Уважаемый Геннадий Николаевич!
Проведенные правоохранительными органами проверки показали, что при существующем сегодня состоянии пограничного, таможенного, банковского, валютного, регистрационного контроля, дефицита исполнительской дисциплины, коррумпированности государственных и муниципальных служащих нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности по-прежнему носят массовый и устойчивый характер, хотя некоторые признаки изменения ситуации в лучшую сторону уже имеются.
На сегодняшний день российские предприниматели создали за рубежом, по отдельным оценкам специалистов, до 60 тыс. офшорных компаний, на счетах которых концентрируется нелегально вывезенный из России капитал. Уход этих компаний из-под юрисдикции России оборачивается недобором налоговых платежей, валютных поступлений. Необходимо заключение двусторонних соглашений на государственном уровне о представлении информации о регистрации таких компаний. Законодательно не урегулирован вопрос и об отношении государства к регистрации таких компаний российскими предпринимателями.
Остается неучтенным нелегальный вывоз из страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается в хозяйственный оборот за рубежом без всякой компенсации для России. Несовершенство охраны интеллектуальной собственности влечет за собой массовую утечку за пределы страны открытий, изобретений, технологий, как защищенных, так и не защищенных отечественными патентами, товарными знаками, авторскими правами. Их практическая полезность и коммерческая реализация после внедрения за рубежом исчисляется миллиардами долларов упущенной выгоды для России. Этому способствовала необоснованная, непродуманная приватизация высокотехничных, наукоемких производств, научных центров, НИИ.
Экспортно-импортные операции во все большей степени стали использоваться коммерческими структурами криминальной направленности. Их действия приобретают все более устойчивый и межнациональный характер и направлены на извлечение не контролируемой государством прибыли, укрытие доходов, валютной выручки от налогообложения. В силу географического положения Калининградская область стала одним из основных каналов контрабандных операций. В адрес подставных фирм этой области устремился огромный поток стратегически важный сырьевых ресурсов из большинства регионов России, однако грузы к месту назначения не прибывали и при прохождении через страны Балтии вывозились в другие государства. Выявлено свыше 1,3 тыс. фактов контрабанды, взяточничества, других злоупотреблений, ущерб от которых превысил 210 млрд рублей, разоблачена деятельность свыше 1200 организованных преступных групп. Это позволило приостановить бесконтрольный массовый вывоз стратегически важных сырьевых ресурсов через так называемый Калининградский транзит, что привело к двойному повышению в этих государствах цен на бензин и значительному подорожанию металлов на Лондонской сырьевой бирже.
В области военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами остро ощущается отсутствие реальной монополии государства. Ослаблен контроль за структурами, регулирующими эту сферу внешнеэкономической деятельности. Федеральной службой безопасности продолжается работа по выявлению и пресечению каналов перемещения через российскую границу оружия. В 1995-1996 годах выявлена устойчивая тенденция поступления оружия из Украины, стран Балтии, мусульманских государств. Требуется принятие дополнительных мер по пресечению источников поступления оружия в Россию из приграничных регионов вооруженных конфликтов и Чечни.
Значительный ущерб экономической безопасности страны наносит браконьерский вылов рыбных запасов в российских территориальных водах с последующим их незаконным вывозом и реализацией за границей, что составляет от 30 до 50 процентов добываемых в экономической зоне морепродуктов. В ходе операции “Путина”, направленной на выявление и пресечение хищений ценных пород рыб, морепродуктов и перекрытие каналов их незаконного вывоза за рубеж России, возбуждено 1,2 тыс. уголовных дел, а экономический эффект превысил 35 млрд рублей.
Отмечен рост незаконных сделок с подакцизными товарами, в основном с алкогольной табачной продукцией. Организаторы незаконных сделок активно используют многочисленные пробелы в законодательстве, в том числе возможность, после заключения фиктивных сделок на поставку товаров на экспорт, быть освобожденными от уплаты акцизов и налога на добавленную стоимость. Предоставление льгот по ввозу алкогольной и табачной продукции некоммерческим организациям неизбежно влечет освобождение от таможенных платежей многочисленных структур, способствует активному проникновению в указанную сферу деятельности различного рода отечественных и зарубежных преступных структур, наносящих существенный экономический ущерб бюджету страны.
Значительных масштабов достигли злоупотребления в процессе ввоза и реализации на территории России автомобилей иностранного производства. Органами внутренних дел выявлено более 10 тыс. иномарок, незаконно ввезенных в страну без уплаты таможенных пошлин, которые по поддельным таможенным декларациям поставлены на учет в органах ГАИ. Возбуждено и расследуется свыше 200 уголовных дел. Работники “Коммерческой фирмы” “Линдо-авто”, имеющие связи в таможенных структурах, ввезли в Россию и реализовали более 800 автомашин без уплаты таможенных пошлин, исчисляемых десятками миллиардов рублей.
Распространенности преступлений при осуществлении экспортно-импортных операций способствует рост злоупотреблений со стороны коррумпированных должностных лиц в таможенных органах. Всего выявлено около 240 фактов взяточничества и других должностных преступлений, совершенных таможенниками или при их участии.
Процедура получения и реализации информации о материальных средствах преступных группировок и российских граждан, находящихся за рубежом, остается малоэффективной. Ни по одному из возбужденных дел возврат валютных средств не произведен. Такое положение стало возможным вследствие того, что имеющиеся правовые акты России не приведены в соответствие с нормами международного права, а двусторонние соглашения, заключенные с правительствами и правоохранительными органами иностранных государств, порой не предусматривают оказание правовой помощи по установлению банков и счетов, на которых находятся противоправно перемещенные средства, их аресту и репатриации в Россию.
Для успешного решения названных вопросов необходимо рассмотреть вопрос о присоединении России к Международной конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем (Страсбург, 08.01.90).
Криминализация рыночных отношений в экономической сфере, выявленные негативные процессы и тенденции в совокупности наносят огромный экономический ущерб Российскому государству, что требует принятия комплекса мер экономического, законодательного характера, адекватных сложившейся обстановке; необходимы надежная стабильная система пограничного и таможенного контроля; комплексный валютный контроль международных расчетов России; полный учет государственной собственности России за рубежом, ее ответственное управление и использование; исключение практики дотирования и безвозмездного субсидирования в межгосударственных отношениях России с бывшими союзными республиками; установление контроля во внешнеэкономической сфере в деятельности свободных экономических зон, совместных предприятий; принятие мер по унификации законодательства стран, входящих в таможенный союз с Россией; создание единого для всех ведомств информационного банка данных о внешнеэкономической деятельности; установление монополии государства на ввоз в страну спиртных напитков, вывоз золота, драгоценных камней.
С уважением,
генеральный прокурор РФ Ю.И.СКУРАТОВ.