Фактор НАТО и российско-украинские отношения

Вопрос отношений Украины и Северо-атлантического Союза во все возрастающей степени становится болевой точкой для российской внешней политики.

УРОВНИ КАНДИДАТСКОГО

Украинские политические деятели периодически делают заявления по поводу НАТО, которые то успокаивают, то крайне настораживают.

В свою очередь часть российских политиков и политологов пытаются убедить общественное мнение в том, что Украина последует за Польшей, Чехией и Венгрией и вступит в альянс. Кроме того, они настаивают, что уже сейчас необходимо проводить политику в отношении Киева с учетом фактора вступления Украины в альянс. По их мнению, прежде всего, необходимо отказаться от ратификации Договора между РФ и Украиной о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве, подписанном в Киеве в мае 1997 г.

Россия и Украина подписали документ об особых отношениях с НАТО. С этой, чисто формальной точки зрения, взаимоотношения между Киевом и Брюсселем, казалось бы, не должны вызывать особого волнения. Но, если принять во внимание целый ряд неформальных моментов, то вопрос представляется в совершенно ином свете.

Украина значительно опередила Россию в создании своей системы отношений с НАТО. В начале мая 1997 г. в Киеве был открыт Центр информации и документации Северо-атлантического союза. На его открытии присутствовал Генеральный секретарь альянса Х.Салана. Подобного Центра больше нет нигде. Согласно договору, подписанному между НАТО и Украиной, Центр не только распространяет свою информацию, но и получает интересующие его сведения о ситуации на Украине. Уже сложилась многоканальная система поддержания связей между Украиной и НАТО. Она включает, по крайней мере, семь уровней. Первый – это контакты на самом высшем уровне: президент Украины и министр иностранных дел – Генеральный секретарь НАТО – президенты государств, членов альянса. На этом уровне разрабатываются основные направления сотрудничества между Украиной и НАТО.

Второй уровень – представительство Украины в штаб-квартире альянса в Брюсселе (послом Украины в НАТО в настоящее время является Борис Тарасюк). Это официальный канал связи между МИД Украины, правительством и НАТО.

Третий уровень – Центр информации и документации НАТО в Киеве. Его задача ликвидировать дефицит информации об альянсе, предоставлять информацию представителям политической элиты и гражданам. Центр организует визиты украинских журналистов в штаб-квартиру НАТО и в страны-участницы Договора (для украинских журналистов разработана специальная программа в Брюсселе). Особое внимание Центр уделяет отношениям с регионами. Их представители могут информировать об отношении населения к альянсу, высказывать свои оценки.

Четвертый уровень. Это так называемая контактная миссия. Она образуется на основе посольств государств-членов НАТО на Украине. Контактная миссия, возглавляемая одним из послов государств-членов альянса на Украине, играет роль официального политического канала между НАТО и правительством Украины (в настоящее время эту миссию возглавляет посол Канады). Например, если Генеральный секретарь желает обратиться к президенту с формальной нотой, то это осуществляется через контактную миссию.

Пятый уровень представляют собой военные атташе. Именно на этом уровне реализуется программа “Партнерство ради мира”, решаются вопросы проведения военных учений и визитов украинских военных в НАТО.

Шестой уровень – это двусторонние военные отношения между государствами-членами НАТО и Украиной. Как правило, во время двусторонних встреч затрагиваются вопросы отношений между альянсом и Украиной.

Седьмой уровень – это деятельность неправительственных общественных организаций, которые проводят семинары, встречи, дискуссии.

АТЛАНТИСТЫ И ИХ ПРОТИВНИКИ

Высшие должностные лица Украины стремятся придать вопросу вступления в НАТО открытый характер. Президент, министр иностранных дел, секретарь Совета безопасности неоднократно подчеркивали: в настоящее время Украина не планирует вступить в НАТО, то есть она, как например Польша или Венгрия, не собирается делать заявку на вступление. Вместе с тем, она не хотела бы, чтобы двери альянса для нее оставались принципиально закрытыми.

В настоящее время Украина не может претендовать на вступление в НАТО по объективным причинам (и это очень хорошо понимают украинские высшие должностные лица). Для того, чтобы стать кандидатом, необходимо осуществить глубокие реформы в экономике, сделать ее действительно рыночной, провести военную реформу, существенным образом изменить политическую систему. При самом благоприятном течении событий Украина сможет это сделать лет через 10. За это время очень существенно могут измениться международная обстановка и сам альянс.

