РОССИЯ – БЕЛОРУССИЯ: ТАКОЙ ЛИ ДОГОВОР НАМ НУЖЕН?

1.

На сегодня намечено подписание российско-белорусских документов.

…Встреча президентов Б.Ельцина и А.Лукашенко. Многие надеялись, что она наконец-то внесет ясность; когда же российско-белорусская интеграция примет четкие очертания. Год прошел после подписания в апреле 96-го двухстороннего договора между Россией и Белоруссией. За год обе стороны сделали кое-какие шаги навстречу друг другу: утверждены одинаковые социальные стандарты – право на образование и здравоохранение, равные имущественные права. Достигнута договоренность о координации внешнеэкономической деятельности. И есть уже реальные результаты: образование Таможенного союза позволило в прошлом году увеличить товарооборот, хотя раньше объем торговли между нашими странами постоянно сокращался. По информации Министерства сотрудничества с государствами-участниками СНГ, только в прошлом году в результате изменения таможенных правил Россия дополнительно получила около 2800 миллионов долларов, а Белоруссия – примерно 2700 миллионов долларов. Из-за отмены таможенных пошлин поступления в бюджеты уменьшились, но эти потери перекрываются экономией средств, которые обе стороны уже не будут тратить на обустройство участка общей границы протяженностью 1239 километров (по данным Государственного таможенного комитета РФ, России на это бы потребовался 21 триллион рублей).

Но пока еще не видно кардинальных изменений. Хотя обе страны постоянно декларируют свое желание объединиться, до подлинного союза еще далеко. Что же тормозит процесс интеграции?

Министр по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ Аман Тулеев отмечает сопротивление стран НАТО. Есть версия, что Россия потерпит большие убытки: она будет вынуждена взять на “буксир” белорусов, отстающих в проведении “рыночных реформ”. Считают: “Лукашенко хочет стать президентом объединенного государства или наоборот: Белоруссия пострадает от имперских замашек России…”

Сразу же наметился и третий “тормоз” – оппоненты Лукашенко в Минске. В день подписания договора с Россией они организовали митинг протеста и обвинили своего президента в предательстве интересов страны. В этой акции участвовали руководитель парламентской фракции “Гражданское действие” Богданкевич, заместитель председателя Верховного Совета Карпенко и другие депутаты позже распущенного Верховного Совета.

Осенью же, когда отношения между белорусским президентом и Верховным Советом обострились, все противники интеграции попытались использовать этот конфликт для ослабления и смещения Лукашенко. В октябре, накануне референдума, США выделили 100 миллионов долларов на расширение радиовещания на белорусском языке двух американских радиостанций “Радио Свобода” и “Голос Америки”…

Пристальное внимание США к событиям в Белоруссии отметил и вице-премьер России Валерий Серов в своем выступлении перед депутатами нижней палаты 21 февраля: “Четкая тенденция к углублению интеграции между странами СНГ рассматривается сегодня как вызов преобладающему положению Запада в мире и заставляет европейские страны и США с особым вниманием относиться к происходящим процессам на постсоветском пространстве…. Целью западной политики в отношении СНГ является формирование так называемого геополитического плюрализма в первую очередь путем активного содействия образованию новых центров силы – прежде всего Украины, Узбекистана и Азербайджана… По сути, возникает конкурентная борьба за сферы влияния в странах СНГ…”

Да и сами американцы не скрывают своей особой заинтересованности. “Мы не можем себе позволить игнорировать события в Белоруссии. Ее стратегическое расположение было и остается критически важным”, – заявил директор по делам Украины, Белоруссии и Молдавии госдепартамента США Д.Сигал.

2.

Экс-спикер Верховного Совета Семен Шарецкий, торпедировавший на первом заседании российско-белорусского парламента в Смоленске летом прошлого года идею Сергея Бабурина о подготовке закона о едином гражданстве, по-прежнему выдает себя за “интегратора”.

Против белорусского президента ополчилась и депутатская фракция “ЯБЛОКО”. Выступая на словах за интеграцию, они не хотят делать ставку на Лукашенко, ссылаясь на то, что это оттолкнет от России белорусских “демократов”. Один из лидеров “ЯБЛОКА” Вячеслав Игрунов считает, что России нужно опираться на более “надежных партнеров”, укреплять связи с оппозицией, чтобы “в случае краха Лукашенко” к власти не пришли антироссийски настроенные фигуры, чтобы интеграция не ассоциировалась у белорусов с именем нынешнего президента.

