А ЕСТЬ ЛИ У НАС ПРАВИТЕЛЬСТВО?

Существует стойкое убеждение, что Россия располагает правительством. Действительно, есть такой орган государственной власти, во главе его – премьер-министр. Министерства оккупируют необъятные площади. Под ружьем у премьера – армия чиновников. Мы получаем сообщения о заседаниях правительства и принимаемых там решениях. Глава правительства регулярно появляется на телеэкране. Но вопрос: правит ли оно? Значит ли что-нибудь наш премьер? В этом есть большие сомнения.

Белый дом уже давно превратился в проходной двор. Смотрите: за время, как в премьерах Виктор Черномырдин, в его составе сменилось 42 министра! Кто сейчас вспомнит такие имена и фамилии, как Эдуард Грушевенко, Василий Барчук, Игорь Лазарев, Валерий Махарадзе? А ведь они занимали влиятельные посты в Кабинете. Можно ли при такой текучке руководящих кадров говорить о какой-либо работоспособности высшего органа исполнительной власти?

Еще один распространенный миф: о правительстве говорят, что оно проводит реформы, что оно реформаторское. Но в Белом доме отнюдь не команда, объединенная какой-то общей идеологией реформаторства. Что мы можем сказать об экономических взглядах вице-премьера Заверюхи? Каковы взгляды на реформу вице-премьера Ярова? Как понимает микро- и макроэкономику Шафранник? Другие члены Кабинета? Сплошная неопределенность. Только об одном члене правительства можно было сказать, что у него есть ярко выраженные экономические взгляды, – это Анатолий Чубайс, но теперь и его нет. И потому правительство – как кисель, может только быть в жидком состоянии, а принять какую-либо форму не в состоянии. А следовательно, и опереться на него невозможно.

Особенно четко безвольность правительства проявляется сейчас. Через пять месяцев выборы президента, и вся деятельность правительства подчинена этой и только этой цели. Чубайса отправили в отставку только из этих соображений. Сей факт должен продемонстрировать населению, что в государственной политике происходит поворот, потому верь, народ, президенту. Он, президент, думает о тебе, народ. Чубайса отправили в отставку даже несмотря на то, что он в глазах Запада является символом реформ. Тот факт, что Ельцин вышвырнул этот символ из правительства, показывает, что для президента сейчас не так важна поддержка Запада и разного рода международных финансовых организаций, как внимание простого избирателя. В период до выборов все будет подчинено только этой цели – завоевать для Ельцина почтение населения. И в этом завоевательном походе правительство будет послушным вьючным животным у президента. В такой ситуации удел главы Кабинета – не править, а лишь послушно заполнять ведомость по раздаче подарков, которые пообещает президент. А что у Бориса Николаевича рука щедрая, показала первая же агитационная поездка на седой Урал. Многие в Екатеринбурге и Челябинске до сих пор кусают локти: “Эх, мало просили!”

Слухи о грядущей отставке Черномырдина регулярны и упорны. Но непонятно, что их питает? Черномырдин полностью лоялен Ельцину, он послушен и податлив. С чего бы менять такого верного слугу? Слухи о том, что между премьером и президентом раздоры, – это выдумки журналистов, которым безумно хочется подогреть придворные интриги. Ничего этого нет и в помине. Уж не говоря о том, что раз Ельцин выдвинул свою кандидатуру, то, понятно, Черномырдин никогда не выставит свою. Это однозначно. Потому в правительстве могут поменяться все министры, но не премьер.

Говорят о “смене курса”. Но курс можно менять, если он есть, разве не так? Что у членов правительства нет представления, куда двигаться и что делать, – это ясно. Но есть ли подобные представления у Виктора Черномырдина? Сомневаюсь. Он постоянно говорит о курсе реформ, но, в чем конкретно содержание этих реформ, так и не удосужился объяснить. Но если нельзя назвать оригинал, то что же тогда менять? Можно снять еще пару десятков министров, назначить новых, но все равно это все некие лихорадочные действия, суть которых неизвестна.

Возможно, суть в том, что правительство идет на поводу у событий. Потребовали шахтеры денег – им выделили 3 триллиона рублей. Откуда эти деньги нашлись – неизвестно. В бюджет-то они не заложены. Потом вдруг находятся 7 триллионов для военно-промышленного комплекса. 21 триллион президент распорядился отдать на восстановление Чечни. Опять же это внебюджетные, – бюджет-то уже стал законом. Далее президент своим указом поднимает стипендии студентам на 20 процентов. По расчетам директора Института экономического анализа Андрея Илларионова, стоимость обещаний, розданных только за два месяца, составляет 41 триллион. И это, как говорится, только начало! А если учесть, что Госдума подняла планку прожиточного минимума на 20 процентов, то общие незапланированные расходы бюджета могут составит 80 триллионов рублей. Сравните: все расходы бюджета на этот год составляют 448 триллионов рублей.

