ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ: “ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА”

Неудержимый, фонтанирующий оптимизм – одна из наиболее характерных черт действующей российской власти. Нынешний оптимизм основывается на данных официальной статистики за январь – апрель 1997 года, согласно которым валовой внутренний продукт перестал сокращаться, объем промышленной продукции вырос на 0,6%, а реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 4%. В общем, “все хорошо, прекрасная маркиза”. Президент, выступающий в роли этой самой “маркизы”, в восторге приветствует своих энергичных “управляющих”, публично признает действующее правительство чуть ли не лучшим правительством всех времен и народов. А “управляющие”, хорошо усвоив опыт своих песенных предшественников, не из тех, кто будет честно сообщать о неприятных “сюрпризах”.

“КОБЫЛА ЧТО, ПУСТОЕ ДЕЛО, ОНА С КОНЮШНЕЮ СГОРЕЛА”

Неприятных сюрпризов, к сожалению, в экономике России больше, чем призрачных достижений. Даже если верить самым оптимистичным прогнозам Министерства экономики, величина ВВП в 2005 году будет равна 75% от уровня 1990 года. “Рабочие лошади” российской экономики – промышленность и сельское хозяйство явно не выдержали раздутых реформаторами пожаров. Не выдерживает их и российский бюджет, с горем пополам принятый для того, чтобы через два месяца подвергнуться процедуре обрезания. Не выдерживают реформ люди, месяцами не получающие зарплату. Во многих регионах семьи существуют только на пенсии, которые хоть и с задержками, но выплачиваются.

Конечно, власти прекрасно знают о реальном положении дел в стране. Но лучшее лекарство от неприятной информации – цинизм. Цинизм, который помогает даже провалы своей политики превращать в достижения.

В ТЕНИ РАЗВЕСИСТОЙ КЛЮКВЫ

Возьмем так называемое “теневое производство”. В России оно достигает огромных размеров и непрерывно растет. Доля теневой экономики в ВВП год назад оценивалась Госкомстатом в 22-23%, сейчас – в 25%. Это, по мнению властей, означает, что в принципе все разговоры о падении производства, кризисе российской экономики, тяжелых социальных последствиях реформ – не более чем происки оппозиции. Просто производство “ушло в тень”, там оно и растет. Там, “в тени”, российские граждане получают недополученные в официальной экономике доходы. Так что на самом деле все у нас очень и очень хорошо.

Попробуем разобраться. Что такое “теневое производство”? Что там, “в тени”, производят? Автомобили? Молоко? Станки? Хлеб? Главный сектор “теневой экономики” – фирмы по обналичиванию и переправке в офшорные зоны финансовых ресурсов. Фирмы эти создаются по фиктивным документам и действуют “под крышей” местных правоохранительных органов. Работают такие фирмы обычно не более полугода. За это время они благополучно успевают конвертировать и переправить за границу огромные деньги. Трудятся в такой фирме, как правило, не более 5 человек. Вот таково “производство”, таковы “высокие технологии”, вот таким способом десятки миллионов долларов ежемесячно переправляются за рубеж.

Правда, по мнению властей и обслуживающих их “специалистов”, ежегодное “бегство” за рубеж не менее 20 млрд долларов – совсем неплохое дело. Слушаю телевизионный комментарий некоего молодого “специалиста по финансовым рынкам”: утечка капиталов за границу “как бы” типична для устойчивых экономик, это “как бы” нормально, ни в коем случае нельзя за это карать, потом эти капиталы “как бы” вернутся к нам, да и уже “как бы” возвращаются: вот, на рынке ГКО, например, по экспертным оценкам, более половины средств иностранных инвесторов – “как бы” наши же, российские. Впрочем, о том, какая замечательная вещь – рынок ГКО, я скажу несколько позже. Что касается собственно “теневого” производства, то “в тени” производятся, например, некачественные ликеро-водочные изделия, наркотики… Вряд ли стоит объяснять, какую “пользу” приносят обществу эти товары.

