ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕНО, НО ЖДАТЬ ПЕРЕМЕН К ЛУЧШЕМУ НЕ ПРИХОДИТСЯ

Реорганизация российского правительства стала, безусловно, главным политическим событием уходящего месяца. На эту тему уже написаны сотни комментариев. Многие наблюдатели называют обновленное правительство “кабинетом надежды”, дающим стране чуть ли не последний шанс на долгом и сложном пути преобразований. Другие более скептичны в своих оценках. По их мнению, существует слишком много факторов, противодействующих успешному проведению курса радикальных реформ. Это и неблагоприятная социальная ситуация в России, когда широкие слои населения, уставшие от невыполненных обещаний, по меньшей мере без энтузиазма воспримут очередной призыв “потуже затянуть пояса” во имя торжества идеалов реформ. Это и сопротивление всевозможных “консервативных сил” – от отраслевых лобби до думских коммунистов и их союзников, которые будут отчаянно мешать реализации “прорывных” либеральных проектов.

Моя оценка происшедших перемен ближе ко второй точке зрения. Совершенно очевидно, что радикально-демократический натиск на исполнительную власть с целью навязать ей свой вариант политического курса удался лишь отчасти. Выражаясь языком спортивного комментатора, “скамейка запасных” команды А.Чубайса оказалась слишком узкой для того, чтобы занять все ключевые позиции во властных структурах. А без этого условия, без возможности контролировать многочисленные управленческие вертикали надеяться на успешную реализацию “нового курса” едва ли приходится. Да и сами радикальные реформаторы это прекрасно понимают. Они с горечью вспоминают прошлый опыт своего участия во власти, когда разработанные ими решения буквально увязали в канцелярских лабиринтах аппарата правительства. В этом плане нынешняя диспозиция в Белом доме, кстати, также не сулит адептам очередной “шокотерапии” ничего хорошего. Аппарат правительства по-прежнему будет возглавлять их давнишний противник, опытный администратор В.Бабичев, считающийся правой рукой премьера В.Черномырдина и крайне негативно относящийся к идее продолжения над страной либеральных экспериментов.

Но не только и даже, может быть, не столько “узость скамейки” подвела радикальных реформаторов. Премьер В.Черномырдин, которого многие наблюдатели уже поспешили списать как активную политическую фигуру, оказал жесткое сопротивление попыткам навязать ему чужеродную команду. А.Чубайсу не удалось сохранить в составе правительства бывшего первого вице-премьера В.Потанина, последовательно осуществлявшего линию на подчинение наиболее перспективных предприятий и отраслей российской промышленности интересам спекулятивного капитала. Не получилось и с ликвидацией Министерства топлива и энергетики, возглавляемого соратником В.Черномырдина по опыту управления газовой отраслью П.Родионовым, который сохранил за собой министерский портфель. Остались на прежних постах и руководители силовых ведомств, и прежде всего по-прежнему имеющий статус вице-премьера министр внутренних дел А.Куликов, которого некоторые либеральные издания окрестили “министром военной экономики”. Сохранился и другой “оплот социализма” (выражение одного из радикальных реформаторов) – Министерство труда и социального развития, как и в прошлом возглавляемое членом команды В.Черномырдина Г.Меликьяном. И, наконец, премьер клятвенно пообещал думским аграриям вновь ввести в кабинете министров упраздненную было под давлением радикальных реформаторов должность вице-премьера по агропромышленному комплексу. Команде А.Чубайса давно не нравилось представительство интересов могущественного аграрного лобби в правительстве, но, видимо, ей придется согласиться с вариантом В.Черномырдина.

