ЖИВ, КУРИЛКА! ЖИВ!

(репортаж с пресс-конференции, посвященной VIII Российскому кинофестивалю в г.Сочи, более известному под названием “Кинотавр”)

КАК ТРАВА СКВОЗЬ АСФАЛЬТ

В последнее время со всех сторон раздаются стоны деятелей культуры: зарплату не платят, денег на сохранение памятников не дают, гибнут библиотеки, театры становятся недоступны для большей части наших сограждан, живущих за чертой здравого смысла… А “Кинотавр”, упрямо поднатужившись, вновь вывозит на себе телегу отечественного кино: “Жив, курилка! Жив!” И даже говорят, картин в этом году будет больше, чем в прошлом.

Конечно, кинодеятели тоже говорили о плохом отношении государства к кино, в недалеком прошлом ощущавшем себя самым массовым из всех искусств, приводили в пример душераздирающие цифры финансирования, когда при плане в 90 миллиардов за 1-й квартал этого года, бюджет выделил лишь 10 на все про вся: и зарплату, и стипендии. Где уж тут кино снимать? Так нет ведь! Как трава сквозь асфальт, пробивается наш кинематограф. Некоторые поняли, что бесполезно стоять с протянутой рукой перед нашим правительством и ждать, когда же у него проснется совесть, так можно и самому почить в бозе.

Некоторые фильмы сняты без участия Роскино: так комедия молодого режиссера-дебютанта И.Чикова “Не валяй дурака!” появилась благодаря инициативе главного исполнителя Евдокимова, собравшего силами артистов своего театра с миру по нитке. Все уповают на закон о кино, который был принят Госдумой еще в августе прошлого года, но из-за отсутствия подзаконных актов, разъясняющих практику его исполнения, так и остается до сих пор благими пожеланиями. Говорят, что весь пакет подзаконных актов уже подготовлен и передан в правительство Черномырдина. Не забыли ли они там при своих рокировках о бедных киношниках, которые ждут, когда же, наконец, появятся у кино деньги, когда же, наконец, инвесторам станет выгодно финансировать культурные начинания? Эй вы там, наверху?

БЕГЛЫЙ РАСКЛАД

В здании ИТАР-ТАСС оргкомитет фестиваля поделился с представителями прессы своими планами. Традиционный смотр кинематографии состоится с 1 по 13 июня, в его программу войдут конкурсные показы, панорама и авторские ретроспективы. В этом году конкурсная программа состоит более чем из двадцати фильмов. Если в прошлые годы российские фильмы и фильмы стран СНГ рассматривались отдельно, то в этом году они буду представлены в одном списке. Лучшие работы будут награждены жюри по четырем номинациям: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшие женская и мужские роли. Жюри конкурса возглавляет Владимир Хотиненко – режиссер, определяющий лицо новой генерации в российском кино.

В панораме будут показаны фильмы, которые ранее участвовали в других конкурсах или прошли широким прокатом. Некоторые заявленные картины еще не закончены, поэтому конкурсная программа будет уточняться.

В ретроспективах сочинского кинофорума значатся следующие программы: специальная версия фестиваля “Белые Столбы” на “Кинотавре”, посвященная 60-летию Госфильмофонда (будут показаны уникальные архивные материалы, восстановленные ленты и новые находки). Заметным событием обещают стать авторская ретроспектива фильмов кинорежиссера А.Сокурова и программа, не имевших широкого проката и незаслуженно забытых фильмов 60 – 70-х гг.

В четвертый раз “Кинотавр” проводит международную конкурсную программу, предоставляя возможность ознакомиться с современными тенденциями мирового кинематографа. Дали свое согласие на участие в жюри Международного кинофестиваля видные деятели мирового кинематографа: Фридрик Фридрикссон (Исландия), Ежи Гофман (Польша), Питер Янсен (Германия), Марио Моничелли (Италия), Адам Холлендер (США), Душан Маковеев (Югославия), Йоганна Тер-Штейге (Бельгия). Возглавит международное жюри Режис Варнье (Франция) Россию будет представлять в жюри Елена Сафонова.

Внеконкурсная программа включает в себя фильмы – Фавориты, наиболее кассовые картины, ретроспективы Джерри Шацберга, Фридрика Фридрикссона, Марио Моничелли. Ретроспективу своих фильмов предложил король Камбоджи Сианук. Будут также показаны фильмы, снятые известными актерами, и в честь 50-летия Каннского фестиваля планируется демонстрация лучших картин, отобранных директором Каннского фестиваля Жилем Жакобом.