Следующий значительный сектор “теневой экономики” – челночная торговля. Выплывет ли наша экономика в “море Рынка” “на челноке”? В “теневой”, челночной торговле заняты тысячи людей, этот на самом деле нелегкий труд помогает им и их семьям выжить. Активность “челноков” вызывает восхищение не только у правительственных экспертов. В дискуссии со мной академик Евгений Велихов с большим одобрением отозвался об этом виде деятельности, как способствующем созданию рабочих мест и развитию рыночных отношений. Даже если им занимаются высококвалифицированные научные сотрудники. Но разве не ясно, что эти же люди могли бы создавать отечественные товары, никак не уступающие по качеству завозимой ими третьесортной продукции? Россия, безусловно, потенциально богатая страна. Однако не до такой же степени, чтобы финансировать в столь широких масштабах промышленность Турции и Китая! Кроме того, государство, не получая от этого сектора налогов, не в состоянии выполнять свои функции, в том числе и в социальной сфере. “В тени” не растут школы и больницы, не пополняются “из тени” доходы госбюджета. Поэтому пенсии и пособия, образовательные и медицинские услуги “челнокам” и их семьям будут оплачиваться из тех скудных официальных доходов бюджета, которые сегодня удается получить.

Таким образом, выясняется, что по большому счету “теневое производство” – миф, способный оправдать деятельность правительства только в собственных глазах. Тем более что даже в тени самой “развесистой клюквы” невозможно скрыть один неприятный факт – наше общество превратилось в общество “самоедов”.

ОБЩЕСТВО “САМОЕДОВ”

Традиционные экономические показатели типа “уровня инфляции” подходят для оценки стабильных экономических систем. Для оценки ситуации в современной кризисной российской экономике они могут быть использованы только в том случае, если задаться целью во что бы то ни стало доказать правоту правительственного курса. Однако существует несколько показателей, которые опрокидывают правительственную логику.

Первыми из этих показателей являются объемы внутренней и внешней задолженности, которые к концу года сравняются друг с другом и составят 300 млрд долларов. Стоит заметить, что при всех модных лозунгах о демократичнности и “прозрачности”, власти до невероятной степени засекретили и запутали принципиально важный и имеющий общественную значимость вопрос о государственном долге, особенно – о долге внутреннем. Практически никто из ученых, аналитиков, депутатов Думы, политиков не знает точно суммы внешнего и внутреннего долгов России. Показательно, что в тех же США, на которых старательно оглядываются наши власти, сумму государственного долга с точностью “до доллара” и “до минуты” может в любой момент узнать любой гражданин США – либо связавшись через “Интернет” с компьютером Казначейства США, либо посмотрев на специальное электронное табло, установленное в центре Нью-Йорка.

Впрочем, как говаривал герой известного кинофильма, “не стоит путать свою шерсть с государственной”. В нашем случае – не стоит сравнивать долги США и России. Важен не сам объем задолженности, а стоимость ее обслуживания в сравнении с доходной частью бюджета. В России уже сейчас в отдельные месяцы сумма затрат по обслуживанию госдолгов превышает суммарные поступления в бюджет. Этот год станет последним, когда хоть какие-то поступления в отдельные месяцы направляются на другие цели. Итак, мы уже близки к ситуации, когда все заработанное отдается за долги, а все прочие расходы государства финансируются за счет новых долгов.

А куда делись кредиты, куда направляются средства, вырученные от продажи ГКО (по которым, заметим, государство выплачивает невиданно высокие проценты, привлекающие, как мы уже говорили раньше, даже “сбежавшие” из России капиталы)? Все эти средства “проедены” – как еще могли поступить”самоеды”?

Следующими показателями, характеризующими состояние российской экономики, являются объемы доходов и расходов бюджета. Но не того бюджета, который бурно принимается, а затем подвергается секвестру, а бюджета, потребного для поддержания нормального функционирования государства.