Назначение еще одного первого вице-премьера – нижегородского губернатора Б.Немцова, от кого бы не исходила инициатива приглашения его в правительство, судя по всему, преследовала несколько целей. Во-первых, для того чтобы проводить заведомо непопулярный в народе политический курс, его должны олицетворять фигуры, пользующиеся хоть каким-нибудь доверием населения. Б.Немцов, в отличие от других членов Кабинета, являющийся публичным политиком, а не чиновником, безусловно, обладает такими качествами. Во-вторых, для проведения подобного курса требуется и более широкая база поддержки в политических кругах. Б.Немцов – один из наиболее влиятельных представителей губернаторского корпуса и потому его привлечение в правительство имеет цель если и не получить поддержку у региональных лидеров, заседающих в Совете Федерации, то, по крайней мере, сделать их позицию в отношении Кабинета более нейтральной, сдержанной. В-третьих, бывший нижегородский губернатор близок не только команде А.Чубайса, но и поддерживает хорошие отношения с другим реформаторским политическим объединением – “Яблоко”, представленным в Государственной Думе. Поэтому его назначение на высокий правительственный пост должно, по мысли инициаторов, расширить базу правительственной поддержки и в нижней палате парламента. Наконец, на Б.Немцова возложены самые трудные, “расстрельные”, как он выразился сам, участки работы – социальная политика, жилищно-коммунальная реформа, ограничение естественных монополий. В случае неудачи политики в этих областях именно он, а не А.Чубайс, не В.Черномырдин, станет “козлом отпущения”.

Ну а каковы же шансы на реализацию нового правительственного курса? Одной из важнейших задач обновленного Кабинета должно стать проведение эффективной социальной политики. Но ее осуществление напрямую зависит от Министерства финансов, контролируемого ныне А.Чубайсом. Между тем многие видные представители его команды уже неоднократно критиковали бюджет страны на 1997 год за его нереалистичность. По их мнению, расходы государственной казны слишком обременительны. В этой связи возникает закономерный вопрос, как же тогда правительство намерено выполнять многочисленные социальные программы, обещанные народу еще в ходе президентской избирательной кампании? Быть может, за счет резкого увеличения доходов от налоговых поступлений? Но шансов на это слишком мало. Можно, конечно, усиливать до бесконечности налоговый пресс на предприятия и население, выскребая по сусекам последнее, учреждать для таких целей ВЧК и им подобные конторы. Однако все это вряд ли кардинально изменит ситуацию к лучшему. Промышленность стоит, а значит, подорвана налоговая база экономики. О большинстве граждан говорить не приходится – эти индивидуальные налогоплательщики и вовсе месяцами не получают зарплаты за сделанный труд. В логике правительственного курса возникает замкнутый круг: для того чтобы рассчитаться с долгами по зарплате и пенсиям, нужно усилить фискальный нажим на производителей, но налоговая база и без того подорвана. Сократить налоги на предприятия – значит оставить население без перспектив получения задолженности по зарплате. Да и если даже поступления в доходную часть бюджета удастся ощутимо увеличить, это совсем не означает, что собранные деньги дойдут до потребителя. В прошлом году, к примеру, по данным Счетной палаты Российской Федерации, план по доходам государственного бюджета был выполнен на 89%, а по расходам всего на 79%. Куда исчезли оставшиеся 10%, т.е. порядка 50 триллионов рублей, до сих пор не известно. Где же гарантии, что в нынешнем году не повторится то же самое? Правительство, правда, обещает навести порядок с расходованием бюджетных средств и предложило для этого несколько схем, предполагающих распределение денег только через структуры государственных банков – ЦБ, Сбербанка. Намечается ввести и конкурсную основу для решения вопроса о снабжении продовольствием армии. Но надо отдавать себе отчет в том, что реализация заявленных намерений неизбежно натолкнется на мощнейшее противодействие сил, заинтересованных в сохранении нынешнего порядка, точнее, беспорядка. Есть ли у нынешней власти такие инструменты, которые помогли бы провести намеченные решения в жизнь, невзирая ни на какое сопротивление? Думается, нет. Государство насквозь коррумпировано, а одними концепциями, схемами, красивыми рассуждениями для публики делу не поможешь.

Скорее всего, обновленное правительство собирается кардинально покончить с задолженностями путем освобождения бюджетов всех уровней от непосильных дотаций на содержание жилищно-коммунального сектора. Но проведение обвального повышения цен на жилье и коммунальные услуги на самом деле только усилит кризис неплатежей в народном хозяйстве, поскольку большинству населения просто нечем будет платить по высоким тарифам. В результате государственная казна не приобретет ничего. А вот попытки выселения людей из квартир вызовут настоящий социальный кризис, способный в любую минуту перерасти во взрыв народного негодования. Такого продолжения реформ хотят наши либералы?

