ДАГЕСТАНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Регионы России с разной скоростью пробежали путь от повальной занятости и гонений на “тунеядство” до очередей на биржах труда.

Особенно остра безработица в исторически трудоизбыточных регионах и там, где постперестроечное падение производства шло самыми высокими темпами. Именно такие регионы, признанные наиболее депрессивными по состоянию рынка труда, стали базой для отработки методов активной политики на рынке труда.

Смысл этой политики: рабочие места нужно создавать сейчас, не дожидаясь, когда заработают естественные механизмы экономического роста. Создаваемые сегодня рабочие места должны отвечать состоянию тощего общественного кошелька, но не быть искусственными “времянками”. Иначе они не выполнят своей роли и не смогут в будущем интегрироваться в обновляющуюся экономику.

Итак, есть регионы, ждущие экстренной помощи, возникли новые подходы к решению проблемы, на уровне правительственных решений выделены средства Государственного фонда занятости.

Когда известно, где, как и за счет каких средств, значит, готова концепция программы. Дальше ее нужно детально разработать и реализовать.

Возникает процесс, в котором Программа, это сугубо интеллектуальное построение, обретает жизнь и сюжет, где появляются действующие лица, сталкиваются характеры и идеи. Программа обретает собственную историю, драматургию и режиссуру.

“ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА…”, ИЛИ МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Все началось в конце 1994 года. По традиционной для России схеме сначала возникло решение “в верхах”. Федеральная служба занятости в тот момент вышла с предложениями в Правительственную комиссию по предотвращению критических ситуаций на рынке труда о рассмотрении Дагестана как возможной базы для отработки механизмов создания рабочих мест.

Почему выбор пал именно на Дагестан, объясняется просто: республика оказалась одной из самых “безработных” даже по российским меркам. Но федеральных средств было слишком мало, а проблем – слишком много. Потому остановились на 22 горных и предгорных районах республики, испытывающих наибольшие трудности. Им и предназначалась экстренная первая помощь.

Горный Дагестан суровой поэзией своего ландшафта способен поразить с первого взгляда. Жизнь здесь тоже сурова, но она прозаична и наполнена заботой о выживании. Может показаться, что время остановилось в этих горах, а люди свыклись с тем, что в родных местах работы для них нет.

Исмаил Эфендиев, министр занятости и труда Республики Дагестан:

В сельских горных и предгорных районах республики, которые традиционно были трудоизбыточными, за последние годы мы потеряли практически все рабочие места. Развалились дотационные колхозы и совхозы, филиалы промышленных предприятий также прекратили свою работу. За исключением госучреждений, сельская местность не располагает никакими рабочими местами. Мы поставили перед собой задачу: создать именно те производства, под которые есть гарантированное сырье, и производить продукцию, на которую в республике есть гарантированный спрос. С самого начала и администрация районов, и арендаторы были предупреждены: на созданные производства должны трудоустраиваться зарегистрированные безработные.

Вот так появилось место действия. Но самой Программы создания новых рабочих мест еще не было.

“ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ”, ИЛИ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Шаг за шагом создавались предпосылки для будущей серьезной работы, которая привлекла к участию сотни людей.

Уже решения правительственной комиссии признавали: разработку и реализацию программы следует поручить сторонней организации. Предстояло отыскать творческий коллектив, способный одновременно и создавать программы, и управлять ими. Понятно, что задача была не из легких: наука и практика совпадают в России исключительно редко. Конкурс, проведенный Федеральной службой занятости, позволил из пяти представленных проектов выбрать детальную концепцию, разработанную Фондом “Реформа”.

Так участниками Программы стали Федеральная служба занятости России, правительство республики Дагестан и Фонд “Реформа”.

В августе 1995 года появился еще один участник: для работы на местах правительством республики было создано госпредприятие “Занятость”. С момента его регистрации как грузополучателя стало возможным подписание договоров на поставку оборудования. Иными словами, началось практическое и действенное осуществление программы.

Месяц за месяцем Программа вовлекала все новых людей. В ее орбите оказались главы районных администраций республики, поставщики оборудования, арендаторы и соседи арендаторов. Разрушать можно и поодиночке, а вот созидание – коллективный процесс.