Что такое минимальный потребный бюджет России? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на нашу страну не как на некую абстракцию, а как на совершенно реальное, функционирующее большое хозяйство. Это хозяйство размещено на 17 млн квадратных километров территории, включает разветвленную единую транспортную систему, единую энергетическую систему, границу, протяженностью в 61 тыс. километров, армию (сокращение одного человека в которой обходится в 80 млн рублей), правоохранительные органы, школы, больницы с 1,5 млн коек. Все это огромное хозяйство требует средств на поддержание инфраструктуры – технической, поизводственной, социальной.

Сколько нужно денег? Давайте сравним бюджеты США и России. При этом будем помнить, что территория США меньше территории России, что природные условия в США более благоприятные, чем у нас. Расходы бюджета США в 1996 году превышали расходы российского бюджета более чем в 30 раз! Причем приоритетными направлениями расходов наряду с обороной были расходы на поддержание всех видов инфраструктуры.

Что это значит? Это значит, что те средства, которые мы ежегодно должны были бы тратить на поддержание инфраструктуры (систем энергоснабжения, водоснабжения, транспорта и пр.), реально не направляются на эти цели. Это значит, что в скором времени нас ожидает не только остановка последних действующих фабрик и заводов, но и массовый выход из строя систем жизнеобеспечения. А это уже катастрофа. Напомню, что аварии в системах канализации в некоторых российских городах уже привели к вспышкам инфекционных заболеваний.

Но самым страшным признаком “самоедства”, на мой взгляд, является вымирание нации.

ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, МУЖЧИНЫ-РОССИЯНЕ?

Забудем на время об экономике. Сделаем вид, что, подобно “маркизе”, поверили рассказам “управляющих” о процветающей “в тени” и наяву России. Но опять неувязка выходит – замечательно живущий россиянин ускоренными темпами вымирает. Конечно, и превышение смертности над рождаемостью не способно удивить наших реформаторов: это мы, мол, просто по менталитету сравниваемся с цивилизованными странами, там “business-women” просто не хотят много детей рожать. Пусть так. Но что делать с мужчинами, которые помирают и в 40, и в 30, и в 20 лет, доведя тем самым средний показатель продолжительности жизни до 57 лет – уровня слаборазвитых стран?

Но все это мало интересует представителей реальной власти. Их интересы лежат в других сферах и в других государствах. В сферах, где создаются собственные личные состояния. В государствах, где у них уже было и еще будет оформлено гражданство, где учатся их дети и внуки. Не нарушают спокойствия властей ни стихийные протесты, ни скромные демарши прикормленной оппозиции. Тем, у кого сотни миллионов долларов лежат в швейцарских банках, нищета, горе, безысходность и ранние смерти простых россиян кажутся лишь непонятной абстракцией. Сытый голодного не разумеет. И если все мы, россияне, вольно или невольно стали “самоедами”, то те, кто сознательно ведет страну по этому пути, заслуживают более серьезного обвинения – в людоедстве!

Мартин ШАККУМ,

президент Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“МИРНЫЙ” ГРОЗНЫЙ
Могут ли стать думские каникулы общими политическими каникулами в России?
ПОКА МЫ ЕДИНЫ
ХРОНИКА ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
А МОЛОДОГО МУЗЫКАНТА ВЕДУТ С УТРА В ВОЕНКОМАТ
ЗВОНКОВ МНОГО, И ОНИ РАЗНЫЕ
ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ НАРОДУ!
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
БЕРИ, ДОЧКА, СТАТУС
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
САЛАТ САЛАТУ – БРАТ
Избавление от бородавок и мозолей
V Международная конференция “Минского форума по проблеме европейской безопасности”
Отвечаем на ваши вопросы
ДАТЬ ЛЕЩА!
ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ
ПО ДОРОГЕ С ПОДОРОЖНИКОМ
НАТВОРИЛ ТЫ, МУЖИК…
УМ, ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ И ВЛАСТЬ
БУДЬ ЗДОРОВ, СЕНЬОР ПОМИДОР!
ЛЕТО – ПОРА ГОРЯЧАЯ!
ЗЕМЛЯ РУССКАЯ ВЕЛИКА И ОБИЛЬНА…


««« »»»