В рамках МКФ пройдет семинар международной организации кинокритиков ФИПРЕССИ, посвященный проблемам мирового кинематографа и кинокритики. Многих зарубежных представителей соберет проходящий на фестивале международный кинорынок.

Обещает много интересного и культурная программа кинофестиваля: будут проведены концерты выдающихся музыкантов, организованы многочисленные клубы, любители спортивных состязаний смогут увидеть уникальный футбольный матч с кинозвездами в ролях голлкиперов и нападающих.

В городе Сочи теплые июньские ночи обещают доставить любителям кино незабываемые впечатления. Вам тоже захотелось окунуться в атмосферу праздника? Ну тогда вы можете приобрести путевки на кинофестиваль.

За несколько часов до пресс-конференции мне удалось побеседовать с Марком Рудинштейном. Причем день этот был для него не рядовым в череде напряженных рабочих будней: стол был завален подарками, в вазах красовались цветы, то и дело раздавались звонки, прерывающие наш разговор, в дверь врывались люди, норовящие обнять и облобызать смущенного именинника. И своим первым вопросом я попыталась выяснить, случайное ли это совпадение, или в подобном совмещении кроется некий умысел? Рудинштейн попытался объяснить предысторию сложившейся традиции…

ТАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

– Дело в том, что идея “Кинотавра” родилась именно в этот день. Жизнь была тоскливая, незадолго до того уехало сразу трое моих друзей: Козаков, Лямпе и Каневский. И вот сидели мы за столом теплой компанией: Мишин, Таня Догилева, Славкин и другие талантливые люди пили водку и мечтали о том, чтобы такое придумать, чтоб жить стало веселее… Думали, думали и придумали кинофестиваль. Мысль эта запала мне в душу, а потом через некоторое время состоялся первый фестиваль в Подольске. Ну, и возникла традиция за полтора месяца до кинофестиваля проводить пресс-конференцию, именно в этот день сообщать о том, что сделано и каким должен быть предстоящий фестиваль.

– К тому же 7 апреля – день Благовещения, и можно сказать, что “Кинотавр” – ваше порождение, ваше дитя, и мысль о нем появилась у вас в такой святой день…

– Я не приписываю себе авторство идеи – это создание коллективного разума, человек 20 внесли свои предложения в это предприятие, а я только все организовал. Беда многих неудавшихся начинаний в отсутствии исполнительского мастерства. Для того, чтобы добиться какого-то успеха, нужна нормальная организационная работа. У нас же сплошь и рядом привыкли работать спустя рукава, а нормально выполненная работа вызывает неуемные восторги. В первые три года о “Кинотавре” писали как о каком-то чуде. Восхищались мелочами: тем, что автобус приехал во-время, тем что в гостинице разместили по-человечески. Есть слово нормально, у нас же всегда крайности: либо безобразно, либо восхитительно, а то, что означает слово “нормально”, для многих стран мира является давно само собой разумеющимся, у нас почему-то забыли.

Забавно и другое: если что-то нормально получилось, то это сразу вызывает какие-то наскоки и злопыхательство. Если у человека что-то получается, то его надо бить, а как только добили, начинают жалеть.

– Это известно: чтобы сразу попасть в иконостас и причаститься к лику святых, лучше всего вовремя умереть.

– Точно, надо что-то сделать и тут же умирать, тогда все будут охать, как рано умер, – рассказывать, какими они были замечательными друзьями, а так – долго живешь…

– Марк Григорьевич, какие прогнозы вы можете высказать по поводу предстоящего кинофестиваля?

– Слово “прогноз” не очень подходит к идее фестиваля: наша задача – отразить то, что произошло в области кино за год, показать, что сделано. Фестиваль констатирует факт и дает возможность ученым, киноведам, критикам, журналистам поразмышлять, составить рейтинги, поговорить о будущем кино, вот они и будут составлять прогноз, а у меня пока один прогноз – температура у фестиваля – нормальная, а все остальное зависит от художников.

– Ну, а вы сами, с точки зрения организатора, замечаете какие-нибудь перемены в кинопроцессе к лучшему или к худшему?

– К лучшему. Я вообще считаю, что нет кризиса кино, есть кризис управления кино, и не только кино. В стране кризис власти: не может такого быть, чтобы в кастрюле вода в одном месте кипела, а в другом находилась на точке замерзания; или вся вода кипит, или нет!

