Первый успех России

Иракский кризис и борьба за стратегические ресурсы

После продолжительного периода относительного затишья внимание мировой общественности вновь оказалось прикованным к ситуации вокруг Ирака. После того как Саддам Хусейн выслал из этой страны специальную миссию ООН по контролю за иракскими вооружениями и в ультимативном плане потребовал замены входящих в ее состав американских представителей, Соединенные Штаты и их ближайший союзник Великобритания начали стягивать армады кораблей в Персидский залив. Перспектива новой войны в этом регионе мира вновь стала реальной.

Чем же вызвана столь жесткая и непримиримая позиция США в отношении Ирака? Ведь, казалось бы, складывающаяся сегодня международная обстановка представляется далеко не благоприятной для осуществления воинственных планов американских стратегов. В 1991 году, когда иракские войска оккупировали соседний Кувейт, большая часть мирового сообщества, если и не поддержала напрямую вооруженную операцию войск НАТО во главе с США против Ирака, то, по крайней мере, с пониманием отнеслась к попытке освобождения территории Кувейта, независимого государства – члена ООН от иностранных войск. Даже реакция арабского мира на операцию “Буря в пустыне” в тот момент в целом была сдержанной. Иное дело сейчас. Ирак никого не оккупировал и даже никому не угрожал. В этих условиях однозначно негативное отношение к планам возможной американской агрессии против Ирака высказали лидеры наиболее влиятельных арабских стран, в том числе и поддерживающих с Соединенными Штатами тесные партнерские и союзнические связи. Аналогичную позицию заняли и две ведущие европейские страны, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН, – Россия и Франция.

Причину столь разительных изменений следует искать не в хитросплетениях мировой дипломатии, не в амбициях лидеров крупнейших держав, а в совершенно другой политической плоскости. Сегодня на пороге XXI столетия резко обостряется борьба за контроль над стратегическими ресурсами, прежде всего, нефтью и газом. Достаточно вспомнить острые конфликты вокруг определения маршрута транспортировки каспийской нефти в Европу, в которые в той или иной степени оказались вовлеченными интересы многих держав, а также результаты недавнего визита в Россию японского премьера Р.Хасимото, обсудившего с Б.Ельциным возможность прокладки газопровода из Сибири в Страну Восходящего Солнца в целях ослабления ее зависимости от поставок ближневосточной нефти.

Ирак, являющийся одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира, в настоящее время ввиду режима международных санкций, объявленных против него после январской войны 1991 г., не может продавать свое главное богатство – нефть на мировом рынке и потому переживает большие экономические трудности. Для России и Франции же создание благоприятных условий для постепенной отмены режима санкций и возвращения Ирака в систему мирохозяйственных связей – это способ отчасти вернуть себе былое влияние в стратегически важном регионе мира. Ведь только нашей стране Ирак должен 8 млрд долларов! К тому же иракское руководство неоднократно выражало готовность к совместным с российскими компаниями разработкам нефтяных месторождений. Естественно, что такая перспектива вызывает негативную реакцию со стороны США, пытающихся любыми путями, вплоть до угроз вооруженной агрессии, посылки в Персидский залив морских армад, сохранить свою военно-политическую и экономическую монополию на Ближнем Востоке. И в данном случае совершенно неважно, какими благими предлогами (“Ирак не хочет уничтожать биологическое оружие!”) аргументируются американской администрацией ее агрессивные намерения. Поэтому миротворческая инициатива России, предложившей компромисс между Ираком и ООН, принятый обеими сторонами, важна прежде всего тем, что создает благоприятные условия для постепенного восстановления стратегических позиций нашей страны на Ближнем Востоке. Правда, за это еще предстоит немало побороться. Ведь уже после достижения соглашения в Женеве, где главы внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Франции и Китая приняли предложения из Москвы по урегулированию иракского кризиса, США продолжили концентрацию войск в Персидском заливе, очевидно, изыскивая любую возможность для срыва компромисса.

Андрей РЯБОВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Когда финансы поют романсы
Матери укрепляют армию и спасают солдат
На буксире у карпа
Свободная территория под пятой статуи свободы
В мирную жизнь – с боевым снаряжением
На прошедшей неделе в секторе центрального аппарата…
У семи нянек…
ДЕНЬ ПАМЯТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОГИБШИХ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Баланс державности и автономности
Чечня: уроки и выводы
Он усами шевелит. Страшнее таракана зверя нет
Коль две порции не съешь, значит – это не кулеш
Чего мы хотим
Освящение 3-го охтенского убежища “Ясли”
Председателю Социалистической народной партии России М.Л.ШАККУМУ
Спросите у носа
Бархатная перчатка короля
БАЗИС В КОНФЛИКТЕ С НАДСТРОЙКОЙ
Назначение министром финансов России Михаила Задорнова
Консультативное совещание
Нефтедоллары можно качать не только из скважины
Открытие смысла знакомых слов


««« »»»