На минувшей неделе российская политическая жизнь продолжала развиваться на фоне катастрофического состояния техногенной сферы, активизации терроризма и нарастающей потери российской государственностью своей субъектности.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ ОЖИДАНИЙ И РУБЛЕЙ
Весьма жесткие условия поставила перед правительством РФ миссия МВФ, согласившегося предоставить очередной транш расширенного кредита при условии резкого ограничения Россией бюджетных расходов. По-видимому, именно с последним обстоятельством связано издание специального президентского указа о мерах по оздоровлению государственных финансов, предусматривающего усиление контроля за расходами бюджетных организаций.
Несмотря на то что во внутренней официозной пропаганде возобладала линия на успокоение общественности перед реальным ходом и последствиями кризисной ситуации на отечественном финансовом рынке, актуальное состояние последнего остается плачевным. Резко выросли расходы по обслуживанию государственного долга, приток капиталов на фондовый рынок России направляется прежде всего в сферу ГКО-ОФЗ.
У западных портфельных инвесторов сформировалась четкая установка на приобретение акций только тех российских компаний, которые имеют удовлетворительные финансовые результаты и соответствующее качество управления. Акции же нерентабельных структур, “раскрученные” в текущем году западными финансовыми консультантами, будут практически выведены из оборота. Таким образом, по мнению экспертов, в следующем году выгодно разместить акции на западном фондовом рынке смогут не более 12 – 15 российских компаний, причем считается, что на это уйдет не менее полугода.
Наметилась тенденция к дальнейшему ухудшению инвестиционного климата в связи с оттоком средств со счетов населения в отечественных банках, что прежде всего связано с падением реальных доходов населения и соответствующим сокращением нормы сбережений.
Продолжала оставаться неустойчивой ситуация и на мировых финансовых рынках. В России эта ситуация сопровождалась новыми фактами отказа от запланированных заранее размещений региональных еврооблигаций: вслед за рядом других областей РФ о переносе выпуска еврооблигаций.
На этом фоне не удивляют сообщения о том, что ныне интервенции ЦБР и Сбербанка России на отечественном валютном и фондовом рынках достигли предела возможностей этих кредитно-финансовых учреждений, следовательно, не исключена девальвация рубля и приостановка свободной торговли валютой в России.
В связи с подобными тревожными сигналами банковский подкомитет бюджетного комитета Государственной Думы принял на минувшей неделе решение отправить на доработку в ЦБР проект “Основных направлений” кредитно-денежной политики ЦБ РФ на 1998 г.
По-прежнему невыполнимой представляется задача стопроцентного погашения задолженности бюджетникам до конца года, которую поставил президент Ельцин. Выступая по РТР заместитель главы администрации президента А.Лившиц охарактеризовал данную ситуацию как предельно сложную и подчеркнул, что в ряде регионов (а таковых, видимо, большинство) положение в этой области близко к безнадежному.
Таким образом, расчеты на то, что к концу года произойдет “разогрев” потребительского рынка и экономика получит стимул к развитию, не оправдываются.
БИТВЫ, ГДЕ ВМЕСТЕ РУБИЛИСЬ ОНИ
По мнению экспертов, можно ожидать усиления борьбы между крупнейшими финансово-промышленными корпорациями за передел собственности. На минувшей неделе центрами обострения ситуации в этой сфере оставались:
– Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса (ФЛК АПК), где группа “СБС-Агро” стремится нейтрализовать невыгодные для нее итоги конкурса на право работы со средствами этого Фонда, образовав холдинговую корпорацию “Росагромаш” для кредитования производства сельхозтехники.
– “Роснефть”: в этой нефтяной компании ситуация остается неопределенной в силу того, что Мингосимущество, с одной стороны, признало не противоречащим действующему законодательству решение совета директоров “Роснефти” об отставке президента компании Ю.Беспалова, а с другой – согласилось с предложением Беспалова о переизбрании совета директоров “Роснефти”. Шаги, предпринятые руководством “Роснефти” по переоценке основных фондов компании в сторону увеличения их стоимости, с одной стороны, выгодны главным соперничающим группировкам – ОНЭКСИМбанку, выступающему в альянсе с “Бритиш петролеум” и “Газпрому”, выступающему в связке с “ЛУКойлом” и “Шеллом”, с другой – это решение отбрасывает из числа самостоятельных претендентов на “Роснефть” группу Березовского. Одновременно переоценка ведет к затягиванию процесса приватизации “Роснефти”, крайне невыгодному “молодым реформаторам”, поставившим на скорейшее получение средств в бюджет от продажи контрольного пакета акций данной компании.