ПРОГРАММА НЕ ДОГМА, А РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

Фонд “Реформа” предложил несколько принципиальных решений, которые сами разработчики скромно называют “небанальными”.

Первый из них – принцип открытости. Мы привыкли к планам, прописанным до мелких деталей. Директивные и негибкие, они способны буквально связать по рукам тех, кому выпала тяжкая доля их воплощения. Здесь подход был иной: определялась цель, принципы и механизмы, нарабатывались альтернативы. Сложность задачи не позволяла учесть все факторы, влияющие на успешность решения. Зато можно было спрогнозировать подходы в случае появления неучтенных факторов влияния.

Рабочие места создавались с нуля. Значит, нужно было выяснить, чем же богат регион, какие ресурсы для него характерны, каково соотношение ввоза и вывоза, понять, в какой продукции нуждается население, как это все увязывается с общим экономическим положением республики, как создаваемые производства будут обеспечиваться энергетически, какие экологические проблемы могут возникнуть. В таком системном контексте факторы рассматривались при создании программы впервые.

Со временем открытость программы и то, что в нее были заложены варианты изменений, сыграли очень большую роль. Можно все просчитать по десяти параметрам, но не учесть одиннадцатый, который и окажется решающим. Открытость программы – это возможность максимального использования результатов каждого этапа на последующих этапах, чтобы не попасть в капкан уже принятых решений.

Второй принцип – оптимизация расходования средств – требовал наиболее экономичных решений. Нельзя было создавать громоздкие производства, которые потребовали бы громадных вложений на капитальное строительство и значительных оборотных средств.

Ресурсы были конкретны, ограничены и строго определены. Это сделало необходимым оптимизацию ресурсов в условиях их дефицита. Любое решение проверялось на приоритетность, абсолютную необходимость, невозможность замены. Было проведено ранжирование по всем параметрам, определено, какие средства необходимо потратить в том или другом регионе.

Для создаваемых производств отбирали недорогое, серийно выпускаемое отечественное оборудование. Более 90% оборудования, поставленного в рамках Программы, произведено в России, третья часть – на предприятиях Дагестана. А это, помимо всего прочего, означает, что десятки отечественных производителей получили заказы и обеспечили заработную плату рабочим.

Успех формирования Программы зависел от качества маркетинга. Разработчики “прочесали” всю Россию, так что теперь создана уникальная база данных, где учтены даже обязательность и пунктуальность каждого из поставщиков серийного оборудования.

И наконец, принцип номер три – это возвратность средств, возможность их повторного инвестирования. Его, по замыслам участников Программы, обеспечивал механизм лизинга.

Сегодня термин “лизинг” хорошо известен. Это инструмент работы на так называемом вялом рынке – с низким притоком инвестиций и большими рисками, которые сопровождают эти инвестиции. Чтобы реально запустить лизинговый механизм, потребовалось решить много вопросов – правовых, организационных. Это все проблемы “штучные”, их нельзя было решать по аналогии. Отставала законодательная база, практически отсутствовали методическое и информационное обеспечение лизинговой деятельности.

Решиться на такой проект было не просто, но плюсы были настолько очевидными, что перевешивали все сложности.

Мартин Шаккум, первый вице-президент Фонда “Реформа”:

Начиная с 1989 г. предпринимались попытки содействия развитию новых малых производств, количество которых быстро возрастало. Проблема в том, что большинство из них создавалось либо в малопродуктивной сфере, либо имело сомнительную легальность, либо приобретало формы ненадежной работы, что сказывалось на повышении уровня “деловой летальности”. Мафиозная экономика, особенно “экономика киосков”, распространяется легко и быстро, но большая часть возникающей неформальной экономической деятельности бессистемна и состоит лишь в работе для выживания и имеет крайне низкие запросы. Программа создания рабочих мест – это совершенно иной уровень работы по развитию малого бизнеса. И она принесет реальные и ощутимые результаты.

В своем законченном виде Программа стала выражением современной стратегии занятости. Пассивной политике социальной защиты, дотаций и пособий противопоставлена политика активного социального развития – государственных вложений в создание рабочих мест.