Ничего хорошего отечественной экономике не сулят и планы радикальных реформаторов по оздоровлению промышленности. Ликвидированы важнейшие отраслевые министерства – промышленности и оборонной промышленности. Их аппарат будет теперь включен в состав министерства экономики, руководящие кресла в котором занимают люди, и понятия не имеющие об управлении производством на уровне предприятий, но по-прежнему убежденные в том, что “невидимая рука рынка” при правильной макроэкономической политике сама все расставит по местам.

Планируется и массовое банкротство убыточных предприятий, но никаких программ по переквалификации освободившейся рабочей силы нет. Результат подобного “оздоровления” – десятки миллионов озлобленных безработных, которых к тому же начнут выселять из квартир, – по своим последствиям может быть просто страшным для страны.

И, наконец, радикальные реформаторы планируют повести решительную борьбу с естественными монополиями – Газпромом, РАО “ЕЭС России”, Министерством путей сообщения. Разрушить эти важнейшие системы жизнеобеспечения общества легко, не создав ничего взамен. Тем более что мы хорошо помним, как в 1992 году радикальные реформаторы настойчиво разрушали другие ненавистные им “социалистические” производственные системы, так и не сформировав никаких альтернативных структур, кроме финансовых, занявшихся беззастенчивым выкачиванием из экономики ее ресурсов. Разница между тем временем и сегодняшним днем состоит в том, что теперь в нашей экономике наверняка воцарится хаос. К тому же казна при расчленении Газпрома лишится основного источника валютных поступлений за экспорт газа. Так что экономические перспективы реализации нового курса выглядят удручающими.

Но для его осуществления нет и соответствующих политических условий. Президент, пользуясь заложенными в Конституции возможностями, наверняка предпочтет дистанцироваться от правительства и в случае возникновения в стране чрезвычайной ситуации без особых угрызений совести отправит этот Кабинет в отставку. Государственная Дума, в которой тон задают коммунисты со своими союзниками, при всей своей покладистости и желании идти на компромисс вряд ли сможет одобрить курс, вызывающий столь решительное отторжение в обществе. Но роспуск Думы едва ли является желанной мечтой радикальных реформаторов. Новые выборы – и это можно утверждать с большой долей уверенности – резко усилят позиции сил, стоящих на радикальных позициях, прежде всего сторонников генерала А.Лебедя. Словом, куда ни кинь, получается замкнутый круг. “Прощальная гастроль” радикальных реформаторов…

Андрей РЯБОВ, МФ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

САХАЛИНСКАЯ НЕФТЬ НИКОМУ НЕ НУЖНА?
ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ СЕКТАНТА МУНА!
РЕЦЕПТ ОЗДОРОВЛЕНИЯ: ПЫЛЬЦА К ОБЕДУ
ДАГЕСТАНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
НЕВЕРНЫЙ РАСЧЕТ КОРЖАКОВА
О ПРИДВОРНОМ ДИССИДЕНТЕ С СЫТОЙ МУЗОЙ
Такие шины не подведут!
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА
ВЕСТИ ИЗ КЛУБА АВТОЧАЙНИКОВ
“МРАЧЕН, ЖГУЧ, ГОРЕК, ТЕРПОК И ХОЛОДЕН”
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: САММИТЫ КОНЧАЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
Итоги очередной встречи глав государств СНГ
“МАКО”: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
ПОСЫЛОЧКА ПОТОМКАМ
ЧЕРНЫЕ,…
ПОЛИТИЧЕСКИЙ REMAKE НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
УЧИТЕСЬ БРАТЬ ВЗАЙМЫ
НА ПОРОГЕ ОЧЕРЕДНОГО ЧУДА?
ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЧЕРНЫЕ, СЕРЕБРЯНЫЕ, ЗОЛОТЫЕ…
РОССИЯ – БЕЛОРУССИЯ: ТАКОЙ ЛИ ДОГОВОР НАМ НУЖЕН?


««« »»»