У семи нянек…

В Америке любят судиться и следить за судебными процессами – об этом американском хобби давно всем известно. В этом году “судебный” вирус, похоже, поразил и старую добрую Англию. Впрочем, сам судебный процесс проходил в США, но судили молодую англичанку. Восемнадцатилетняя Луиза Вудворд работала няней в семье обеспеченных врачей, ухаживала за их младенцем. В один далеко не прекрасный день испуганная няня вызвала скорую, потому что восьмимесячный мальчик стал корчиться в судорогах и задыхаться. Врачам няня вроде бы сказала, что перед этим бросала мальчика на пол и в кровать. В больнице ребенок скончался, как выяснилось, от черепно-мозговой травмы.

Трагедия свершилась, началась судебная драма. На деньги, собранные англичанами в благотворительный фонд имени Луизы Вудворд, был нанят один из лучших американских адвокатов. Адвокат вроде бы доказал, что травмы, от которых умер ребенок, были получены им задолго до дня смерти. Однако слишком резкое поведение защиты, а также тот факт, что именно этот адвокат добился некоторое время назад оправдательного вердикта для чернокожего баскетболиста – убийцы своей жены, привели к тому, что суд присяжных приговорил Луизу Вудворд к пожизненному заключению.

Суровый приговор вызвал волну протестов в Великобритании, да и в США его далеко не все приветствовали. В результате судья пересмотрел приговор, Луиза была осуждена на срок менее года, который она уже отсидела в ходе расследования. Бывшая няня освобождена в зале суда, ее сторонники ликуют…

В многочисленных заметках и статьях о деле Луизы в российской прессе говорится о многом: о плохих и хороших адвокатах, о плюсах и минусах суда присяжных. Молчат только об одном – “а был ли мальчик?”. Мальчик, конечно, был. Совсем крошечный. С травмой головы, неизвестно как полученной. Может, няня била мальчика об пол головой и раньше, и неоднократно? Неужели по законодательству США, претендующих на звание самого правового из правовых государств, систематическое избиение младенца предпочтительнее одного несчастного случая? Но я, конечно, не собираюсь обсуждать достоинства и недостатки американского правосудия, как и вину Луизы Вудворд. Во всей этой истории меня интересует совсем другое.

В застойные времена няни в России были явлением экзотическим. Однако в последние годы арины родионовны стали реальностью во многих российских семьях – как правило, по крайней мере не бедных. Российские газеты пестрят объявлениями о нянях: кто-то их ищет, кто-то предлагает свои услуги. Появляются статьи, в которых описываются мытарства родителей, перебирающих нянь. Возможно ли в России повторение истории с Луизой Вудворд? Или еще более страшной истории, почему-то не ставшей столь широко известной (в прошлом году во Франции няня, оказавшаяся психически больной, отрезала ручки и ножки своей крошечной воспитаннице)? Как это ни печально, но ответ на этот вопрос придется дать утвердительный.

В газетных объявлениях и рекламных статьях вы прочтете о нянях и гувернантках, обучающих своих питомцев всем возможным премудростям, языкам, навыкам, правилам и т.д. Возможно, такие няни у кого-то и есть. Но из моих знакомых многочисленных нянь ни одна даже отдаленно не похожа на рисуемый идеал. Впрочем, почти никто из родителей-клиентов и не требует такую чудо-няню: как правило, подросших детей в обеспеченных семьях стараются как можно раньше пристроить (в России или за ее пределами) в частный детский сад, школу, гимназию или лицей на условиях полного пансиона. Так что от няни “образовательные услуги” требуются по минимуму.

Большинство из известных мне нянь не обладает каким-либо педагогическим образованием и опытом работы. Интересно, кстати, что бывшие учителя чаще подрабатывают просто домработницами или горничными, зато среди нянь можно встретить не только бывших медсестер, но и бывших уборщиц, администраторов гостиниц и домов отдыхов, кладовщиц, бухгалтеров, инженеров, военнослужащих. Так что не стоит удивляться, если у будущего представителя российской элиты лексика будет далека от ожидаемой изысканности.

Чаще всего мне приходится наблюдать за нянями и детьми на прогулках. Такие прогулки в большинстве случаев напоминают выгул собак. Впрочем, иногда тот и другой процесс совмещаются. Вот гуляет няня с трехлетней девочкой (кстати, ее мать – русская, а отец – американец) и с хозяйской собакой. И к девочке, и к собаке няня обращается с одинаковой частотой и с одними и теми же словами: “Стой! Туда не ходи! Вернись! Иди ко мне!”.