Я считаю, что в настоящее время идет нормальный процесс выздоровления. Для меня знаменателен тот факт, что на прошлом кинофестивале победила кинокомедия. До этого в основном призерами становились картины социально значимого содержания. В этом заключалось наше отличие от американцев: они рассказывали истории, а мы мусолили проблемы. Я посмотрел те картины, которые представлены в этом году на кинофестиваль… У меня возникает ощущение, что мы выздоравливаем и тоже начинаем рассказывать истории. А слушать историю всегда интересней, чем нытье о чьих-то проблемах. И своих предостаточно! Когда человек рядом с вами начинает говорить о своих проблемах, то хочется от него поскорей отвязаться, а когда он рассказывает какую-то историю или анекдот, его интересно слушать. Вот и с нашим кино происходит нечто подобное. После снятия всех запретов и открытия клапанов все начали говорить о наболевшем. Нарыв прорвало, все вышло, и начинается процесс выздоровления.

Если бы нам еще немного денег и техники, мы рассказали бы истории ничуть не хуже американцев, а может быть, и лучше! Я считаю, что школа европейского кино гораздо человечнее и понятнее, чем школа американского кино. Европейское кино более созерцательное, более чувственное, основано на многовековой истории и культуре. А в Америке живут выходцы из разных стран мира, и потому американской культуре не существует!

БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ HAPPY END

– Я вспомнила анекдот о том, как один американец приехал в Европу, с восхищением осматривает архитектуру, исторические достопримечательности Старого света и с сожалением вздыхает: “Да, у вас в Европе – history, а у нас – только story”. Это к вашему замечанию о том, что американцы умеют рассказывать истории.

– Я считаю, что со временем все станет на свои места, и созерцательный, размышляющий европейский кинематограф заменит американский клиповый.

– И потом, в американском кино насилие и жестокость поставлены на поток.

– Насилие и жестокость там тоже не настоящие. Мы здесь еще не приучены до такой степени к компьютерам и искусственным эффектам, как это принято в Америке. У них все это воспринимается как комиксы: в этом тоже заключается определенное отличие американского кино от нашего, там всегда добро побеждает зло, всегда happy-end. У нас при отсутствии показа изощренного насилия часто зло побеждает…

Нашему кино присущ пессимизм мировосприятия. Их кино в своем массовом варианте несколько примитивно. Конечно, там есть уникальные художники, снимающие уникальные картины. Но в массе своей, засилье американского кино приводит к нивелировке различных культур.

На симпозиуме в Страстбурге в заключение была показана картина, сделанная совместными усилиями кинематографистов Германии, Франции и Италии, в качестве образца объединенного европейского кино. Но когда мы посмотрели этот фильм, то убедились, что в нем ничего европейского не осталось. Совместными усилиями был произведен какой-то суррогат американского кино. Слава богу, что еще есть индивидуальные виды искусства, такие как живопись, музыка, литература, которые сохраняют гены, передающие национальное своеобразие.

Елена ШАХМАТОВА,

кандидат искусствоведения

– специально для ИД “Новый Взгляд”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПОДАРОК ВСЕМ ХОЗЯЙКАМ
ТРЕТЬЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПРИДИТЕ ОДИН РАЗ, А ПОТОМ СИДИТЕ ДОМА
ВЫ ПОТЕРЯЛИ ПРАВА…
ВРЕМЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ВЫРУЧИЛА ПРОСТАЯ СКРЕПКА
СНГ: К СМЕНЕ ВЕХ
МАРТИН ШАККУМ – ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА “РЕФОРМА”
БОКАЛ ШАМПАНСКОГО ДЛЯ ВЕЧНЫХ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Новости шинного бизнеса
ПИОНЕР К БОРЬБЕ ЗА ДЕЛО – БУДЬ ГОТОВ!
“КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА”, “БОЛЬШОЙ БРАТ” И “ПАРТИЯ ДЕНЕГ”
ЗАВЕДЕНИЕ ЛЖИ
ЕСТЬ ЛИ МЕСТО НА НАШЕЙ ЗЕМЛЕ ДЛЯ НЕМЕЦКОГО МЕМОРИАЛА?
ГОД СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ГОДОМ БОЛЬШИХ ПОТРЯСЕНИЙ
Каково воздействие российских электронных СМИ на интеграционные процессы?
Итоги визита в Россию председателя иранского парламента
НИ ГЕРБА, НИ ГИМНА, НИ ФЛАГА…
ОППОЗИЦИОННЫЙ СПЕКТР: “СМЕНА КАРАУЛА”?
БРОКЕРСКИЙ СЧЕТ – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ
БЕЗ ГНЕВА, НО С ПРИСТРАСТИЕМ
Освобожденные от влияния всемогущего государства…
ПИСЬМО ПРОКУРОРА ФЕДЕРАЦИИ СПИКЕРУ ПАРЛАМЕНТА


««« »»»