-культуры (ярчайший пример – Алла Пугачева), диссиденты-политики (Андрей Сахаров), диссиденты и полудиссиденты творческих профессий (Солженицын, Высоцкий и др.), зарубежные политики (Джон Кеннеди), артисты и т.д.

ПРОЩАЙ, СТРАНА ГЕРОЕВ…

В далеком прошлом любые захватчики спешили разрушить на оккупированной территории храмы, свергнуть идолов побежденных. идолов. К сожалению, в России конца 20-го века перемены совершаются по похожему сценарию. В начале реформ оказалось (или только показалось?), что старые герои нам уже не нужны. Толпами сомнительной трезвости свергались с пьедесталов памятники, но дело не ограничивалось только очевидными проявлениями варварства.

Все значительно сложнее, потому что борьба с прежними героями ведется разными методами, на службу ей поставлены средства массовой информации и денежная поддержка закордонных спонсоров. Борьба увенчалась успехом – похоже, скоро не останется в нашей истории ни одного незапятнанного героя.

Расправа с героями революции и гражданской войны вообще не потребовала никаких усилий. Как оказалось в процессе перестройки, подавляющее большинство россиян (во всяком случае – тех, кто не сходит с экранов телевизоров и страниц газет) имеют по всем линиям дворянские корни и всегда гордились предками, ожесточенно сражавшимися в рядах белой гвардии. Непонятно только, с кем же они сражались, то есть кто был красным, если все были белыми?

С героями труда тоже все понятно – в этом случае причин для скептицизма, в том числе экономических, действительно много. Но, законно сомневаясь в обоснованности перевыполняемых стахановцами норм, делая поправку на использование труда репрессированных, мы, наверное, не должны забывать о реальности трудового героизма наших же дедов и отцов.

Но у власть имущих, похоже, по этому поводу совершенно другое мнение. Они на короткой ноге с историей, им легко сбрасывать ненужный балласт с корабля реформ. Котовский? Бандит. Чапаев? Опереточный персонаж. Чкалов? Плохо летал, потому и разбился. Герои Великой Отечественной? Но они же сражались “за Сталина”, да и вообще Гастелло не шел на таран, а Матросов, возможно, не закрывал свои телом пулемет. Космонавты? Случайные люди, подошедшие по анкете и здоровью. Полярники? Занимались никому не нужным делом. Кто там еще остался? Интересно, что даже “неофициальные” герои, многие из которых своей деятельностью приближали крушение административно-командной системы, оказались ненужными и лишними в период реформ. Где, например, нынешняя трибуна Солженицына? Кто прислушивается к его тревожному голосу?

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Итак, мы остались без своих прежних героев. Вот как оптимистически описывает наше сегодняшнее положение газета “Financial Times”: “Развал их великой империи, их экономики и присущего только им “видения мировых проблем” превратил их в больных людей, находящихся в бессознательном состоянии… Новое поколение не боится реформ, оно склонно попробовать все, что принес с собой ветер перемен, будь то путешествия за границу, эксперименты с наркотиками, блуждание по перекресткам Интернета или просмотр культовых фильмов. Возможно, сегодняшняя российская молодежь более счастлива, чем их родители и деды, у них нет героев и они не испытывают потребности в сотворении кумира.”

Несмотря на замечание “Financial Times” о счастье в отсутствии кумиров, даже в бурные времена перемен люди не обходятся без героев. Причем в постперестроечные годы именно Запад стал для России исправным поставщиком не только куриных окорочков и одежды “second hand”, но и “новых героев”, нередко – тоже второй свежести. Подобное вторичное использование в России потускневших западных идолов (рок-музыкантов, певцов, артистов, художников) – дело не только приятное, но и выгодное.

Не менее выгодным стало оболванивание россиян высокой модой. Летом этого года у нашей прессы самой расхожей темой стало убийство Версаче. Человека, конечно, жалко, но почему об этом надо писать больше, чем о рухнувшей казарме, под обломками которой в это же время погибли десятки наших мальчиков? Но реклама делает свое дело – и о Версаче известно всем. Богатые россияне одеваются в его парижских бутиках, а кустодиевских форм девица из подмосковной деревни с гордостью несет на пышной груди фамилию погибшего итальянца, вышитую на майке китайского производства. Еще одной “импортной” героиней нашего времени стала погибшая принцесса Диана. По заявлениям масс-медиа большинство россиян скорбели, москвичи несли цветы в посольство. Прогрессивный Евгений Киселев даже несколько упрекнул мэра Москвы в том, что по случаю похорон принцессы не было отменено празднование 850-летия Москвы.

Модными ныне стали и наши, отечественные цари, царицы, царевичи и царевны – живые и мертвые. Самым чтимым является, конечно, последний император всея Руси Николай II с семьей. Не дай Бог вспомнить ныне о его неблагозвучном прозвище – Кровавый, о бездарности правления, наконец. Теперь принято помнить другое – доброту, любовь к жене и детям, мученическую гибель. Людям, считающим себя культурными, предписывается помнить не только о жене и детях, но и о других убиенных царских родственниках. Эрудитам не мешает быть в курсе постоянно изменяющегося местонахождения царских костей. А вот о не захороненных под Вязьмой и в других местах останках солдат Великой Отечественной вспоминать необязательно.

Конечно, Россия и ныне может рожать собственных “героев”. Я бы разделила их на четыре группы: бандиты, новые русские предприниматели, богема, политики.

