Общественная нестабильность всегда ведет к жертвам. В этом смысле крайне опасен феномен профессионального нищенства, характерного для России с незапамятных времен.
Нищенство не следует путать с бедностью. Нищенство – это образ мышления. Его смысл – жить на незаработанные средства. В этом разница между бедностью и нищенством. У бедного его скудные средства заработаны, у нищего изъяты определенными способами. И.Прыжов в 1913 г. дал определение нищим: “Нищими на святой Руси называется сословие людей, ничего не делающих и промышляющих сбором подаяний…” О нищих говорилось: “Ходили они артелями по сорока калик с каликою, во главе артели стоял атаман, которого выбирали по кругу”. “Брали они милостыню не рублем, не полтиною, а целыми тысячами”.
Профессиональное нищенство всегда было выгодным бизнесом, великолепно организованным, методически обеспеченным. В России 17 – 19 веков так называемые “жербаки” наводили ужас на всех, люди буквально каменели при упоминании о них. О жербаках говорилось еще в Указах царя Федора Алексеевича. Они занимались уродованием детей – этот промысел приносил им существенный доход. Детям выкалывали глаза, обливали лицо серной кислотой, ломали руки и ноги, причем калечили не только купленных и украденных, но и своих, родных, продавая их в артели нищих.
Грудной ребенок на руках у нищей матери на снегу, асфальте, в грязи – классический образ профессионального нищенства. Такие дети на Руси назывались “родимчиками”. “Родимчики” практически не выживали. Их заменяли другие, взятые напрокат.
А.Ф.Кони делил нищих на три группы: “бегущие от труда”, “не способные к труду”, “испорченные для труда”. Сегодняшняя ситуация с молодежной безработицей провоцирует и несет в себе потенциальную опасность формирования у молодых людей образа мышления профессиональных нищих: как, каким образом и у кого изъять средства для существования. Опасность этого явления в том, что образ мышления нищего не поддается коррекции или реабилитации, закрепляясь конституционным образом.
Наши предки видели решение проблемы исключительно в организации общественного призрения и специальных профилактических мероприятий. Сегодня благотворительностью в России заниматься невозможно, прежде всего из-за законодательства, которое само по себе исключает благотворительность и никак ее не стимулирует. А профилактикой социальной патологии в последние десять лет на уровне системы никто серьезно не занимался.
Характерен пример с организацией детских социальных приютов, которых требуется все больше и больше. Этак всю Россию можно превратить в приют, приютив каждую школу, потому что в каждой, наверняка, найдутся приютские дети.
Приютские дети – следствие безнадзорности, беспризорности, безответственности взрослых, ставших в свою очередь жертвами агрессивной социальной среды, порожденной социальной нестабильностью.
Местные администрации мало обращают внимания на организацию профилактики социальной патологии. Они преимущественно заняты интригами местного значения, а тем временем молодежные дискотеки буквально кишат наркоманами и малолетними проститутками, в этом случае все списывается на нерешенные для региона экономические проблемы. Но это результат прежде всего невежества, незнания элементарных законов развития общества, его социальной системы.
Виталий ШЕЛОНКОВ,
руководитель Каменск-Уральского
отделения СНПР, Свердловская область