Российские средства массовой информации продолжают комментировать “пересадку” отечественных чиновников с иномарок на родные “Волги”. В патриотической акции первого вице-премьера многие увидели лишь лоббирование интересов его земляков – нижегородского автогиганта “ГАЗ”, переживающего сегодня трудные времена. Но, похоже, есть за этой акцией еще один, не новый для нашей истории подтекст.
Нашего чиновника долгие годы приучали к автомобилю и не в первый раз пытаются ссадить с него. Сначала затеял это Никита Хрущев в 50-е годы, после смерти Сталина. Затем, уже в перестроечные времена, стали отбирать “Волги” у тех, кто чинами не вышел, и пересаживать с “Чаек” часть высшего руководства. Так что сегодня предпринята третья попытка реорганизовать автообслуживание и автопарк аппаратного сословия.
Однако все предшествующие автореформы приводили к одному и тому же непредвиденному (или, наоборот, хорошо рассчитанному результату) – персональные автомобили, которые отбирались у чиновных седоков, с завидным постоянством распродавались и превращались в личные. Причем собственниками очень часто становились бывших пассажиров. В их руки после “деавтомобилазции” в хрущевские времена перешла значительная часть “ЗИСов”, “ЗИМов” и “Побед”. В их руки перекочевала лучшая часть списанных “Чаек” и “Волг” в годы перестройки… И, наверное, в том же направлении уйдет значительная часть из аппаратного парка иномарок, который сегодня предстоит заменять на продукцию “ГАЗа”.
Примечательно в этой связи то, что условия аукционов, на которых предстоит распродавать “Мерседесы”, “Ауди” и “Вольво”, ходившие до недавних пор под флажковаными госномерами, держатся в секрете. И все попытки выяснить, кого на эти аукционы будут допускать, какими будут стартовые цены и куда будут перечисляться доходы от них, пока остались безрезультатными. Единственная информация, опубликованная по этому поводу, – это первоапрельские публикации ряда центральных газет, согласно которым автомобили будут распродаваться по бросовым ценам, но только тем покупателям, которые доказали свою преданность демократическому движению.
Возможно, в этом, как и во всякой шутке, есть доля истины. Сама обстановка секретности вокруг аукционов предсказывает, что они будут далеко не открытыми для всех желающих. И что допускать туда будут с большим перебором, а возможно, что и с учетом заслуг перед “демдвижением”. А значит, хорошо ухоженные престижные иномарки попадут к своим. И, возможно, по ценам ниже рыночных.
Конечно, могут и возразить – а велик ли прок в подержанной иномарке? Выгодна ли такая покупка. Бесспорно, выгодна. Во-первых, речь идет о иномарке растаможенной, за нее, в отличие от купленной где-нибудь в Германии и Голландии не придется платить госпошлину и таможенный сбор. А это в условиях, когда таможенные льготы тотально отменены, даст большую скидку. Во-вторых же, продаваться будут не просто подержанные иномарки, а иномарки, обслуживавшиеся в лучших правительственных гаражах, доведенные до лучших кондиций, укомплектованные по лучшей комплектации – в общем такие, которые и не снились рядовому покупателю на Западе. Взять задешево такой автомобиль не отказались бы не только российские, но и более балованные западные потребители. Не исключено, что часть машин уйдет и в деловые круги – как легальные, так и нелегальные.
В общем, как всегда, наша борьба с привилегиями приводит к странным результатам – в выигрыше оказываются “потерпевшие”. А может быть, в отличие от хрущевских реформ это и предполагалось изначально?
Павел РЕШЕТНИКОВ, ИД.