Позиция “яблочников” по этому вопросу всегда отличалась оригинальностью. Наверное, все помнят, с каким гневным пафосом Григорий Явлинский призывал депутатов не давать слово Лукашенко, приехавшему в Москву накануне референдума. И как он возмущался, когда депутаты с ним не согласились. До сих пор Явлинский не упускает шанса покритиковать Лукашенко.

Между тем возникает ряд вопросов: если Явлинский на самом деле такой принципиальный борец за идеалы демократии, почему же он равнодушно взирает на то, что происходит в других республиках СНГ? Почему не разоблачает других “тиранов” и не доказывает фальсификацию результатов проводимых там избирательных кампаний? И кого из белорусских политиков “яблочники” считают более “надежными” союзниками, чем Лукашенко, который был единственным депутатом Верховного Совета Белоруссии, проголосовавшим в 1991 году против ратификации беловежского соглашения?

3.

Очевидно, впрочем, что интеграция по оси Россия – Белоруссия вызовет реакцию на этот “братский” альянс в “мусульманских” странах. Они ведь тоже захотят сплотиться в некий союз, противостоящий Славянскому Северу. И этот негативный фактор нельзя не учитывать.

Подавляющее большинство наших парламентариев относится к Лукашенко вполне доброжелательно. При чем в числе ярых его сторонников – не только представители “левых” фракций, но и проправительственной “НДР”. Входящий в “НДР” председатель Комитета по обороне генерал-лейтенант Лев Рохлин был инициатором приглашения в Госдуму вице-спикера Валерия Серова для обслуживания проблем интеграции. Во время дискуссии он дал отповедь выступающим против сближения страстным “защитникам интересов России”. Досталось и Минфину, который подсчитал, какие потери понесет Россия от воссоединения – целых 7 триллионов рублей.

Многие депутаты готовы принимать самое активное участие в укреплении контактов с Белоруссией. Так независимый депутат Николай Гончар, бывший до октября 93-го председателем Моссовета, человек в столице известный и влиятельный, намерен в своем избирательном округе провести опрос москвичей, чтобы доказать, что общественность – за единое государство…

В своей передовой главред “НГ” Виталий Третьяков (в прошлую субботу) отметил:

“С одной стороны, это безусловный геополитический прорыв для России. Но с другой – слишком резкий отрыв от аморфной структуры СНГ, которая в результате может и вовсе развалиться. Украина (в лице официального Киева), возможно, только и ждет этого, предлагая себя НАТО в формах, напоминающих приставание на улице. Но Киеву, может быть, даже полезно дать перебеситься, а вот Алма-Ата? Как минимум, российско-белорусский союз должен опираться на фундаментальный прорыв и в отношениях с Казахстаном. Многополюсность ведь есть наконец-то осознанный Кремлем фактор не только глобальной, но и региональной геополитики”.

В бюджете на этот год заложено 2,7 триллионов рублей на “связанные кредиты” странам СНГ. Из них 1 триллион предназначен Белоруссии. Эти деньги сначала отдадут российским заводам, которые выполнив спецзаказ, поставят Белоруссии необходимую продукцию. А рассчитываться за нее будет напрямую правительство республики.

Аман Тулеев подчеркивает: многие проекты обоих президентов воплотятся, если создать необходимую законодательную базу. Как отмечал все тот же В.Третьяков:

“Белорусская головоломка для Москвы непроста, ибо до сих пор Москва преуспела лишь в разрушении, а не созидании. Само государственное устройство России далеко не только от идеала, но и от оптимума. Создать нечто подобное в масштабах нового Союза – значит гробить саму возможность этого Союза. Другое дело, что те, кто сейчас во властных структурах Москвы начал бить тревогу по поводу несовершенства подготовленных документов, столкнулись с барьером, который сами создали, – с аппаратным, негласным, келейным прохождением проекта до стола президента, организованным одной группой вопреки мнению другой. Еще одно доказательство того, что публичная политика в конечном счете намного эффективней аппаратной”.

Председатель думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Георгий Тихонов, в общем-то солидарен с Тулеевым, как и вся “левая оппозиция”, но немного по-другому видит способ интеграции. Его больше интересует политический, законодательный аспект. Рассматривая конфедерацию как переходный этап перед созданием союзного государства, он предлагает отталкиваться от укрепления межгосударственных органов власти. А именно расширить полномочия парламентского собрания, в котором представлено по 25 депутатов от обоих парламентов, – переименовать его в Верховный Совет Союза и закрепить за ним право принимать законы “прямого действия”, то есть не нуждающиеся в ратификации национальными представительными органами.

4.

