ЗАКОН ПРИСВОЕНИЯ ЭНЕРГИИ. НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС ВСТУПИЛ В НОВУЮ ПОЛОСУ ПЕРЕМЕН

Предположения о заметном оживлении ситуации в российском ТЭКе, инициированном перестановками в правительстве, похоже, полностью оправдались. В последнее время здесь произошел ряд событий, способных серьезно отразиться на судьбе этого комплекса.

Прежде всего, это перемены в отраслевом “штабе” – Минтопэнерго, связанные с назначением Бориса Немцова министром, а Сергея Кириенко – его первым замом. Определено, что Кириенко будет ведать в министерстве вопросами стратегии, тогда как прежний первый заместитель министра, Виктор Отт, возьмет на себя решение задач оперативного руководства отраслью. Практически сразу же после назначения первого вице-премьера Бориса Немцова на пост топливного министра, по совместительству, вышло постановление правительства № 491 от 25 апреля “О мерах по повышению эффективности экономических реформ в топливно-энергетическом комплексе”, которое определило новую расстановку сил в управлении ТЭКом. Ключевые вопросы управления переданы теперь непосредственно правительству, функции министерства же ограничены, в основном, задачами координации и оперативного руководства. К теме управленческих новаций могут быть отнесены еще два заметных события последнего времени.

“РОСНЕФТЬ”: НОВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАЗНАЧЕН ВТОРИЧНО

Первое из них связано с нефтяной отраслью. Имеются в виду происшедшие перестановки в руководстве компании “Роснефть”. В конце апреля состоялась замена прежнего президента компании и председателя совета ее директоров Александра Путилова на бывшего министра промышленности Юрия Беспалова. Подобную перестановку, по-видимому, можно объяснить стремлением нового куратора и руководителя отрасли непосредственно влиять на ход ее развития. Напомним, что “Роснефть”, наряду со “Славнефтью” не входит в число нефтяных компаний, пакеты акций которых предназначены к продаже в 1997 году. Кроме того, по распоряжению Б.Немцова готовится проект президентского указа о льготном налогообложении поставок оборудования для сахалинских проектов. Эти проекты практически единственные, попавшие под режим соглашений о разделе продукции до принятий соответствующего закона. Оператором же с российской стороны является как раз компания “Роснефть”. Правда, неожиданная смена руководства в компании вызвала недовольство не только в российском нефтяном сообществе, но и среди зарубежных партнеров “Роснефти”. В результате было принято “соломоново решение”: А.Путилов сохранил за собой пост председателя совета директоров компании, а Ю.Беспалов стал ее президентом.

Назначенный вторично на один и тот же пост Путилов на радостях даже заявил: “Мы рады, что на примере “Роснефти” российский ТЭК и правительство смогли продемонстрировать иностранным инвесторам, что мы можем создать эффективный механизм достижения компромиссов в кризисной ситуации”. На самом деле компромисс потребовался именно в результате того, что при перестановках правительство не учло элементарных правил взаимодействия с теми же инвесторами. Как оказалось, они включали условия стабильности высшего менеджмента компании в заключенные кредитные и иные соглашения с “Роснефтью”. Этим никто не удосужился поинтересоваться перед тем, как снимать Путилова с его поста.

“ГАЗПРОМ”: ЧУБАЙС МОЛЧАЛ, НЕМЦОВ ПОДДЕРЖИВАЛ

Второе направление новых управленческих решений связано с “Газпромом”. 28 апреля подписан Указ президента РФ “Об основных положениях структурной реформы в отраслях естественных монополий”, предусматривающий 3 этапа реорганизации газовой промышленности в ближайшие 3-4 года. На первом этапе, в 1997 году, намечено введение дифференцированных цен на газ, в зависимости от стоимости его транспортировки при единой системе тарифов на транспортные услуги. На втором – предусмотрено прекращение практики перекрестного субсидирования различных потребителей газа и, наконец, на третьем – обособление внутри РАО “Газпром” структурных подразделений по транспортировке газа от добывающих предприятий. Вслед за этим, в середине мая, президент подписал Указ “О мерах по обеспечению государственного управления закрепленными в федеральной собственности акциями РАО “Газпром”, которым учреждена коллегия представителей государства в “Газпроме” для более эффективного управления госсобственностью и осуществления контроля за деятельностью концерна.

Появление обоих указов было инициировано Борисом Немцовым. Теперь следует ожидать и пересмотра трастового договора с Рэмом Вяхиревым на управление госпакетом акций РАО “Газпром”. В качестве некой моральной компенсации первый вице-премьер назвал концерн “гордостью, мощью и лицом России за рубежом”. Несмотря на очевидное смягчение тона Бориса Немцова в отношении “Газпрома”, его руководство решило не испытывать судьбу в отношениях с “трехглавым” правительством, полагаясь на проверенного патрона-премьера. В результате предполагавшийся отчет РАО был перенесен с заседания комиссии по оперативным вопросам, возглавляемой А.Чубайсом, непосредственно на президиум правительства, проводившийся В.Черномырдиным. Р.Вяхирев припас к нему несколько эффектных ходов. Он предложил отдать на сторону месторождения с небольшими объемами добычи в непосредственной близости от конечного потребителя (в основном -северокавказские), а северную добычу перевести на вахтовый метод, прозрачно намекнув, что социальные последствия этой меры придется решать Борису Немцову (“у нас куратор как раз занимается социальными вопросами”). Хорошо организованная оборона “Газпрома” принесла плоды: А.Чубайс молчал, а Б.Немцов ограничился заявлением о поддержке усилий РАО по снижению тарифов на газ.

