На каком замке границы?

НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ПОБЫВАЛА НА САМЫХ ДАЛЬНИХ ПОГРАНИЧНЫХ РУБЕЖАХ РОССИИ – В ТИХООКЕАНСКОМ, ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ПОГРАНОКРУГАХ И КАМЧАТСКОМ ДИВИЗИОНЕ СТОРОЖЕВЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ КОРАБЛЕЙ

ВЛАДИВОСТОК: КИТАЙЦЫ С КАПУСТОЙ И ЯБЛОКАМИ

В составе морских сил Тихоокеанского пограничного округа сейчас около 50 кораблей и 100 катеров. В морской операционной зоне еще 40 кораблей и 50 катеров. С начала 1997 г. пограничники досмотрели 620 российских и 27 иностранных судов.

Случается, что морякам-пограничникам приходится применять оружие, для того чтобы пресечь нарушение границы или остановить браконьеров. К примеру, этим летом был открыт огонь, вначале предупредительный, а затем и прицельный, по четырем судам Японии, которые зашли в территориальные воды России. Позднее огонь на поражение был вынужден открыть на озере Ханка сторожевой катер, когда обнаружил в 5 километрах от линии границы нарушителей на трех лодках. В километре от линии с катера ударил залп. Одну лодку с китайскими рыбаками удалось задержать.

Впрочем, пограничники открывают огонь по живым мишеням лишь в критических ситуациях, но если судно-нарушитель занимается в наших водах отловом краба или ценных пород рыб, иного пути остановить браконьеров нет. Крабы – вообще дальневосточная валюта, которая успешно вытесняет ”зеленые”. А потому уплывает краб в немыслимых количествах к нашим более состоятельным соседям в Японию.

Теперь – об иных нарушителях границы. Китай пугает россиян-дальневосточников почти так же сильно, как старушку-Европу наши соотечественники. Прежде всего перенаселенностью и потоком нелегальной иммиграции. Только в одной провинции Суйфуньхэ проживает полтора миллиона жителей, в то время как во всем Приморье два миллиона. Понятное дело, что не от хорошей жизни тысячи китайцев устремляются на российскую территорию в поисках заработка, почти всеми движет нужда. Вдобавок ко всему китайцам даже выгодно быть депортированными: в этом случае по крайней мере им гарантированы горячая пища, крыша над головой и отправка на родину. Уссурийский накопитель, один из крупнейших на Дальнем Востоке, никогда не пустует. Многие азиаты побывали здесь по десятку раз.

По осени толпы китайцев устремляются на нашу территорию в поисках женьшеня и лягушек – деликатеса азиатской кухни. Говорят, что еще с дореволюционных времен наши соседи сохранили старые карты плантаций женьшеня, до сих пор передавая из поколения в поколение свои секреты. Особенно хлопотно приходится пограничникам Посьетского, Дальнереченского направлений. Недавно в пригороде Владивостока был обнаружен китайский подпольный заводик, где хранилось пять тысяч сушеных лягушек, готовых к отправке. Горазды на выдумку наши восточные соседи. Однажды пограничники нашли в контейнере с яблоками и капустой, следовавшем в Россию, 45 китайцев, которые собирались таким способом бежать из южной провинции Санчагоу на Землю обетованную. Не тут-то было! Китайцев вернули домой, а водитель, кстати, россиянин, заплатил за каждого из них штраф в размере 26 долларов на душу. Что и говорить, Китай наступает.

ХАБАРОВСК: У “ЕВРЕЙСКОЙ” КОНОПЛИ И ВКУС ОСОБЫЙ…

В сети пограничников-дальневосточников все чаще попадаются не иностранцы-браконьеры, а соотечественники-наркодельцы.

С начала этого года пограничники Дальневосточного округа только в пунктах пропуска обнаружили 150 килограммов конопли и около 5 килограммов гашиша и марихуаны, готовых к употреблению. У нарушителей приграничной зоны конопля изымается мешками.

Среди местных наркоманов особенно ценится “еврейская” конопля, та, что растет неподалеку от Биробиджана. Жители автономной области, месяцами не получая зарплату, быстро освоили новый вид заработка – вместо огурцов и картошки выращивают на огородах… коноплю. Сбыть товар – пара пустяков. По сведениям правоохранительных органов, в области действует несколько специализированных наркотических группировок, которые скупают за приличные деньги коноплю и перепродают ее в центральные регионы России. Особенно напряженная обстановка сложилась в Биробиджанском, Бикинском отрядах и окрестностях Хабаровска.

Недавно пограничный наряд одной из застав Биробиджанского пограничного отряда при досмотре машины, перевозящей молоко, обнаружил припрятанный мешок с пятью килограммами конопли. Выяснилось, что ее вырастил, высушил и приготовил на продажу 19-летний парень, механизатор близлежащего колхоза. Все лето он припасал травку в надежде разбогатеть в одночасье, рассчитывал получить не меньше 10 тысяч долларов.

В “сезон” – по осени – пограничники ежедневно задерживают десятки наркокурьеров, партии сырца, которые изымаются у них, достигают 200 килограммов. Такого старожилы границы и не упомнят. Сборщики семьями устремляются на берега Амура, Уссури, где дикорастущей конопли – что грязи. Самая крупная партия сырца на Дальнем Востоке – 19 туго набитых мешков – была задержана бойцами старшего лейтенанта Александра Нижегородова. Вместе с тревожной группой он задержал шестерых нарушителей. Обычно “ходоки” сдаются без особого сопротивления, но иной раз пытаются откупиться от пограничников “наркотой”. Именно так и поступил солдат вертолетного полка ДВО, которого задержали с 15 килограммами конопли и 30 граммами гашиша. Рядовой проходил службу вблизи родного села и, бегая в самоволку, заготавливал травку.