С августа 1995 года в республику стало поступать оборудование. Оно передавалось в аренду с возможностью последующего выкупа. В основном это было оборудование по переработке сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов, товаров народного потребления, линии розлива вина, минеральной воды и соков, оборудование для сервисного обслуживания. В отечественной практике фактически это был первый широкомасштабный лизинговый проект.

Лев Гладыш, зам. председателя правительства Республики Дагестан:

– Идея сама по себе жизненна, рыночна. Она ведь заставляет безработных приложить максимум усилий для создания нормальных условий своей жизни. Ведь мы ничего не даем им бесплатно. Если пособие по безработице отдается безвозмездно, то оборудование по лизингу передается в долг, в рассрочку.

Для получателей оборудования лизинг удобен потому, что расплачиваются за него частями и на льготных условиях. С другой стороны, государственные средства возвращаются и вновь идут на создание рабочих мест. Запускается процесс многократного инвестирования. Деньги, вложенные в предприятия, работают уже сегодня и будут работать завтра.

Оплата оборудования уже началась, потому что минипроизводства обеспечивают быструю окупаемость вложенных средств. Сейчас на счет предприятия “Занятость” со стороны арендаторов уже поступило два миллиарда рублей в счет оплаты за установленное оборудование. Эти деньги будут вложены в создание новых рабочих мест.

Возможность риска при этом сведена к минимуму: залогом возвратности средств служит само оборудование.

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ

Хорошая Программа, выгодные условия, но… Несмотря на всю их привлекательность, дело вначале продвигалось медленно и не вызывало доверия населения. Гладко было на бумаге… А когда дошло до практики, вот тут-то и стали проявляться те самые “неучтенные факторы”.

Виктор Руденко, зам. генерального директора ГП “Занятость”:

– Республика является высокогорной, поэтому доставка оборудования в горные аулы даже в летнее время представляет сложность. А в зимние месяцы, в условиях метелей, туманов и гололеда, туда вообще не добраться. К тому же из-за событий в Чечне Дагестан долгое время находился в железнодорожной блокаде.

Самое главное, народ поверил в эту Программу. Сейчас очень много людей, которые хотели бы участвовать в ней.

Да, были трудности с доставкой оборудования. Но – что очень важно – все оно цело и поступило на места.

Оказалось, что первоначально не в полной мере была учтена и национальная специфика Дагестана, а ведь в этой республике только макронациональностей четырнадцать. Пришлось с особой деликатностью учитывать интересы представителей различных национальностей, проживающих компактно, отдельными селами, и обеспечить им равные права.

А психология людей, давно уже не верящих в реальную помощь! Только первые пущенные производства заставили отнестись к ней серьезно, заставили пересмотреть свое отношение к участию в Программе, привлекли к ней живой интерес.

ВМЕСТО ФИНАЛА: ОТТЕПЕЛЬ ПРЕДВЕЩАЕТ ВЕСНУ

После долгой хозяйственной “зимы” в республике появились первые признаки экономической “оттепели”.

Вложенные деньги уже привлекли двукратный приток частных инвестиций.

На каждый государственный рубль арендаторы вложили дополнительно 2 рубля собственных средств. В современной России, испытывающей хронический инвестиционный голод, это звучит фантастически, но 75 реальных миллиардов уже работают на экономику республики.

Арендаторы приспосабливали существующие помещения, подводили коммуникации, зачастую сами вели монтаж оборудования.

В людях пробудилась изобретательность и хозяйская смекалка. Только один пример: зимой оборудование для сушки овощей и фруктов загружено не полностью. Поэтому арендаторы находят для него новое применение.

Виталий Курбанов, арендатор:

Совхоз получил по лизингу миниколбасный цех и сушильную установку. Сушильную установку в зимнее время мы приспособили для того, чтобы сушить домашнюю колбасу. И получается она у нас очень хорошая, пользуется большим спросом у населения и быстро раскупается. В колбасном цехе со дня его открытия работа идет полным ходом. Занято здесь 15 человек. В основном это молодежь, которая до этого совсем не имела работы.

