“Уходи поскорей, не задерживай добрых людей”

Углубление кризисного характера российского политического процесса явилось ведущей тенденцией развития ситуации на минувшей неделе. Отставка заместителя секретаря Совета безопасности Бориса Березовского – знаковое событие, показатель серьезных разногласий в политической системе России.

ЛЕВАЯ, ПРАВАЯ ГДЕ СТОРОНА?

С одной стороны, эта отставка – результат недавнего правительственно-парламентского кризиса, приведшего к серьезной расбалансировке всего расклада политических сил в стране. Как ни парадоксально, в итоге резко ослабились позиции радикального крыла правящей элиты, возглавляемого “молодыми реформаторами”. Одновременно усилились роль и вес умеренных реформаторов в правительстве и в администрации президента.

С другой стороны, в отставке Березовского нашел свое отражение продолжающий обостряться социально-экономический кризис, с которым не удалось справиться команде “молодых реформаторов”. Так, недобор налогов по-прежнему сказывается в сохранении острого бюджетного дефицита, в сопутствующем ему недофинансировании социальной и бюджетной сфер, особенно военных расходов, в сохранении высокого градуса общественной напряженности. На эти факты обратили внимание и главные спонсоры правящего российского истеблишмента – международные финансовые круги. Отказ МВФ от предоставления России очередного транша расширенного кредита из-за невыполнения правительством обязательств перед Фондом по сути означает публичную пощечину президенту Ельцину. Как известно, реформируя весной текущего года кабинет министров, Ельцин не без экзальтации поставил на “младореформаторскую” команду как на силу, способную энергичными действиями вытащить из трясины экономику.

Оба кризиса – политический и экономический, налагаясь друг на друга, по мнению российских и зарубежных экспертов, таят в себе угрозу развала всей системы власти, что президент, по-видимому, отчетливо понимает.

Ухудшение позиций “младореформаторской” команды происходило на фоне заметного роста личного политического потенциала второго лица государства, главы умеренно-реформаторских сил – премьер-министра В.Черномырдина, успешно действовавшего в ходе разрешения правительственно-парламентского кризиса.

Тем не менее, как известно, развитие событий отнюдь не привело к естественному, на первый взгляд, финалу – изгнанию из правительства так называемых “младореформаторов”. Видимо, дальнейшее усиление умеренно-реформаторской группировки выходит за рамки интересов как президента, так и его окружения.

Этими соображениями, по-видимому, и объясняется очередной поворот “вправо”, совершенный Ельциным, который начал откровенно подыгрывать “младореформаторам” вопреки тому очевидному обстоятельству, что последние проиграли свой политический матч с разгромным счетом. Признаки того, что маятник политических настроений президента вновь качнулся в сторону, появились непосредственно после завершения правительственно-парламентского кризиса. Ельцин обозначил свое желание усилить реформаторский блок, введя указом в состав кабинета на пост главы Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства небезызвестную И.Хакамаду. Кроме того, президент взял с собой в поездку на встречу с Хасимото первого вице Немцова, который начал в последнее время терять политическую популярность и раздражающе действовать на общественные настроения.

Однако, представив Немцова в качестве своего наследника, в чьи руки он готов вложить “эстафетную палочку”, президент очевидно отдавал отчет в том, что эти действия не будут серьезно восприняты российским истеблишментом, который считает Немцова слишком “конъюнктурной”, а потому “неинтересной” фигурой. Трудно предположить, что президент не в курсе подобных настроений. Заигрывание Ельцина с “младореформаторами” и, в частности, с Немцовым, скорее всего направлено на некие тактические, а не стратегические замыслы.

Кроме того, при анализе политического поведения Ельцина не следует упускать из виду, что маятник его симпатий совершает весьма замысловатые движения, перемещаясь не только вправо, но и влево, причем последний вектор выглядит как более устойчивый и стратегически важный. Как известно, одним из главных результатов правительственно-парламентского кризиса стало заметное улучшение отношений Ельцина с думской оппозицией, в том числе и с верхушкой КПРФ. В этой связи обратило на себя внимание то, что вслед за президентом в сторону компромисса с оппозицией двинулись и “младореформаторы”, по сути признав тем самым исчерпанность собственной политической линии.

В результате правительственно-парламентского кризиса левые оппозиционные силы фактически превратились, наряду с “младореформаторским” крылом, в часть политической базы президента, что оставило последнему шанс на создание нового пространства для политического маневрирования между левоцентристскими и правоцентристскими сегментами российского политического спектра.

