Уважаемый Геннадий Николаевич!
Проведенные правоохранительными органами проверки показали, что при существующем сегодня состоянии пограничного, таможенного, банковского, валютного, регистрационного контроля, дефицита исполнительской дисциплины, коррумпированности государственных и муниципальных служащих нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности по-прежнему носят массовый и устойчивый характер, хотя некоторые признаки изменения ситуации в лучшую сторону уже имеются.
На сегодняшний день российские предприниматели создали за рубежом, по отдельным оценкам специалистов, до 60 тыс. офшорных компаний, на счетах которых концентрируется нелегально вывезенный из России капитал. Уход этих компаний из-под юрисдикции России оборачивается недобором налоговых платежей, валютных поступлений. Необходимо заключение двусторонних соглашений на государственном уровне о представлении информации о регистрации таких компаний. Законодательно не урегулирован вопрос и об отношении государства к регистрации таких компаний российскими предпринимателями.
Остается неучтенным нелегальный вывоз из страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается в хозяйственный оборот за рубежом без всякой компенсации для России. Несовершенство охраны интеллектуальной собственности влечет за собой массовую утечку за пределы страны открытий, изобретений, технологий, как защищенных, так и не защищенных отечественными патентами, товарными знаками, авторскими правами. Их практическая полезность и коммерческая реализация после внедрения за рубежом исчисляется миллиардами долларов упущенной выгоды для России. Этому способствовала необоснованная, непродуманная приватизация высокотехничных, наукоемких производств, научных центров, НИИ.
Экспортно-импортные операции во все большей степени стали использоваться коммерческими структурами криминальной направленности. Их действия приобретают все более устойчивый и межнациональный характер и направлены на извлечение не контролируемой государством прибыли, укрытие доходов, валютной выручки от налогообложения. В силу географического положения Калининградская область стала одним из основных каналов контрабандных операций. В адрес подставных фирм этой области устремился огромный поток стратегически важный сырьевых ресурсов из большинства регионов России, однако грузы к месту назначения не прибывали и при прохождении через страны Балтии вывозились в другие государства. Выявлено свыше 1,3 тыс. фактов контрабанды, взяточничества, других злоупотреблений, ущерб от которых превысил 210 млрд рублей, разоблачена деятельность свыше 1200 организованных преступных групп. Это позволило приостановить бесконтрольный массовый вывоз стратегически важных сырьевых ресурсов через так называемый Калининградский транзит, что привело к двойному повышению в этих государствах цен на бензин и значительному подорожанию металлов на Лондонской сырьевой бирже.
В области военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами остро ощущается отсутствие реальной монополии государства. Ослаблен контроль за структурами, регулирующими эту сферу внешнеэкономической деятельности. Федеральной службой безопасности продолжается работа по выявлению и пресечению каналов перемещения через российскую границу оружия. В 1995-1996 годах выявлена устойчивая тенденция поступления оружия из Украины, стран Балтии, мусульманских государств. Требуется принятие дополнительных мер по пресечению источников поступления оружия в Россию из приграничных регионов вооруженных конфликтов и Чечни.
Значительный ущерб экономической безопасности страны наносит браконьерский вылов рыбных запасов в российских территориальных водах с последующим их незаконным вывозом и реализацией за границей, что составляет от 30 до 50 процентов добываемых в экономической зоне морепродуктов. В ходе операции “Путина”, направленной на выявление и пресечение хищений ценных пород рыб, морепродуктов и перекрытие каналов их незаконного вывоза за рубеж России, возбуждено 1,2 тыс. уголовных дел, а экономический эффект превысил 35 млрд рублей.