Но самым большим спросом в Дагестане пользовались мельницы и пекарни. Хлеб и изделия из муки – традиционная основа питания жителей республики. А завозить их в горы даже летом бывает сложно. Хлеб здесь не просто продукт. В трудные годы он становится символом разумного порядка, устойчивой, мирной жизни. А если нужен хлеб, то нужны мука и зерно. Значит, будет работа для крестьянина, тракториста, мельника.

Продукцией, выпущенной на мукомольных и пекарских предприятиях, созданных в рамках Программы, можно накормить более 100 тыс. человек. А на это ушло менее 30% средств Программы.

Важным итогом Программы стало то, что параллельно с созданием прямых рабочих мест возникала вторичная занятость.

Движение пошло по всей цепочке технологических и экономических связей. В каждом районе созданные предприятия становились точками экономического роста, так, например, четыре производства пиленого камня смягчили ситуацию с занятостью и в строительстве, и на грузовом автотранспорте. Около сотни человек получили работу в карьерах, и почти столько же людей потребовалось на сопряженных производствах.

Лев Гладыш:

– Эксперимент безусловно удался. Если сравнить показатели Программы с прямыми выплатами, то это более экономичное решение. Такой эксперимент можно было бы продолжить и не только у нас в республике, но и в Иванове, и в других регионах, где большой процент безработицы.

Результаты этого эксперимента уже получили высокую оценку в республике, правительству стоит идти по этому пути.

Общие итоги Программы таковы:

Создано свыше 240 производств. Около 5000 человек получили работу как на прямых, так и на сопряженных производствах.

16 января 1997 года опыт реализации Программы был заслушан на заседании Правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда и вызвал не только живой интерес, но и официальное одобрение.

К сожалению, средства, выделенные на Программу, невелики. Но и эти 25 млрд рублей стали весьма ощутимым вкладом в решение экономических и социальных проблем. Расчеты показывают, что при повышении доли расходов государственного Фонда занятости на создание рабочих мест до 500 млрд рублей в год это позволит привлечь в бюджет в виде налогов дополнительно свыше 400 млрд рублей, обеспечить прирост промышленного производства на 3 трлн рублей, увеличить количество рабочих мест за счет прямой и вторичной занятости на 100 тыс. человек, увеличить отчисления с специальные фонды более чем на 200 млрд рублей.

Из протокола Правительственной комиссии:

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ социально-экономического развития использовать имеющийся положительный опыт реализации специальных отраслевых и территориальных программ занятости с различными источниками финансирования.

Социальные пособия и дотации – пока еще вынужденная реальность. Но уже ясно, что только плодотворный труд способен стать условием нормального благополучия. Создавать его в Дагестане придется упорно и долго, кирпичик к кирпичику, но основа, фундамент уже заложены.

Виктория ДУБРОВСКАЯ,

Татьяна СУХОВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РОССИЯ – БЕЛОРУССИЯ: ТАКОЙ ЛИ ДОГОВОР НАМ НУЖЕН?
САХАЛИНСКАЯ НЕФТЬ НИКОМУ НЕ НУЖНА?
РЕЦЕПТ ОЗДОРОВЛЕНИЯ: ПЫЛЬЦА К ОБЕДУ
ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ ОТ СЕКТАНТА МУНА!
НЕВЕРНЫЙ РАСЧЕТ КОРЖАКОВА
О ПРИДВОРНОМ ДИССИДЕНТЕ С СЫТОЙ МУЗОЙ
Такие шины не подведут!
ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА
ВЕСТИ ИЗ КЛУБА АВТОЧАЙНИКОВ
“МРАЧЕН, ЖГУЧ, ГОРЕК, ТЕРПОК И ХОЛОДЕН”
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: САММИТЫ КОНЧАЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
Итоги очередной встречи глав государств СНГ
“МАКО”: КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
ПОСЫЛОЧКА ПОТОМКАМ
ЧЕРНЫЕ,…
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕНО, НО ЖДАТЬ ПЕРЕМЕН К ЛУЧШЕМУ НЕ ПРИХОДИТСЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ REMAKE НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
УЧИТЕСЬ БРАТЬ ВЗАЙМЫ
НА ПОРОГЕ ОЧЕРЕДНОГО ЧУДА?
ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЧЕРНЫЕ, СЕРЕБРЯНЫЕ, ЗОЛОТЫЕ…


««« »»»