БЕРЕЗОВСКИЙ: “ЗА ЧТО ОНИ ЕГО НЕ ЛЮБЯТ?”

Новая политическая линия президента была с подозрением воспринята кругами, близкими к Березовскому, и, вероятно, им самим уже потому, что Ельцин одобрил план формирования наблюдательного совета на ОРТ, которое является “жемчужиной” информационной империи Березовского. Создание накануне отставки Березовского коллегии представителей государства на ОРТ, возглавляемой близким к А.Чубайсу М.Бойко, явно убедило группировку Березовского в оправданности этих подозрений.

Возможно, поэтому Березовский и близкие к нему лица в администрации президента предприняли попытку контратаки на “младореформаторов”. Считающийся сторонником Б.Березовского первый заместитель главы президентской администрации А.Лившиц, курирующий экономические вопросы, накануне отставки замсекретаря Совбеза устроил пресс-конференцию, в ходе которой дал крайне неблагоприятные для Чубайса оценки тенденций текущей финансово-экономической ситуации и пессимистические прогнозы ее дальнейшего развития.

Достаточно развернутое программное выступление Лившица, излагающее основные позиции близких к Березовскому кругов по экономическим вопросам, показывает, что в системе их отношений с остальными группами в верхних эшелонах российской власти возникли и начали расширяться серьезные расхождения – с “молодыми реформаторами”, премьером, а также с Думой, то есть с основными субъектами, вступившими в итоге правительственно-парламентского кризиса в компромисс друг с другом и с президентом. Консолидация этих сил фактически не оставила Березовскому и близким к нему секторам российского бизнес-класса шансов на самостоятельную игру.

В то же время попытка сторонников Березовского перейти к активной контригре против многочисленного лагеря противников завершилась выдавливанием его группировки из числа основных политических игроков. Имеющиеся в распоряжении аналитиков слухи о действиях Чубайса и Немцова по смещению Березовского с его поста свидетельствуют о том, что против этого политика-бизнесмена были использованы очень веские аргументы. Естественно, что дело отнюдь не в том, что Березовский совмещал государственную деятельность и бизнес. Его противники сами далеко не безгрешны в этом отношении. По одной из версий, Немцов и Чубайс обвинили Березовского в организации уголовных преступлений на “АвтоВАЗе”, где, кстати, в настоящее время резко активизировали свою деятельность Генпрокуратура и МВД. Кроме того, “молодые реформаторы” дали понять Ельцину о причастности Березовского к убийству первого вице-губернатора Санкт-Петербурга М.Маневича.

Имеет смысл также отметить, что накануне данной отставки в российских СМИ была развернута массированная кампания дискредитации Березовского, во главу которой был положен крайне неприятный для президента тезис о том, что не столько Ельцин, сколько именно Березовский ныне управляет Россией. Эта кампания была проведена по всем канонам спецакций, а именно: первоначально соответствующие материалы были опубликованы в зарубежной прессе, а затем откомментированы в российских СМИ.

ОППОЗИЦИЯ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА” – ПРЕДМЕТ ОСОБЫХ ЗАБОТ ГОСУДАРЯ

Как уже отмечалось, российский президент ныне весьма заинтересован в упрочении контактов с оппозиционными силами. Однако, пойдя на соглашение с властью, оппозиция, судя по ряду признаков, сама вступила в полосу кризисного развития.

Юбилейные торжества по случаю 80-летия Октябрьской революции визуально продемонстрировали резкий раскол в рядах оппозиции, радикальная и умеренная части которой формировали свои колонны и митинговали в различных местах. В ходе этих митингов руководители противостоящих друг другу сегментов оппозиции отдали дань в первую очередь не борьбе с режимом, а острой публичной полемике друг с другом.

После первых положительных реакций лидеров оппозиции на отставку Березовского события внутри “партии власти” заставили оппозиционеров несколько скорректировать свои оценки. Например, данный мотив (“победа оппозиции над властью” в связи с отставкой Березовского) фактически не был использован в ходе оппозиционных митингов. К тому же, как выяснилось, отставленный заместитель Рыбкина выразил намерение заняться публичной политикой на левоцентристском фланге, реанимируя деятельность рыбкинской Соцпартии. Таким образом, оппозиция рискует получить в лице Березовского дополнительный фактор осложнения ситуации в своей части политического спектра. Хотя трудно утверждать, что Березовский будет в дальнейшем использовать свои обширные информационные и финансовые ресурсы исключительно в целях партии Рыбкина. Недавнее приглашение для участия в аналитической программе “Время” одного из известных деятелей оппозиции Е.Лигачева и весьма благожелательный тон беседы с ним телеведущего С.Доренко показывают, что “системщик” Березовский способен выстраивать весьма широкие союзы, финансируя одновременно деятельность различных политических сил левого фланга и манипулируя ими.