Бандитов нынче в России много. Но если бы они становились персонажами только судебных разбирательств и следственной документации, мы бы о них знали немного. Однако, как известно, страна должна знать своих героев в лицо. Поэтому бандитам посвящаются полосы в газетах, телевизионные передачи, о них снимаются фильмы, о них поются песни. Если все это внимательно читать, смотреть и слушать, можно получить неплохую начальную криминальную подготовку.

“Новые русские” бывают плохо отличимы от первой категории “героев нашего времени”. До сих пор о них рассказывали много смешных анекдотов. Но в последнее время, как я замечаю, на защиту “новых русских” встали некоторые представители интеллигенции. Не надо смеяться над “новыми русскими”, призывают нас их защитники, надо ими восхищаться. Не умеют они двух слов связать – и не надо. Зато “новые” – люди дела. Они умеют зарабатывать, они помогают церкви и малоимущим, дают деньги артистам, художникам, режиссерам…

Люди дела – это, конечно, сильный довод. Правильнее, правда, говорить – “деловые люди”, к которым, впрочем, можно смело отнести и бандитов. Что касается филантропии, этой болезнью реальные новые русские страдают значительно в меньшей степени, чем мифические персонажи, возникшие в мечтах отдельных интеллигентов. Если, конечно, не считать жрицами искусства стриптизерш и авторов блатных песен.

Но все-таки самыми “народными” героями нашего времени стали представители богемы, вернее – богемной тусовки. Как их любят! Как они себя любят! Как их много! Кого там из наших физиков обошли Нобелевской премией? Как их фамилии? Никто не знает. Зато все знают, как Алле Пугачевой не дали премию Евровидения. Один современный издатель пустил в оборот термин “социально значимые персонажи”. В социально значимые, конечно, не запишут ни Солженицына, ни Астафьева, ни Уланову, ни Лихачева. И правильно сделают. Неинтересно с ними. Другое дело, например, Кристина Орбакайте: вот это жизнь! Любовь, измены, дети, новые любови! Социально значимые персонажи полностью осознают свою значимость. Вот, например, Филипп Киркоров обижается: пришел он в “Стокманн” прикупить себе свитер для работы на даче, стал расплачиваться кредитной карточкой, а у него (у него!!!) паспорт потребовали. Или еще: приехал он же в Киев, а ему не разрешили на машине к трапу самолета подъехать. Газеты полны возмущения: как смел “Стокманн”, как смела Украина! Подыгрывают “зайкам моим” и представители власти: например, вместо банального возбуждения уголовных дел за неуплату налогов глава налогового ведомства устраивает что-то среднее между ликбезом и выдачей индульгенций для представителей шоу-бизнеса.

Самовлюбленность тусовочной богемы может сравниться только с самолюбованием публичных политиков. Но эти герои нашего времени имеют поклонников соответствующих политических взглядов и не пользуются всеобщей любовью. Еще меньшую “свиту” имеют единственные официально поддерживаемые нынешние герои, а именно молодые реформаторы. Их любит и поддерживает заграница и президент, и очень не любят “простые россияне”.

БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО. НЕ ЭТО ПОДНИМАЕТ ВВЫСЬ

Итак, герои были и остались. Но если раньше ценились любовь к родине, способность и желание трудиться, смелось, преданность идеалам, то сейчас в цене совсем-совсем другое. Так кажется. Многим хочется, чтобы так и было. Но так ли это?

В одной телепередаче встречались, скрытые друг от друга масками, очень хороший русский актер и один из многочисленных эстрадных “заек”. Певец спросил актера: “Если бы Вы снимали фильм, то кого охотнее пригласили бы участвовать – “Блестящих” или “Иванушек Интернейшнл”?” Ответом было молчание. “Зайка” спохватился: “Если Вы, конечно, знаете, кто это такие”. Тогда актер признался в незнании сих столпов современной эстрады.

Мне этот эпизод показался очень знаменательным. Он продемонстрировал наличие двух (по крайней мере) субкультур, практически не пересекающихся и малоизвестных друг другу. Та же история и с героями нашего времени. Конечно, для меня, как и для многих россиян, наше время знаменуют не интернациональные Иванушки, не брынцаловы с коняхиными, не япончики, даже не хакамады и чубайсы. Герои моего времени носят другие фамилии, они не оккупируют экраны и газеты, не прославлены скандальными историями, не грешат саморекламой. Они пишут хорошие книги, пытаются спасти отечественную промышленность, они возделывают землю и растят хороших детей. Бертольд Брехт говорил: “Несчастна страна, которая нуждается в героях”. Это так. Но Россию ныне трудно назвать счастливой страной. Значит, именно сейчас нам очень нужны герои.

Любовь ГЕОРГИЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Как отсутствие президента Ельцина может повлиять на российскую политику
Как Вы оцениваете пятилетку Виктора Черномырдина?
Снегурочкам на заметку к новогоднему столу
Пульс времени
Ловить лучше лежа…
Победил Юрий Лужков
С протянутой рукой
Хроника партийной жизни
Ты не думай, что я невнимательный!
Президентские градусы как фактор политики
СНПР поддержала акцию протеста Российских профсоюзов
Великий и страшный
Право на скучную жизнь…
Акции протеста в регионах России
На каком замке границы?
Государство как частное предприятие с органической безответственностью


««« »»»