Редкая-редкая няня поиграет с детьми, поговорит, почитает им книжку. Нянь можно понять – с детьми работать тяжело, да и своих проблем хватает (большинство нянь – женщины с не слишком счастливой судьбой: разведенные, матери-одиночки, одинокие). Кроме того, многие “экономные” родители требуют от няни еще и услуг домработницы. Понятно, что, приготовив обед и убрав квартиру, няня постарается отдохнуть в течение оставшейся части рабочего дня. Такие няни-домработницы выходят на прогулку позже всех, гуляют мало, причем стараются даже достаточно больших детей удерживать в прогулочных колясках – так легче.

Впрочем, все вышеперечисленные примеры вряд ли свидетельствуют о том, что няни могут нанести какой-либо урон здоровью детей. Ну не занимаются няни его развитием: мало гуляют, лишают возможности активно двигаться, но разве мало мам, которые поступают так же? Но не все “истории с нянями” столь же безобидны…

Прошедшим летом мы с дочкой жили в одном дачном поселке под Москвой. Сейчас в этом бывшем месте отдыха партийных функционеров снимают аппартаменты редкие обеспеченные представители среднего класса, а в основном – новые русские. Конечно, здесь очень много детей и очень много нянь. Даже один “нянь” был: мрачный молодой человек исключительно своей принадлежностью к сильному полу совершенно очаровал всех новых русских мам, с восторгом рассказывавших друг другу о его профессиональном прошлом – был нянь раньше и поваром, и боксером, и визажистом. Меня, честно говоря, такой послужной список, скорее бы, напугал, но потому я и не “новая русская мама”.

Однажды у годовалого мальчика Коли ушла няня. Занятая бизнесом мама неожиданно оказалась с ребенком на руках. Впрочем, проблема быстро разрешилась – тут же нашлась некая безработная дама, лет сорока, одинокая, то ли бывшая уборищица, то ли администратор.

На следующий день Коля гулял с новой няней. Впрочем, няня, сидя на лавочке, болтала с местными тетками, а Колю на страшной скорости возила по дорожкам какая-то девчонка лет восьми. Лицо новой Колиной няни впечатляло – на нем ярко проступали следы прожитой активной жизни, причем активность была явно непроизводственного характера.

Еще через день местные жители предупредили Колиного папу, что няня пьет. Папа поругался с мамой, но мама была не склонна верить местным жителям. Да и что было делать, не бросать же работу!

На пятый день мама, вернувшись с работы, не обнаружила дома ни Коли, ни няни. Поиски успехом не увенчались, однако ближе к ночи няня нашлась сама – вылезла вместе с Колей из кустов у дома. Местные жители не зря предупреждали папу – няня не вязала лыка. Коля, судя по всему, весь день ничего не ел, на голове у него была подозрительная шишка. Еще через два дня с Колей гуляла вызванная из другого города родная бабушка.

Интересно получается: большинство нормальных здравомыслящих людей вряд ли доверят первому встречному человеку свою машину, например. А ребенка доверяют. Большинство нянь при этом получают зарплату “из рук в руки”, никаких договоров с указанием обязанностей и ответственности не заключается. Типичный пример “теневой экономики”. Но в данном случае “в тени” остаются дети, их здоровье и жизнь.

Почему вообще люди обращаются к услугам нянь? По двум причинам – либо “не от хорошей жизни”, либо, напротив, от слишком хорошей жизни. В первом случае к няням обращаются потому, что мама вынуждена по тем или иным причинам работать, а заменить ее, кроме няни, некем. Во втором случае мамы – жены “новых русских” не работают и работать не собираются. Но дети мешают им “заниматься собой”. В результате ребенок достается няне, а мама в это время ездит по магазинам, посещает массажисток, занимается спортом, общается с подругами или отдыхает в далеких странах. Очень часто такие мамы забывают купить ребенку необходимое питание, зато балуют его немыслимыми туалетами и игрушками.

А дома с детьми остаются няни. Старые и молодые, общительные и молчаливые, угрюмые и веселые. Хорошо, если в дом к малышу попала Мэри Поппинс! А что делать тем, кому досталась Фрекен Бок?

Любовь ГЕОРГИЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Он усами шевелит. Страшнее таракана зверя нет
Чего мы хотим
Свободная территория под пятой статуи свободы
Председателю Социалистической народной партии России М.Л.ШАККУМУ
На прошедшей неделе в секторе центрального аппарата…
Бархатная перчатка короля
Первый успех России
Назначение министром финансов России Михаила Задорнова
ДЕНЬ ПАМЯТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОГИБШИХ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Нефтедоллары можно качать не только из скважины
Чечня: уроки и выводы
Когда финансы поют романсы
Коль две порции не съешь, значит – это не кулеш
На буксире у карпа
Освящение 3-го охтенского убежища “Ясли”
Спросите у носа
БАЗИС В КОНФЛИКТЕ С НАДСТРОЙКОЙ
Консультативное совещание
Открытие смысла знакомых слов
Матери укрепляют армию и спасают солдат
В мирную жизнь – с боевым снаряжением
Баланс державности и автономности


««« »»»