Отмечен рост незаконных сделок с подакцизными товарами, в основном с алкогольной табачной продукцией. Организаторы незаконных сделок активно используют многочисленные пробелы в законодательстве, в том числе возможность, после заключения фиктивных сделок на поставку товаров на экспорт, быть освобожденными от уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость. Предоставление льгот по ввозу алкогольной и табачной продукции некоммерческим организациям неизбежно влечет освобождение от таможенных платежей многочисленных структур, способствует активному проникновению в указанную сферу деятельности различного рода отечественных и зарубежных преступных структур, наносящих существенный экономический ущерб бюджету страны.
Значительных масштабов достигли злоупотребления в процессе ввоза и реализации на территории России автомобилей иностранного производства. Органами внутренних дел выявлено более 10 тыс. иномарок, незаконно ввезенных в страну без уплаты таможенных пошлин, которые по поддельным таможенным декларациям поставлены на учет в органах ГАИ. Возбуждено и расследуется свыше 200 уголовных дел. Работники “Коммерческой фирмы” “Линдо-авто”, имеющие связи в таможенных структурах, ввезли в Россию и реализовали более 800 автомашин без уплаты таможенных пошлин, исчисляемых десятками миллиардов рублей.
Распространенности преступлений при осуществлении экспортно-импортных операций способствует рост злоупотреблений со стороны коррумпированных должностных лиц в таможенных органах. Всего выявлено около 240 фактов взяточничества и других должностных преступлений, совершенных таможенниками или при их участии.
Процедура получения и реализации информации о материальных средствах преступных группировок и российских граждан, находящихся за рубежом, остается малоэффективной. Ни по одному из возбужденных дел возврат валютных средств не произведен. Такое положение стало возможным вследствие того, что имеющиеся правовые акты России не приведены в соответствие с нормами международного права, а двусторонние соглашения, заключенные с правительствами и правоохранительными органами иностранных государств, порой не предусматривают оказание правовой помощи по установлению банков и счетов, на которых находятся противоправно перемещенные средства, их аресту и репатриации в Россию.
Для успешного решения названных вопросов необходимо рассмотреть вопрос о присоединении России к Международной конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем (Страсбург, 08.01.90).
Криминализация рыночных отношений в экономической сфере, выявленные негативные процессы и тенденции в совокупности наносят огромный экономический ущерб Российскому государству, что требует принятия комплекса мер экономического, законодательного характера, адекватных сложившейся обстановке; необходимы надежная стабильная система пограничного и таможенного контроля; комплексный валютный контроль международных расчетов России; полный учет государственной собственности России за рубежом, ее ответственное управление и использование; исключение практики дотирования и безвозмездного субсидирования в межгосударственных отношениях России с бывшими союзными республиками; установление контроля во внешнеэкономической сфере в деятельности свободных экономических зон, совместных предприятий; принятие мер по унификации законодательства стран, входящих в таможенный союз с Россией; создание единого для всех ведомств информационного банка данных о внешнеэкономической деятельности; установление монополии государства на ввоз в страну спиртных напитков, вывоз золота, драгоценных камней.
С уважением,
генеральный прокурор РФ Ю.И.СКУРАТОВ.
Комментарий Сергея ГЛАЗЬЕВА,
начальника Информационно-аналитического управления
аппарата Совета Федерации РФ
Факты, изложенные в этом письме, действительно имеют место, и то, что генеральный прокурор констатирует их, никого из людей, знающих ситуацию, не удивляет. Удивляет другое. То, что генеральная прокуратура ограничивается констатацией. Удивляет беспомощность этого письма. Вместо того чтобы рассказать, какие действия предприняла генеральная прокуратура по пресечению фактов нанесения ущерба экономической безопасности России, приводится лишь несколько примеров, малозначительных по сравнению с общим размахом организованной преступности во всех сферах нашей экономики.