Сами пограничники объясняют такой поток наркотиков в ДВО прежде всего резким обнищанием местных жителей. В приграничных селах дело доходит до того, что военнослужащие, сами сидящие на голодном пайке, прикармливают сельскую детвору, пока их родители гонят самогон из картошки. Нередки случаи, когда амурчане и уссурийцы грабят на станциях поезда, пробегая по вагонам и хватая, что попадет под руку, а если проводник не открыл двери тамбуров, впихивают в окна детей с этой же целью.

По предварительным прогнозам служивых, если экономическое положение региона не поправится, Дальний Восток вскоре сможет конкурировать с Таджикистаном по части наркотиков.

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ: “ВЕК СВОБОДЫ НЕ ВИДАТЬ”?

Каждый третий житель этого города – военнослужащий и , как правило, связан с флотом. Либо с военно-морским, либо с морскими силами федеральной пограничной службы. Валерий Дмитриевич Юношев – капитан I ранга, заместитель командира соединения – рассказывает о том, как служится сегодня морякам-пограничникам:

– Когда в семьдесят шестом году я попал на Камчатку, служба здесь считалась хоть и нелегкой, но престижной. Сейчас все не так, я не говорю о материально-технических трудностях дивизиона. Я имею в виду другое – у офицеров нет уверенности в завтрашнем дне. Корабли стоят без топлива и масла, двадцать процентов призывников не годны к службе на море, пограничники десятилетиями ждут квартир в Петропавловске-Камчатском, жилье на материке – вообще несбыточная мечта. Городские власти готовы принять офицеров на любую хозяйственную работу, но кто же будет в таком случае охранять государственную границу?

В дивизионе полно матросов, которых еще ни разу не обдул океанский ветер. Боевая подготовка и техническое содержание кораблей – вот чем занимается сейчас личный состав дивизиона. Из двадцати одного судна в море сегодня лишь два, в то время как надо хотя бы семь для того, чтобы “закрыть” такие важные направления, как Магаданское, Чукотское, Охотское, свободную экономическую зону. Причина известна – нет топлива и денег, чтобы его купить. К слову, тонна топлива стоит два с половиной миллиона рублей. Дело доходит до смешного, иной раз морякам-пограничникам приходится слышать упреки типа “Зачем выходить в море и жечь топливо, если все равно никого не задерживаете?” Так потому и нарушителей бывает меньше, что корабли вышли на охрану!

Теперь иной вопрос – о вооружении кораблей. Некоторые руководители ФПС полагают, что оно сторожевым и транспортным кораблям ни к чему. Сами же пограничники так не думают. Вот мнение Владимира Ждановича, капитана II ранга:

– Два года назад я был вынужден применять оружие для того, чтобы задержать нарушителя. Это было неподалеку от японской границы: пограничный самолет обнаружил скопление судов со спущенными флагами и завешанными номерами. Вначале мы открыли предупредительную стрельбу – безрезультатно. Потом прицельную, так, чтобы повредить судно. Корабль получил пробоину и остановился. Подойдя ближе, убедились, что это судно-браконьер из Китая, на его борту было тринадцать тонн отловленных кальмаров. В любом другом случае корабль спокойно бы ушел от нас. Так что без оружия на борту не обойтись. Но другое дело, что для пограничной службы нужны специальные корабли, важно, чтобы на них можно было проводить длительное время, к тому же пограничный корабль должен обладать хорошими ледокольными характеристиками.

– Кому-то выгодно, что наши корабли стоят, пока в Тихом океане идет грабиловка, – говорит командир электромеханической боевой части ПСКР “Псков” капитан-лейтенант Леонид Пеньковский.

– В Японии на рынках продается в три раза больше крабов, чем вылавливает Страна Восходящего Солнца. Откуда клешнятый? Нам говорят: “Вы стоите у причала, потому что корабли, напичканные вооружением, неэкономичны, у них слишком большой расход топлива”. Так дайте нам другие! Дайте топливо и мы с лихвой вернем государству то, что у него украли браконьеры.

Почти у всех офицеров за плечами 15 – 20 лет службы на Камчатке. А это значит: “букет” заболеваний, вызванных недостатком кислорода, витаминов и повышенным уровнем радиации, жуткий стресс, в котором, впрочем, находится вся армия, мизерные зарплаты (в сравнении со здешними ценами) и чужие углы. Случается, что пограничники с семьями годами живут на кораблях, ожидая квартир. Сейчас к этим бедам прибавилась другая – их лишают возможности служить Родине и выполнять воинский долг. А с этим они не могут примириться.

На память о службе матросы-пограничники делают себе наколки – якорек и “Тихоокеанский флот не подведет”. Как знать, может, скоро они сменятся на “Не забуду мать родную” и “Век свободы не видать”? Да и не заржавеют ли замки на наших границах, как, впрочем, и корабли, что стоят у причалов Камчатки?

Наталья ЛИХАЧЕВА

Фото А.БИЧУРОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Как отсутствие президента Ельцина может повлиять на российскую политику
Как Вы оцениваете пятилетку Виктора Черномырдина?
Снегурочкам на заметку к новогоднему столу
Пульс времени
Ловить лучше лежа…
Победил Юрий Лужков
С протянутой рукой
Хроника партийной жизни
Ты не думай, что я невнимательный!
Президентские градусы как фактор политики
СНПР поддержала акцию протеста Российских профсоюзов
Великий и страшный
Право на скучную жизнь…
Акции протеста в регионах России
Герои нашего времени
Государство как частное предприятие с органической безответственностью


««« »»»