– Обратил на себя внимание и конфликт, вспыхнувший между “ЛУКойлом” и “ЮКОСом” по поводу итогов тендера на право освоения нефтяного месторождения в северной части Каспийского моря. Проигравший тендер “ЮКОС” обратился в Генпрокуратуру с официальным протестом по поводу нарушений, допущенных в ходе проведения конкурса.
– Еще одним источником конфликтов в российском бизнес– сообществе является раскол группы “Реформа”, близкой к ОНЭКСИМбанку.
Вышеназванные столкновения в верхах российского бизнеса показывают, что отечественная элита по-прежнему остается фрагментированной и неспособной к достижению консенсуса ради общенациональных целей. По всей вероятности, это состояние российского бизнес-класса будет служить консервации уже давно наметившихся и реально существующих особенностей российского политического процесса. К ним можно отнести слабость представительной власти, а также гипертрофию исполнительной ветви при одновременной размытости и неопределенности функций главы исполнительной власти. В партийной сфере, вероятнее всего, доминирующей останется тенденция к дистанцированию партийных лидеров от оформления четких обязательств перед поддерживающими их политическими структурами с тем, чтобы иметь развязанными руки в диалоге с ключевыми финансово-банковскими группировками страны.
Попытки федерального центра преодолеть растущий сепаратизм и пестроту общероссийского политического поля наталкиваются на весьма фундаментальные ограничители, источником которых отчасти является деятельность самой федеральной власти.
ПОСИДИМ – ПООКАЕМ
Накануне рассматриваемого отрезка времени российский президент предпринял явную попытку к существенному изменению своего собственного имиджа, политического стиля, формы отношений с законодательной ветвью власти. По оценке как оппозиционных, так и официозных аналитиков, политическая линия Ельцина на протяжении осени текущего года характеризовалась нарастанием элементов компромисса, диалога и консенсуса в отношениях с оппозицией. Эта линия объясняется, по-видимому, прежде всего ситуацией глубокого внутреннего раскола в “партии власти”, утратой российской элитой электорально-политической базы в широких слоях общества, усилением на этом фоне тех политических деятелей, которые успешно использовали в качестве инструмента реализации своих целей партнерство с оппозицией и фрагменты оппозиционной идеологии (В.Черномырдин, Е.Строев, Ю.Лужков и т.д.). Одновременно провалом завершилась попытка форсированной мобилизации либерально-демократически настроенных слоев отечественного социума в поддержку власти в ходе второй волны “либеральной революции”. Радикалы, пришедшие во власть весной 1997 г., не только не смогли выполнить своих обещаний по улучшению собираемости налогов и разрешению бюджетного кризиса, но и значительно ухудшили политическую ситуацию в стране, испортили отношения между президентом и влиятельными деятелями умеренно-реформаторского крыла элиты. Громкие скандалы, которыми сопровождалась и сопровождается правительственная деятельность радикалов, по сути дела, стали угрозой для легитимности верховной политической власти в стране, и, вместе с тем, сделали более обоснованным стремление умеренных реформаторов к углублению сотрудничества с оппозицией.
Неудачи радикалов во внутренней экономической политике способствовали постепенному формированию в политическом поведении Ельцина тенденции к интенсификации контактов с Думой.
Президент пошел на публичный диалог с оппозицией, что выразилось в виде реанимации деятельности “большой четверки” и начале подготовки “круглого стола” основных политических сил страны. Оппозиция стала возвращать себе утраченное после событий 1993 г. место в публичном информационном пространстве. В свою очередь власть получила от оппозиции поддержку ряда своих инициатив и самое главное – одобрение проекта бюджета-98 в первом чтении.
Дальнейшее развертывание механизма сотрудничества между главой государства и думской оппозицией было в определенной мере поддержано Западом и особенно европейскими партнерами России.
Намек Ельцина о необходимости расширения формальных границ Конституции получил отклик со стороны спикеров обеих палат российского парламента. Г.Селезнев выдвинул поддержанное Е.Строевым предложение о переходе к формированию правительства на основе парламентского большинства. Это предложение продемонстрировало элите, что развитие диалога с оппозицией может привести к серьезным изменениям конституционного поля, возможно, не соответствующим долгосрочным интересам истеблишмента, связанным с процессом передела собственности.