Никто не мешает генеральной прокуратуре уже сегодня принимать довольно жесткие меры по пресечению нарушения законодательства по всем направлениям, о которых идет речь в письме. И для этого вовсе не обязательно принятие новых законодательных актов, адекватных сложившейся обстановке. Вполне можно действовать в рамках существующего законодательства. Например, возьмем последний абзац письма, смысл которого сводится к тому, что не хватает законов. Говорится, что необходима надежная стабильная система пограничного и таможенного контроля. Но в стране действует Таможенный кодекс, действует закон о регулировании внешней торговли и действует уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за нарушения норм таможенного контроля. Поэтому здесь нужно только работать, а не говорить о том, что нет законодательства.
К вопросу о комплексном валютном контроле международных расчетов России. Это впрямую касается правительства. Если в правительстве окопались люди, которые злоупотребляют своим положением, прокручивая валютные резервы страны через офшорные зоны, если никто в стране не контролирует использование валютного резерва, если всем из правоохранительных органов и властных ведомств наплевать на нарушения, связанные с нормами валютного контроля, в частности с несанкционированным ввозом в нашу страну наличной иностранной валюты, с громадным количеством нарушений прав на проведение валютных операций, то здесь дело не в законах. Дело в полном параличе правоохранительных структур, включая генеральную прокуратуру, которая не желает заниматься этими вопросами.
Еще один пункт, на который обращает внимание генеральная прокуратура, – это полный учет государственной собственности России за рубежом. Вопрос: кому адресован этот упрек? Никакими законодательными актами не нужно регулировать то, что государство обязано делать в части учета своей собственности за рубежом. Здесь проявляется полная беспомощность и безответственность со стороны той же генеральной прокуратуры.
По поводу свободных экономических зон. Сегодня реально действуют всего две свободные экономические зоны – Ингушетия и Находка (Калининградская зона де-факто отменена). Злоупотребления, которые там допускаются, связаны не с тем, что законодательство хромает, а с тем, что просто никто не следит за его исполнением. Если у генеральной прокуратуры есть претензии к этим зонам, то на основании действующего законодательства она обязана пресекать нарушения, которые, возможно, там есть, но это вопрос опять же не закона, а деятельности генеральной прокуратуры.
Еще очень многое в этом письме вызывает удивление. Например, рекомендация г-на Скуратова установить монополию государства на ввоз в страну спиртных напитков. Это просто смешно. Такая монополия установлена. К сожалению, генеральный прокурор не знает наших законов. Еще два года назад был принят специальный закон о государственном регулировании оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Я сам этот закон готовил и мы добились его проведения, преодолев вето президента. По этому закону правительство обязано было еще в 1995 году ввести государственную монополию на оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Правительство этого не сделало, поскольку было оказано сильное давление со стороны Камдессю, Международного валютного фонда, который в данном случае лоббировал интересы криминальных компаний, занимающихся производством алкогольной продукции для ввоза ее в Россию. Сейчас не наша, к сожалению, прокуратура, а прокуратуры других стран вскрывают факты грубой фальсификации алкоголя в Чехии, Венгрии, Голландии и ввоза его в Россию под известными марками. Все это, как выясняется, лоббировал Международный валютный фонд, который дал указание нашему правительству в виде телеграммы за подписью Камдессю принять все необходимые меры, чтобы этот закон не вступил в действие. Он так и не вступил в действие. Виноват в этом в том числе генеральный прокурор.
О необходимости присоединения России к Международной конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем, могу сказать, что если генеральная прокуратура не может установить источники доходов г-на Чубайса, которые покрыты мраком и вокруг которых шел недавно огромный скандал, если генеральная прокуратура не может установить происхождения полумиллиона долларов, которые на глазах у всей страны были арестованы в здании правительства, то никакая конвенция с другими странами не поможет. У нас просто нет генеральной прокуратуры как работающего инструмента и института. К сожалению, это факт.
Генеральная прокуратура является орудием политического шантажа. Мы это видели на примере Ильюшенко, который использовал ее мощь для преследования политических противников Чубайса, мы это видим сегодня, когда господа из администрации президента практически помыкают генпрокуратурой как хотят, а генеральный прокурор у них – мальчик на побегушках.