Справедливости ради надо отметить, что параллельно с несколько настораживающим ТЭК решениями государство обозначило и готовность пойти навстречу их требованиям. Об этом, в частности, говорит заявление вице-премьера А.Коха о необходимости снижения акциза на нефть в 2 раза, что явно приветствовалось бы нефтяниками. Ранее, 8 апреля, было издано Постановление правительства N 408 “О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая газовый конденсат, добываемых на территории РФ”. Им был устранен опротестованный Конституционным судом вариант ухудшения “задним числом” условий деятельности юридических лиц, предусмотренный прежним постановлением.

“СИБНЕФТЬ”: ПОБЕДИТЕЛИ И КОНКУРЕНТЫ

Заметные события отмечались в последнее время не только по линии отношений государство – ТЭК, но и в рамках самого комплекса. Здесь в первую очередь следует отметить итоги прошедшего конкурса на 51% акций “Сибнефти”. Сами по себе они, скорее, могут быть названы закономерными, так как на конкурсе в очередной раз победил фаворит, тесно связанный с залогодержателем – ЗАО “Нефтяная финансовая корпорация” (представляющая финансовую группу, контролируемую Борисом Березовским). Тем самым еще раз подтверждена вполне устойчивая российская тенденция проведения подобных конкурсов, когда победителем становится либо сама достаточно мощная нефтяная компания, действующая через подконтрольные ей финансовые структуры (как в случаях с “ЛУКОЙЛом” или “Сургутнефтегазом”), или ее проверенный партнер, или “спонсор” из числа влиятельных финансовых группировок (как в случае с “ЮКОСом” или “СИДАНКО”). Нежелательные конкуренты традиционно отсеиваются путем разного рода процедурных придирок и неожиданных условий со стороны организатора конкурса, который по совместительству является и заинтересованной в его результатах стороной. Особенность случая с “Сибнефтью” состоит в том, что здесь конкурентами являлись не аутсайдеры нефтефинансовой интеграции, а ее постоянные субъекты – “ОНЭСКИМбанк”, стоявший за “КМ Инвест” и “Альфа-банк”, представленный компанией “Пирамида”. Однако, несмотря на это, “правила игры” были соблюдены, и вряд ли проигравшей стороне удастся обжаловать итоги конкурса. При этом особый интерес представляет прецедент столкновения интересов участников, ранее довольно согласованно деливших сферы влияния в нефтяном комплексе.

Можно предположить, что история с “Сибнефтью” является предвестником нового витка конкурентной борьбы между финансовыми структурами за влияние в нефтегазовой сфере. В конце мая вышло Постановление правительства РФ “О продаже ранее закрепленных в федеральной собственности акций отдельных акционерных обществ топливно-энергетического комплекса России”. В соответствии с ним и ранее подписанным президентским указом, пакеты акций шести компаний (Восточносибирская нефтегазовая компания, Восточная и Тюменская нефтяные компании, “ОНАКО”, “СИБУР” и “НОРСИ-ОЙЛ”) будут в 1997 г. выставлены на продажу на инвестиционных конкурсах и аукционах. Первый вице-премьер Борис Немцов, комментируя итоги прошедшего конкурса по “Сибнефти”, заявил, что они будут окончательно утверждены после рассмотрения вопроса в арбитражном суде, а впредь этим конкурсам будет обеспечена максимальная открытость и непредвзятость решений. Однако ожидается, что по крайней мере в отношении одной из них – Тюменской нефтяной компании весьма вероятна аналогичная “Сибнефти” острая интрига конкурсной борьбы. Здесь в числе претендентов называют уже упоминавшийся СБС и “Альфа-группу”. Интересы этих двух структур уже пересекались на аграрном поле, теперь – возможно, и на нефтяном. Естественно, в борьбу способны включиться и другие претенденты.

Сергей КОЛЧИН


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВКУС РЕПЫ И ЗАПАХ ЧЕСНОКА
СКВЕРНЫЕ ДЕТИ. АЛКОГОЛЬ, РАЗВРАТ, НАРКОТИКИ
ЧАТНИ – СОУС К РАЙСКОМУ НАСЛАЖДЕНИЮ
ИМПЕРСКИЙ УРОК
ДЕТИ ПРИЮТОВ. КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ: ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ
РЕИНТЕГРАЦИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА БЕЗ РОССИИ – ВЗРЫВООПАСНАЯ УТОПИЯ УКРАИНСКОГО РУКОВОДСТВА
НОВАЯ ОХОТА НА ПРИВЕДЕНИЯ
ИСЧЕРПАЛА ЛИ РОССИЯ ЛИМИТ НА РЕВОЛЮЦИИ?
НЕ ЛОВИТЕ ЭТУ РЫБКУ В МУТНОЙ ВОДЕ
ПРОДАЕТСЯ РОССИЯ: МНОГО В НЕЙ ЛЕСОВ, МОРЕЙ И РЕК
Как Вы оцениваете отставку бывшего министра обороны?
БОРИС! ЗАЧЕМ ОБИДЕЛИ ЮРОДИВЫХ?
РЕЖЬТЕ, БРАТЦЫ, РЕЖЬТЕ…
ПОДУМАЙТЕ О РОССИИ. К 85-ЛЕТИЮ ЛЬВА ОШАНИНА
ВЛАСТИТЕЛЬНЫЕ НАРЦИССЫ И НИМФА ДУМА
ОТСТАВИТЬ! СТАРЫЙ ГЕНЕРАЛ И МОЛОДЫЕ РЕФОРМАТОРЫ
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ АКТ РОССИЯ – НАТО: ПРОРЫВ ИЛИ ПРОВАЛ?
ДАВОС ПРОШЕЛ, А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ
ДАНАЙСКИЙ УДАР ПРЕЗИДЕНТА
ПО КОЧАНУ


««« »»»