Немецкий философ первой половины ХХ века Вальтер Беньямин вошел в историю философии как неомарксист. Впрочем, его творчество плохо укладывается в рамки академической философии. Его тексты напоминают, скорее, коллажные работы художников раннего авангарда – это свободные эссе, философские зарисовки, максимы и афоризмы. Многое из того, что он написал, увидело свет лишь спустя годы после его смерти. Это у него на родине, в Германии. Путь к русскому читателю оказался сложным вдвойне – до сегодняшнего времени Вальтер Беньямин известен у нас только узкому кругу специалистов. А между тем сам философ стремился встретиться с русской читающей публикой. Зимой 1926-27 г. он приезжает в нашу столицу и пишет затем великолепное эссе “Москва”. Мастерский слог и тонкая наблюдательность позволили Беньямину создать яркую, многоцветную, противоречивую и шумную панораму тогдашней московской жизни.
Мы предлагаем читателям несколько фрагментов этого очерка, привлекательность которого, как нам кажется, только возросла в юбилейный год. За 70 прошедших лет очень многое успело измениться, но, увы, мы и по сей день наблюдаем некоторые унылые приметы московского бытия, которые десятилетия назад заметил зоркий глаз философа.