В этой связи особое значение для оппозиции приобретают тактика президента, его искренность и способность к честной игре.

Ельцин, понимая, что окончательный распад оппозиции сыграл бы роль детонатора для политической системы в целом, по-видимому, все же искренен в своем желании продолжать линию, направленную на поддержание перемирия с левым флангом. Однако СМИ, традиционно ориентированные на власть, и стоящие за ними силы явно склонны к саботажу президентской линии. На этом фоне обращение Ельцина к нации, в котором президент обнародовал свой указ о возведении памятника, символизирующего примирение противостоящих политических сил – красных и белых, народа и власти, президента и оппозиции, – производит впечатление отчаянного шага.

ЧТО ДАЛЬШЕ И “КТО ОСТАЛСЯ В ДУРАКАХ”?

Отставка Березовского, является, скорее всего, началом очередного витка в трансформации верхних эшелонов власти. В основе этого – стремление адаптироваться к условиям нехватки времени и ресурсов для преодоления кризиса в стране, что, по-видимому, остро ощущается как президентом, так и его ближайшим окружением.

Эксперты отнюдь не считают случайным то обстоятельство, что как раз накануне этой отставки появились слухи о подготовке новой реорганизации администрации президента. Глава администрации В.Юмашев, по сообщениям СМИ, достаточно энергично продемонстрировал Чубайсу и Немцову свое неприятие их действий. Выпущенное пресс-службой Ельцина сообщение об отставке Березовского, как известно, было отмечено откровенными признаками фронды и несоблюдения общепринятой аппаратной этики. В нем были прямо названы виновники отставки – “молодые реформаторы” и обстоятельства, в которых последние осуществили данную акцию.

Резонно предположить также, что под большим вопросом находятся позиции сторонников Б.Березовского в СБ, и особенно И.Рыбкина, а также в министерствах обороны и экономики. Кстати, внутриэлитный конфликт вокруг Березовского проходил на фоне явного оживления дискуссий о судьбах, во многом дублирующих друг друга, Совета безопасности (СБ) и Совета обороны (СО).

От того, насколько “младореформаторам” удастся развить и закрепить свои нынешние успехи, зависят судьбы трансформации, ожидающей ОРТ. В любом случае главной тенденцией в развитии этой информационной империи явится, вероятно, резкое ослабление положения в ее структурах фигур, тесно связанных с Березовским.

Можно предвидеть также и серьезные осложнения, ожидающие региональную политику Кремля, и в первую очередь на Северном Кавказе, особенно в Чечне, где отставка Березовского была воспринята как очередная ошибка российского президента.

Общий анализ текущей ситуации, подводит к выводу о том, что продолжающийся кризис российских верхов в ближайшей перспективе обещает новые серьезные столкновения внутри власти, которые наверняка способны отрицательно повлиять на наметившиеся перспективы сотрудничества между властью и оппозицией, на тенденции формирования нового, более органичного, чем прежде, политического базиса властной иерархии.

Департамент политического

мониторинга Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Одну марку дважды не истратишь
Жадною толпой стоящие у трона
Богатого видно по скромной одежке
Можно ли честно работать в криминальное время?
Праздничные мероприятия
Альфред РУБИКС: Обретение свободы
Помоги себе сам
Отставка Бориса Березовского
Новости из Приморья
Письма
Обед у Собакевича. Русская трапеза
ГОРА РОДИЛА МЫШЬ – так можно оценить итоги урегулирования правительственного кризиса
Товар – Деньги – Товар …
“Красный день” календаря?
Алмазная республика в поиске денег
Как разрешить трудовой спор?
Скажи мне – кто твой друг?
Выход из кризиса: технологии и ресурсы
Секреты хорошей хозяйки
Законы Дракона: издание российское, налоговое
Озерный ил огород накормил
Не оставь привычку ловить рыбу со спичку
Усыновление по-американски
Портрет на фоне Stimorol. Без сахара!
ПОЧЕМУ ТУСКНЕЕТ ЯНТАРНЫЙ КРАЙ
Общество школьных дач


««« »»»