Отношения общественности и политических партий к проблемам сотрудничества с НАТО на Украине более дифференцированно, нежели в России.

По данным социологических опросов, 20% населения Украины решительно выступает за присоединение к НАТО, 20% – решительно против.

Резко негативную позицию занимают левые партии – Компартия, Союз коммунистов Украины, Социалистическая партия (на предстоящих в конце марта этого года выборах в парламент Украины, скорее всего, они получат большинство). Так, например, в Постановлении Президиума КПУ от 3 сентября 1997 г. подчеркивается, что партия решительно выступает против расширения НАТО на восток и перед партийными комитетами ставиться задача продолжать работу по недопущению расширения альянса, сделать эту работу системной, максимально использовать фактор НАТО для раскрытия антинародной сущности правящего режима.

Наиболее последовательным и активным сторонником расширения НАТО на восток является Рух. Так, лидер этого движения В.Черновил отмечал, что именно Рух был первым движением в республике, которое еще в начале 90-х гг. поддержало идею расширения НАТО, преобразования его из оборонного блока в систему коллективной безопасности в Европе. При этом даже для Руха НАТО не представляет самостоятельной проблемы. Расширение контактов с НАТО рассматривается как один из элементов интеграции в европейские структуры (предполагается, что расширение контактов с Западом приведет к ослаблению участия Украины в делах СНГ и, в конечном итоге, выходу из Содружества). С другой стороны, предполагается, что укрепление связей с НАТО будет способствовать усилению позиций Киева в двусторонних отношениях с Россией.

Нынешний министр иностранных дел Украины В.Удовенко является членом Руха. Он пытается проводить политику на расширение контактов с Северо-атлантическим союзом именно для усиления позиций Киева в переговорах с Москвой. Украина использует НАТО как средство давления на Россию с тем, чтобы решать существующие проблемы между двумя странами, прежде всего, политического характера. При этом всячески пропагандируется тезис, что в России существуют очень мощные силы, которые не рассматривают Украину как самостоятельное государство. Только НАТО якобы может служить гарантом существования независимой Украины.

ОНИ ПУГАЮТ. НО НАМ НЕ СТРАШНО

В украинской печати всячески подчеркивается, что самым существенным событием прошлого года в сфере внешней политики стало подписание Хартии Украина – НАТО. Отмечается, что теперь не только пять ядерных государств гарантируют безопасность Украины, но все государства НАТО.

Было бы очень наивно полагать, что в результате очередных парламентских или президентских выборов (даже если большинство завоюют коммунисты) Украина сменит свое отношение к НАТО. Она вряд ли займет такую же позицию, какую занимает Россия в этом вопросе. На Украине будет процветать иллюзия, что в конце концов Украина сможет решать свои проблемы не в рамках СНГ, где у России пока еще доминирующие позиции, а под эгидой НАТО (в качестве идеального образца будет пропагандироваться пример Франции и ФРГ, которые именно в рамках НАТО решили вопросы своих двусторонних отношений).

Возможности сотрудничества Украины и НАТО довольно-таки ограничены. Расширение и углубление экономического сотрудничества между Россией и Украиной, даже на двустороннем уровне, будут еще больше сужать эти возможности. Для России главное не пугаться пронатовской риторики тех или иных украинских политических деятелей, а понимать объективное состояние вопроса отношений Киева и НАТО.

Леонид МАЗУН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Ключ к здоровью
Автомобиль – роскошь, а не средство передвижения
Трудно искать фашизм там, где его нет
“Пробный шар” для российской демократии
Сон рыбака
Как Вы оцениваете отставку правительства (причины, последствия, перспективы)?
У террористов руки длинные
Российский триколор символизирует – Шиву, Брахму и Вишну
Золотая моя столица…
Менять курс, а не персонажей
Лужков и Лебедь: лики “третьей силы”
Россия обречена быть великой…
Тернистый путь России к рынку и демократии
Что болит? Радикулит?
Основные мероприятия ДПА на весенний период
Потешные бои с олигархией
Гром грянул.
Уважаемая редакция!
Русская социал-демократия и формула “третьей силы”
Больше статей – хороших и разных
ХРОНИКА ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
Раны и ожоги


««« »»»