Другой сторонник интеграции – мэр Москвы Юрий Лужков. Его неожиданно проявившуюся активность при обсуждении этой проблемы и судьбы Севастополя многие политологи связывают с подготовкой к будущим президентским выборам. Соответствует это действительности или нет – в любом случае нельзя не учитывать его влияние на ускорение интеграционного процесса.

Выступая на конгрессе “Россия – Беларусь”, Лужков заявил, что его не устраивает ни нынешняя схема СНГ, ни витающая идея о включении Белоруссии в состав России в качестве нескольких федеральных субъектов. Он призвал в обеих республиках провести референдум, чтобы люди могли выбрать форму объединения. Сам Лужков предпочитает конфедерацию. Но сначала предлагает изменить федеративное устройство России: вместо сотни субъектов федерации создать 10 – 12 крупных территориальных образований, что позволит усовершенствовать и упростить вертикаль управления.

Теоретически, он, наверное, прав, но практически перекраивание регионов вызовет резкое обострение борьбы между региональными элитами, новый передел собственности на местах и новый виток беспорядков и провокаций. Все тот же “исламский фактор”: легко прогнозировать и реакцию Башкирии, и настроения в других ключевых регионах РФ – от южной Калмыкии до северной Якутии.

Кстати, некоторые другие российские политики тоже надеются на то, что успех российско-белорусского диалога изменит отношение к Москве других стран СНГ, прежде всего остальных членов “союза четырех” – Казахстана и Киргизии. Есть сведения, что президент Казахстана Назарбаев намерен вновь представить свой проект образования Евразийского союза.

Есть своя модель интеграции и у фракции “ЯБЛОКО”. Хотя у “яблочников” по этому вопросу нет единого мнения, большинство – за сочетание политической интеграции и экономической по западно-европейскому образцу. Общий парламент, созданный по типу Европейского союза, может принимать законы прямого действия. Но не нужно торопиться – всему свое время.

Вячеслав Игрунов допускает, что Лукашенко может сменить свой курс на антироссийский, если это ему станет выгодно – как это было с президентом Украины Леонидом Кучмой. Уже сейчас, утверждает Игрунов, Белоруссия за счет России получает прибыль. Например, за счет транзита нелегальных поставок в Россию украинской водки. А потом может вообще отказаться отдавать долги за нефть…

Что касается контрабанды водки и других товаров из третьих стран, то с этим бороться должны таможенники. С 10 марта на российско-белорусской границы – таможенные посты. Они и будут препятствовать провозу контрабанды, не нарушая предыдущих договоренностей и не ущемляя интересов Белоруссии. Трудно пока сказать, какая из имеющихся моделей станет приоритетной. Вывод: договор нужен, но не такой! С одной стороны, нельзя терять время, но с другой – бессмысленно форсировать события и одним махом пытаться все изменить. Эффект даст лишь продуманная поэтапная программа мер и нововведений, которые уже созрели в обществе, имеют базу для реализации и общественную поддержку. С чего же начнут президенты? Ответа на этот вопрос с нетерпением ждут и в России, и в Белоруссии.

Ольга КОРОЛЕВА, МФ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“МАКО”: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
ДАГЕСТАНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ПОСЫЛОЧКА ПОТОМКАМ
О ПРИДВОРНОМ ДИССИДЕНТЕ С СЫТОЙ МУЗОЙ
ЧЕРНЫЕ,…
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕНО, НО ЖДАТЬ ПЕРЕМЕН К ЛУЧШЕМУ НЕ ПРИХОДИТСЯ
“МРАЧЕН, ЖГУЧ, ГОРЕК, ТЕРПОК И ХОЛОДЕН”
ПОЛИТИЧЕСКИЙ REMAKE НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
Итоги очередной встречи глав государств СНГ
УЧИТЕСЬ БРАТЬ ВЗАЙМЫ
РЕЦЕПТ ОЗДОРОВЛЕНИЯ: ПЫЛЬЦА К ОБЕДУ
НА ПОРОГЕ ОЧЕРЕДНОГО ЧУДА?
НЕВЕРНЫЙ РАСЧЕТ КОРЖАКОВА
ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Такие шины не подведут!
ЧЕРНЫЕ, СЕРЕБРЯНЫЕ, ЗОЛОТЫЕ…
ВЕСТИ ИЗ КЛУБА АВТОЧАЙНИКОВ
САХАЛИНСКАЯ НЕФТЬ НИКОМУ НЕ НУЖНА?
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: САММИТЫ КОНЧАЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ СЕКТАНТА МУНА!


««« »»»