Но где они возьмут деньги? Этот вопрос бесполезно задавать: во-первых, не услышат, а во-вторых, когда идет борьба за высший пост государства, то, с точки зрения президента, все средства хороши. И к тому же, когда деньги выделяются в приказном порядке, то это все напоминает коммунистические времена – тогда деньги именно выделялись, а не зарабатывались. И в конечном итоге все завершится давно знакомым – невыплатой зарплаты, одно утешение, что это уже будет невыплата повышенной зарплаты.

Экономика определит исход июньских выборов. Однако за оставшееся время не удастся сделать что-то кардинальное, дабы изменить экономическую ситуацию к лучшему. Причем изменить заметно, ощутимо, весомо, чтобы это прочувствовал рядовой избиратель. Нереальная задача! Поэтому доброму барину и остается только раздавать триллионы. Или устраивать показательные разносы чиновникам. Ельцин продемонстрировал это во всем блеске на заседании правительства: провел показательную головомойку министра финансов Владимира Панскова. “Мы обвиняем прежде всего вас, министр финансов, в задержках зарплаты”, – распалился в председательском кресле Ельцин. Но при чем здесь Пансков, если до того была такая политика – до предела ужимать расходы на социальные нужды и зарплату?

Перемены в правительстве тоже мало что дадут. Их эффект недолговечен. Про уход Чубайса уже забыли. Как забыли и про четыре десятка ушедших министров, которые покинули Кабинет, возглавляемый Виктором Черномырдиным.

Недовольных в стране тьма. Хотя причины для недовольства сводятся в общем-то к узкому кругу вопросов: задержка зарплаты, неплатежи, отсутствие средств на серьезные инвестиции, угроза банкротств, безработица. Вряд ли это является открытием для правительства и премьера. Именно на решении этих проблем и проверяется зрелость правительства в сложный период времени. Но сейчас правительству и премьеру не до этого, главное – подыграть президенту в его избирательной кампании.

Между тем, несмотря на наскоки коммунистов, дела в экономике не так уж и плохи, как их малюют. “Не так уж и плохи” надо понимать так: во-первых, они могли быть намного хуже, а во-вторых, проявляются некоторые позитивные тенденции. Сломана недобрая традиция заканчивать и начинать год с высокой инфляцией, обозначавшейся двузначной цифрой: поднакопили в Центральном банке запас в валюте в 14 миллиардов долларов, а это верный противовес финансовым потрясениям наподобие тем, что были в “черный вторник” в октябре 1994 года. Договорились о реструктуризации внешних долгов…

И это может рухнуть в один час, если все будет брошено в топку предвыборной кампании. По сути, начинается выполнение программы компартии. И мы видим, что будет делаться, когда коммунисты придут к власти. “В этом случае бюджетный дефицит начинает увеличиваться не до 8, а до 15 процентов. В результате, те относительно скромные результаты, которые были достигнуты самоотверженной борьбой некоторых ушедших членов правительства, оказываются сведены на нет в течение одной волны откровенно популистской политики”, – считает Андрей Илларионов. А он известен своей настойчивой критикой правительства.

Складывается впечатление (и давно начало складываться, еще в рыжковские, еще в гайдаровские времена), что правительственные намерения – это одно, а жизнь со всей ее сложностью – совсем другое. И заставить течь жизнь под свою диктовку правительство не в состоянии. Особенно, когда разгорается борьба за высший приз в государстве.

Николай АНДРЕЕВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СКАУТЫ ИЗ ГОРОДА МОСКВЫ
ПРИТЯЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
“МУЗОБОЗ” В “РОССИИ” И В ЭФИРЕ
ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТОЧКИ МОСТ-БАНКА СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ ДОСТУПНЫМИ
КОГО ПОДДЕРЖАТ ДЕМОКРАТЫ?
МОСКВА – МИНСК: ПРОРЫВ В СНГ
ГЛАВНЫЙ ИНФОРМАТОР НТВ Олег ДОБРОДЕЕВ
“Клуб создателей красоты” в Москве
Видео-МГ-61
ВЫПЬЕМ
ШУМОВ И “ШУМОВИДЕНИЕ” В “ПИЛОТЕ”
КТО ВЗОЙДЕТ НА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОЛИМП?
РАЗВАЛИТСЯ ЛИ “ЕДИНЫЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ БЛОК” ПОСЛЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
В БАГДАДЕ ВСЕ СПОКОЙНО
Указы президента стимулируют законотворчество в Государственной Думе
ВМЕСТО ПАТИ – КОНЦЕРТ
“ЧАЙКА” – “МАЛЕНЬКОЕ КИНО”
В ТАЙЛАНД ВМЕСТЕ С “НА-НОЙ”
КРАСИВЫЕ МУЖЧИНЫ И ШТУРМ
ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ПОСЛАНИЕ И ПРЕДВЫБОРНАЯ СТРАТЕГИЯ Б. ЕЛЬЦИНА
ОТ “ТЬМЫ” ДО “СВЕТИТ…”
И ЗАКУСИМ…


««« »»»