Богатого видно по скромной одежке

Датская молодежь совсем не похожа на своих российских сверстников. Чем именно? – рассказывает Светлана КЛИМЕНКО, преподаватель Копенгагенского университета, много лет живущая в Дании.

– Оговоримся сразу, в Дании молодежью считаются все, кому не перевалило за сорок. Почти все датчане друг с другом на “ты”. Чопорное “вы” услышишь разве что в дорогом магазине по отношению к престарелой бабуле в норковом манто. Еще у датчан нет слова “тусовка” и понятия “престиж”. Впрочем, “тусоваться” в Дании любят. Сюда входят обход пивнушек, танцы, даже употребление наркотиков. Дозу до 40 г можно спокойно держать в собственном кармане, не опасаясь преследований полиции. Теперь – о “престиже”. Не важно, кем ты работаешь, где учишься, в каком районе живешь. Стыдно и позорно другое – не работать.

Помню, однажды попала в неловкую ситуацию, когда заявила подруге, преподавательнице университета, собиравшейся замуж: “Неужели ты выйдешь за какого-то шофера?!” Этими словами я очень обидела и удивила ее. Позднее поняла, что она отказала бы представителю только одного социального слоя – безработному. Выходят замуж и женятся в Дании довольно поздно, первый сексуальный опыт получают в 16 – 17 лет, хотя о сексе узнают уже с пеленок. Молодые датчане убеждены, для того чтобы заниматься сексом, совсем необязательно жениться или заводить постоянную подружку. Зато и к семейным обязанностям у них отношение более серьезное, чем у российских сверстников.

Датская молодежь не знала ни пионерии, ни комсомола, ни иных форм “организации досуга”. Есть, правда, нечто похожее на пионерские организации при церквях, так называемое спайдеровское движение, но оно охватывает учеников младших классов. Редко кто из родителей может дать ребенку дополнительное, кроме школьного, образование – большинству это не по карману. Судите сами: занятия музыкой стоят 2000 – 3000 крон в месяц, обычная школа – всего 700. Еще дороже обойдутся уроки в балетной и художественной студии. Может быть, поэтому почти вся культурная жизнь в Копенгагене русская?

Почти все школьники по выходным дням подрабатывают – разносят газеты и журналы. Плата за такую работу, конечно, символическая, но ребята очень гордятся собственными деньгами. После школы редко кто сразу поступает в вузы. Считается, что выпускник должен сначала узнать взрослую жизнь, а потом уже принять важное решение – кем он станет. Для этого датчане отправляют своих детей за границу, что по карману почти любой семье. Многие уезжают в США, Германию, Францию. Более состоятельные могут позволить себе Кембридж и Оксфорд. Главная же цель – выучить иностранный язык и узнать, как живут “по-другому”. Привычные нам страхи: “Да как же единственного ребенка за тридевять земель отправить? Не случилось бы чего?” – датчанам не знакомы. Именно для того, чтобы оказаться одному в незнакомой обстановке, чадо и посылают подальше от отчего дома.

В армию юноши попадают по жребию, полугодовая служба никого не пугает. Более того, элита стремится на службу в вооруженные силы. Все дворяне, аристократы, члены королевской семьи по мужской линии приписаны к полкам. И если ты попал в один полк с принцем Фредериком, то в дальнейшем это может пригодиться в продвижении по служебной лестнице.

Учеба в вузах пока бесплатная, но есть коммерческие институты, например, торговые, правда, плата там невелика. Стипендия у всех датских студентов одинаковая – 3000 крон в месяц (около 500 долларов). Средний возраст студенчества – около 30 лет. Мой муж, к примеру, поступил в университет, когда ему исполнилось 33 года, и отнюдь не был самым старым среди сокурсников. Как только человек получает образование и находит работу, он думает о двух вещах – как заработать побольше и отложить на старость. При этом богатство, роскошь в Дании не в моде. Здесь говорят: богатого человека видно по тому, как скромно он одевается. Если уж датчанину невмоготу от своей кубышки и хочется насладиться сбережениями на полную катушку, он уезжает в Испанию или Италию, где шик и роскошь в почете. Вообще датчане избегают разговоров о богатых и бедных, делают вид, что не замечают ни тех, ни других в своей стране, по общественному устройству напоминающей ромб. Острые углы символизируют очень маленькое “дно” и мизерную “верхушку”. Остальное – средний класс. “Верхи” делают все возможное, чтобы оставаться в тени, на “дне” оказаться крайне сложно: общество устроено так, что не допускает того, чтобы его члены нищенствовали или голодали. А в остальном – проблемы те же, что и в России.

Записала

Наталья ЛИХАЧЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Одну марку дважды не истратишь
Жадною толпой стоящие у трона
Праздничные мероприятия
Можно ли честно работать в криминальное время?
Помоги себе сам
Альфред РУБИКС: Обретение свободы
Новости из Приморья
Отставка Бориса Березовского
Обед у Собакевича. Русская трапеза
Письма
Товар – Деньги – Товар …
ГОРА РОДИЛА МЫШЬ – так можно оценить итоги урегулирования правительственного кризиса
Алмазная республика в поиске денег
“Красный день” календаря?
Скажи мне – кто твой друг?
Как разрешить трудовой спор?
“Уходи поскорей, не задерживай добрых людей”
Выход из кризиса: технологии и ресурсы
Секреты хорошей хозяйки
Законы Дракона: издание российское, налоговое
Озерный ил огород накормил
Не оставь привычку ловить рыбу со спичку
Усыновление по-американски
Портрет на фоне Stimorol. Без сахара!
ПОЧЕМУ ТУСКНЕЕТ ЯНТАРНЫЙ КРАЙ
Общество школьных дач


««« »»»