Целую неделю (с 8 по 12 декабря) площадки Центрального Дома кинематографистов были отданы программам Международного правозащитного кинофестиваля. Его учредителями выступили Гильдия кинорежиссеров России и Московская Гильдия актеров театра и кино. Фестиваль проводился при финансовой поддержке Института “Открытое общество”, Фонда Форда, Европейского Союза в рамках микропроектов демократической программы “Тасис”.
Председатель Гильдии кинорежиссеров России Марлен Хуциев на открытии произнес странную, на первый взгляд, но почему-то запомнившуюся фразу: “Человек должен иметь право на скучную жизнь…” Как же это верно: ни государство, ни его институты, ни его законы должны “развлекать” граждан, превращая их жизнь в борьбу за выживание, порой просто за физическое, биологическое существование. Лишь гарантированное “право на скучную жизнь” сделает возможным право на духовную жизнь.
Эмблема кинофестиваля, которая часто является лишь формальной составляющей подобного рода мероприятий, на этот раз явно задерживала внимание зрителей. Обрывок кинопленки с тревожной, рвущейся, освобождающейся от каких-то пут фигурой человека на ней сумел стать достойным символом Международного правозащитного кинофестиваля.
Более 20 художественных и документальных лент вошло в его программу. Зрителей ждала встреча с самыми болезненными, самыми трудно разрешимыми проблемами современной жизни.
Война, человек на войне, человек после войны, война и военнопленные, война и солдатские матери. После Афганистана и Чечни для русского человека эти проблемы еще не вышли из области чувств и эмоций, мы еще не готовы к объективному их рассмотрению. Поэтому и фильм Инны Ваниной и Сергея Говорухина “Прокляты и забыты” так трудно оценивать с точки зрения художественной, а о его несовершенствах говорить, пожалуй, просто безнравственно. Человек, этой войной изувеченный, прошедший через ее кровь, боль, прикоснувшийся к ее грязи, имеет право показать ее так жестко, так неэстетично, имеет право вынести свой приговор государству, церкви, всему поколению.
Эта работа Инны Ваниной и Сергея Говорухина была особо выделена Попечительским Советом фестиваля и стала предметом дискуссии “Послесловие к войнам”, в которой приняли участие представители Главной военной прокуратуры и Комитета солдатских матерей, киноведы из Гильдии кинокритиков России, профессора исторических наук.
Продолжением военной темы и связанных с ней проблем нравственного, этического выбора человека, участвующего в боевых действиях, его ответственности за этот выбор стал фильм “Жестокий Морант” (режиссер Брюс Бересфорд), уже завоевавший 10 австралийских кинопремий, “Оскаров” в 1981 г. за лучший киносценарий и лучшую роль второго плана.
Поднятые фильмом проблемы собрали за “круглым столом” студентов юридических и военных высших учебных заведений, известных правоведов и представителей государственных структур.
А в фойе Большого зала в рамках программы Международного правозащитного кинофестиваля были открыты две выставки: фотовыставка “Люди и войны” (ее материалы были предоставлены Международным Комитетом Красного Креста) и выставка архивных материалов “От камеры до камеры. Добро пожаловать в Киногулаг!”, посвященная репрессированным кинематографистам.
По-своему тему войны в мирной жизни продолжил режиссер Алексей Балабанов в уже хорошо известном многим зрителям фильме “Брат”.
Подаренный зарубежным кинематографом в качестве героя киллер-симпатяга столь полюбился зрителям, что на экране появился свой, родной, обаятельный, по-своему благородный убийца (его роль исполняет Сергей Бодров). Он только вернулся с военной службы, он один из тех, кого наше государство заставило убивать, чтобы выжить.
Герой С.Бодрова явно тянет на положительного: заступается за любимую женщину, спасает бомжа, помогает кондуктору, поставив на место “лиц кавказской национальности”, прощает старшему брату трусость и предательство, мужественно переносит боль, раны, он ловок, смел, удачлив, при этом вовсе не изображает из себя супермена. Получается, что единственным его недостатком является то, что он легко проливает кровь, нисколько не мучаясь этим, искренне не понимая, за что близкие люди порывают с ним.
Невольно задаешься вопросом: неужели герой Достоевского, убивающий в I части и страдающий до конца романа, герой, которым так гордилась русская культура, проделал такую эволюцию? Неужели нам явлен герой нашего времени?
Кроме военной темы еще целый ряд серьезнейших правозащитных проблем были поставлены перед зрителями в лентах участников кинофестиваля: межэтнические и конфессиональные конфликты (“Пока надеюсь”, “Ничего личного”, “Голоса из Сараево”, “Андеграунд”), криминализация и коррупция (“Брат”, ”Шизофрения”, “Васька пусть себе висит”), беженцы и их судьбы (“2 1/2 недели в раю”, “Внимание, государственная граница”), ребенок, семья в современном мире (“Коля”, “Бункер К”, “Детские сны”).
Жанталь Лебра, руководитель отдела по распространению международного права МККК, обратилась к журналистам, освещающим кинофестиваль, со словами: “Искусство затрагивает человеческие души, чувства… Во время войны чувства превалируют над рассудком, иными словами, чувства у человека остаются даже тогда, когда разум покидает его. Вот почему мы не должны пренебрегать значимостью чувств, мы должны рассматривать искусство, например, кино, как эффективный способ достижения наших целей”.
Пожелаем же этому необычному фестивалю удачи на пути к благородным целям, к зрительским сердцам.
Елена СВЕРЧКОВА