Очередные задачи российской власти

В сентябре, как известно, начинается новый рабочий год не только у школьников, но и у действующей власти. Возвратились из отпуска руководители страны, приступили к работе новые главы ряда министерств и ведомств, постепенно возвращаются в свои кабинеты депутаты Государственной Думы. Самое время задуматься – какие задачи стоят сегодня перед нашей властью и какими средствами для их решения она располагает.

В экономике и в науке управления есть такое понятие, как “дерево целей и задач”. Однако, как мне кажется, сегодняшнюю фигуру, в которую складываются задачи, стоящие перед законодательной и исполнительной властями, правильнее было бы назвать “айсбергом задач”. Это сравнение, по-моему, очень корректно: во-первых, потому, что “на поверхности” (то есть в центре внимания общественности, средств массовой информации и политиков) находится лишь небольшая часть проблем, и, во-вторых, потому, что, столкнувшись с этим “айсбергом” (особенно с его невидимой частью), власть запросто может не справиться с управлением и пойти ко дну.

Итак, “на поверхности” айсберга социально-экономических проблем находится несколько задач, прежде всего – утверждение государственного бюджета страны на 1998 год, проведение деноминации рубля, дальнейшая приватизация крупнейших объектов федеральной собственности. Именно этим проблемам, если судить по официальным сообщениям и сведениям средств массовой информации, уделяется наибольшее внимание правительством. И, если верить тем же самым источникам, у власти есть основания для того, чтобы надеяться на решение стоящих перед нею задач и смотреть в будущее с оптимизмом.

Так, деноминация рубля означает, по мнению официальных властей и официальных аналитиков, дальнейшее продвижение по пути стабилизации экономики. Побочным эффектом деноминации будет упрощение жизни простых россиян, замученных сложными расчетами. Кстати, “простые россияне” порадовали власти равнодушием, с которым они встретили известие о деноминации. Робкие расчеты специалистов, доказывающих, что деноминация все-таки приведет к росту цен (хотя бы за счет округления последних “в пользу продающего”), остаются незамеченными.

Приватизация, наконец, стала приносить в бюджет большие доходы. Чем не повод для оптимизма? Особенно в том случае, если оставить “за скобками” все, что может помешать этому оптимизму: громкие разборки вокруг первого опыта – приватизации “Связьинвеста” и связанные с этим скандалом обвинения в коррупции ряда государственных чиновников высокого ранга. Сомнения по поводу экономических и социальных последствий приватизации “Связьинвеста”. Расхождения между планируемыми цифрами доходов от приватизации, заложенными в проект бюджета 1998 года и рассчитанными на основе списка планируемых к приватизации объектов. Впрочем, за скобками придется оставить и гораздо более серьезные вопросы – например, о том, почему, если денежная приватизация способна давать такой доход государству, вместо этого доходного мероприятия в 1992 году провели кампанию под названием “ваучеризация всей страны”?

Но вернемся к “надводной части айсберга проблем”. Правительство подготовило и представило для обсуждения Государственной Думе проект государственного бюджета на 1998 год. Только самый ленивый аналитик и политик не сказал по поводу этого знаменательного события, что наконец-то мы получили реальный бюджет. Реальность бюджета означает, что и доходы, и расходы государства в следующем году лишь чуть-чуть превысят те же цифры в секвестированном бюджете 1997 года. Если в прошлом году власти сначала пытались “сделать хорошую мину при плохой игре” и лишь потом сказали, что денег на все запланированные расходы не хватит, то теперь правительство честно заявило – денег нет. Спасибо исполнительной власти хотя бы за это.

Не знаю, правда, насколько благодарны будут нашей честной власти те, кто не получит жизненно необходимых средств.

Прежде всего пострадает реальный сектор. Сказка о бюджете развития, в котором должны были аккумулироваться средства для инвестиций в промышленность, так и не стала былью в 1997 году. Не станет она ею и в 1998 году.

И вот тут мы переходим к “подводной части” нашего айсберга. Деноминация, приватизация и даже реальный бюджет, к сожалению, не способны кардинально улучшить экономическую ситуацию в России. Проект бюджета 1998 года, по мнению большинства специалистов, не оставляет надежд на рост производства в России, на преодоление структурных диспропорций. Напротив, реальность бюджета, как я уже отмечала, означает ни что иное, как признание правительства в том, что достаточных средств на развитие промышленности нет. Проведение налоговой реформы, с которой некоторые промышленники связывали свои надежды, также остается проблематичным – судьба нового налогового кодекса не ясна, да и многие положения этого документа вызывают у специалистов серьезные возражения и сомнения.

В проекте бюджета 1998 года по сравнению с секвестированным бюджетом 1997 года несколько увеличились расходы на социальные цели. Но сможет ли это чисто символическое увеличение решить социальные проблемы? Планируемые преобразования в системе ценообразования на энергоносители в совокупности с реформой жилищно-коммунального хозяйства могут привести не просто к обострению, а к взрыву социальных проблем. В условиях дефицита финансовых возможностей государства предотвратить социальный взрыв мог бы переход на адресную систему социальной поддержки населения, но этот переход до сих пор не получил одобрения в Думе.

Я не буду, конечно, перечислять все “подводные” проблемы, стоящие перед законодательной и исполнительной властью России. Уже перечисленного, думаю, будет достаточно для того, чтобы понять, что тяжелый год ждет не только правительство или Думу, но и многих россиян, которым остается только посоветовать брать пример с правительства – быть реалистами и не рассчитывать на какие-либо выплаты из государственного кармана.

Татьяна ПОПОВА,

кандидат эконом.наук


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Праздник победы Добра
Насколько перспективным может стать для России развитие отношений с Арменией?
Лесное мясо
Если б я был султан…
Я верю в Вас
Драма “культура и рынок”. Действие второе
Москва – 1927 год
РОССИЯНИНА В АМЕРИКАНЦА НЕ ПЕРЕДЕЛАТЬ
Мы обязаны идти вперед
Власть оскорбляет нас ложью
Риск – дело благородное, если его правильно оценивать
Немецкий философ первой половины ХХ века Вальтер Беньямин
850 свечей понадобятся Москве для именинного пирога
Молоко – средство от бессонницы
И сердце тоже было большое…
Почему люди не летают
Поймал на хлеб с маслом
Макиавелли отдыхает!
Новые русские дети
Подальше положишь – поближе возьмешь
Бороться с преступлением, а не руководить им
ХРОНИКА ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
Российское телевидение: коммерциализация продолжается


««« »»»