ВИРУС РАДИКАЛ-ЛИБЕРАЛИЗМА
По-видимому, отнюдь не случайно первым против предложения Селезнева высказался российский премьер Черномырдин, заявивший, что подобный порядок формирования правительства не предусмотрен Конституцией РФ. Тем самым Черномырдин показал, что для него как представителя элиты партнерство с Думой имеет не стратегический, а сугубо тактический характер. Это позволило ряду экспертов прийти к заключению о том, что радикально-либеральные взгляды являются, по существу, неотъемлемой частью политического поведения всех основных российских политико-финансовых кланов, а внимание на них акцентируется или, напротив, прикрывается в зависимости от конкретных политических обстоятельств. По сути, речь идет о том, что ни одна из российских политических и финансово-промышленных групп, а не только “младореформаторская” во главе с А.Чубайсом и Б.Немцовым не готова к обузданию собственных узкокорпоративных интересов, к участию в общенациональном консенсусе. Такой консенсус продиктовал бы твердые и неизменные правила принятия решений, соответствующие государственным интересам страны и ведущие к стабильности не только в политической сфере, но и в повседневной социальной жизни россиян. Так называемый “большевизм” Чубайса, отражающий агрессивные настроения финансово-спекулятивного капитала, для которого радикализм является перманентным настроением, выглядит в этом контексте лишь как обнаружение глубинных тенденций в поведении фрагментированного и не готового к самоограничению российского политического и делового истеблишмента. Стоя даже на пороге фактически уже необратимой войны на самоуничтожение, российские кланы не желают ни на йоту поступаться своими аппетитами.
В этих обстоятельствах немедленно наметилась отчетливая тенденция к снижению активности президента.
Колебания президента явно были обозначены не только его решением о новом переносе отчета правительства на январь, подчеркнувшим, что сегодня президент значительно более ограничен в своем выборе политической линии, чем когда-либо прежде, но, судя по комментариям в либеральной прессе, и так называемой “болезнью Ельцина”. Большинство комментаторов-либералов весьма недвусмысленно делает акцент на том, что эта “болезнь”, из-за которой было сорвано первое заседание “круглого стола”, не столько физиологического, сколько политического свойства.
В ближайшей перспективе ситуация в связи с отсутствием президента выглядит следующим образом: с одной стороны, полностью заблокированы тенденции к нормализации политического процесса (сорван “круглый стол”, неясно, когда очередной раз соберется “четверка”), с другой – дан мощный импульс к дальнейшей деформации российской политики в ходе нового витка борьбы политико-финансовых кланов.
УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ
Российская оппозиция испытала острый шок после неожиданного срыва своего диалога с российским президентом. Ни Зюганов, ни Селезнев, ни другие думские оппозиционные лидеры, в том числе и Жириновский, не скрывали своей досады, о чем последний заявил публично: “Болезнь президента – очередной трюк власти, прямо направленный на срыв политического диалога с оппозицией”. Левоцентристская оппозиция во главе с Зюгановым, оставшаяся практически не у дел, вновь оказалась на грани раскола. По некоторым слухам, распространяемым противниками Зюганова в думской фракции КПРФ, партия может не выдержать столь очевидного проявления вероломства власти, которая, по существу, под пустячным предлогом свертывает мероприятия – “круглый стол”, работа “четверки”, – имеющие стратегический, долгосрочный характер. Отложив эти мероприятия на неопределенное время ввиду болезни президента, власть тем самым дала понять оппозиции, что в целом российская элита не склонна всерьез рассматривать оппозицию в качестве фактора отечественной политики. А руководство думской фракции КПРФ, поверившее в намерения властей как таковых, а не только президента, ныне, якобы, дискредитировано в глазах рядовых коммунистов.
Другие оппозиционные силы и, в частности, близкий к коммунистам Л.Рохлин, предложивший на минувшей неделе Думе начать процедуру импичмента президента в связи с катастрофами в Новокузнецке и Иркутске, не был поддержан ни одной из оппозиционных групп парламента, явно не готовых ныне к активным действиям. Критически дистанцировался от Л.Рохлина и Г.Явлинский, который сам недалек от идей как импичмента президенту, так и вынесения вотума недоверия правительству.
Явно проигрышной оказалась минувшая неделя и для А.Лебедя, недавние заявления которого о возможности заключения предвыборной коалиции с Лужковым и Явлинским были, по оценкам ряда наблюдателей, “с презрением отвергнуты” последними.
Департамент политического
мониторинга Фонда “Реформа”