Алмазная республика в поиске денег

Наше время по жанру напоминает мрачную оперетку. Практически все его публичные персонажи отличаются жутковатым комизмом. Порой кажется, что нами правят не прототипы “Кукол”, а сами куклы.

Время абсурда. Зазеркалье. Время смешения и смещения всех и всяческих критериев и оценок.

И в этой тоскливой сумятице все равно не исчезает в нас тоска по ясности и определенности, надежда на то, что явятся ответственные государственные мужи и все наконец станет на свои места. На Кремль надежда иссякла, поэтому все чаще мы обращаем взоры к российским землям – не оттуда ли грядут Минин со Пожарским.

О Якутии в наше время чаще всего вспоминают в связи со сделкой “Алроса” и “Де Бирс” об условиях торговли алмазами на мировом рынке. И такая взаимосвязь не случайна. Громадная корпорация “Алмазы России – Саха” (объем продаж более 1,5 млрд. долларов) является на сегодня основой благополучия республики. И почти двухлетняя борьба вокруг договора отозвалась лихорадочным ритмом экономической жизни республики. Если бюджет формируется в первую очередь за счет налоговых и иных платежей “Алроса”, то любая заминка в алмазном бизнесе оборачивается потрясениями для социальной сферы.

Когда до подписания соглашения было еще далеко и борьба вокруг алмазов приняла позиционный характер, Якутия испытывала, пожалуй, наибольшие трудности. Именно в этот провальный период произошли президентские выборы, на которых Михаил Николаев был переизбран на второй срок. Опытный политик, получивший возможность с еще большей легитимностью направлять республику по выбранным им политическим и экономическим ориентирам, начал со смены главы правительства. И выбор свой остановил на человеке, ставшем одним из первых проводников идей рыночной экономики – еще в ту пору, когда о “молодых реформаторах” еще ни слуху, ни духу не было.

Многие помнят Валентина Федорова во время его трехлетнего губернаторства на Сахалине. Тогда активно возбуждались страсти: “отдать или не отдавать” японцам Курилы? Федоров противился действиям прозападной группировки в центральных органах власти, прежде всего в МИДе.

Сделав невозможной политику уступок в курильском вопросе, сахалинский губернатор нажил влиятельных врагов и в Москве, и на Сахалине. До сих пор многие готовы поступаться национальными интересами ради интереса личного – кто, как не сахалинские мафиози, наживающие на рыботорговле шальные миллионы, заинтересованы в ублажении японцев… Оставив пост губернатора, московский экономист все же не дал себя похоронить как политика. Хотя на время Валентин Федоров ушел в тень, если можно назвать тенью посты замминистра экономики, а затем вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей.

И вот – предложение возглавить правительство республики Якутия. Федоров согласился.

– Приходится действовать одновременно на трех уровнях, – говорит Валентин Федоров. – Держать руку на пульсе политической ситуации – раз. Вырабатывать стратегию экономической политики – два. И искать деньги, чтобы гасить постоянно возникающие текущие задолженности, – три…

Конечно, считает Федоров, в идеале всего желаемого можно достичь при изменениях экономического курса для всей страны. Хотя бы при компетентности руководителей и определенности, последовательности, предсказуемости их действий. Но – что поделаешь! – приходится просчитывать варианты для “отдельно взятого региона”. А они, верно, есть. В мире, во всяком случае, тому имеется немало успешно реализованных примеров.

Глобальное для Якутии направление, по мысли Валентина Федорова, – это сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь есть все возможности, если иметь в виду сырьевые богатства Якутии, но отнестись к ним надо по-хозяйски, а не варварски; не соглашаться на демпинговые цены; привлекать к сотрудничеству соседние регионы России; тщательно изучить, насколько остры потребности в тех или иных видах сырья у таких стран, как Китай, Япония, Корея, Канада (чтобы знать, ниже какой цены можно спокойно “не опускаться”).

Но Центр, Центр!..

При всей его видимой “демократической” страсти к обновлению он кажется по сути еще более заскорузлым и консервативным, нежели во времена застоя. Вместо конструктивного диалога с регионами, поддержки живых инициатив, что называется, снизу, он тупо молчит или грохочет на всю страну довольно пошлыми празднествами, гала-представлениями и фейерверками. Никаких денег, видно, не жалко для “святой” цели – сокрытия собственной несостоятельности.

Прошло более четырех лет со времени ухода Федорова с поста губернатора Сахалина, а политика Центра по отношению к регионам осталась той же, даже хуже: демагогии, трескотни стало много больше, и на ее фоне ежишься от цинизма властей предержащих.

Игорь ДЬЯКОВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Одну марку дважды не истратишь
Жадною толпой стоящие у трона
Богатого видно по скромной одежке
Можно ли честно работать в криминальное время?
Праздничные мероприятия
Альфред РУБИКС: Обретение свободы
Помоги себе сам
Отставка Бориса Березовского
Новости из Приморья
Письма
Обед у Собакевича. Русская трапеза
ГОРА РОДИЛА МЫШЬ – так можно оценить итоги урегулирования правительственного кризиса
Товар – Деньги – Товар …
“Красный день” календаря?
Скажи мне – кто твой друг?
Как разрешить трудовой спор?
“Уходи поскорей, не задерживай добрых людей”
Выход из кризиса: технологии и ресурсы
Секреты хорошей хозяйки
Законы Дракона: издание российское, налоговое
Озерный ил огород накормил
Не оставь привычку ловить рыбу со спичку
Усыновление по-американски
Портрет на фоне Stimorol. Без сахара!
ПОЧЕМУ ТУСКНЕЕТ ЯНТАРНЫЙ КРАЙ
Общество школьных дач


««« »»»