ИНОГО НЕТ У НИХ ПУТИ

После публикации статьи Дмитрия Быкова “Интеллигузия” в нашей “МКомсомолке” пришлось прочитать о себе изрядное количество резких писем. Нас называли и моськой, лающей на слона, и разнузданным плебсом, посягнувшим на святое, и гнусными наймитами кого попало, в спектре от КПРФ до ОВР.

Тем дороже нам статья, присланная настоящим интеллигентом, известным режиссером Иной Туманян, чьи фильмы “Когда я стану великаном”, “Соучастники”, “Комментарий к прошению о помиловании” давно стали классикой. Туманян долгое время руководила творческим объединением “Зодиак”, где дебютировала вся элита молодой кинематографии. И уж у нее-то, наверное, есть право судить о том, что и как делает сегодня родная интеллигенция: как-никак первый фильм Туманян – “Завтраки 43 года” по Аксенову – сделан тридцать пять лет назад.

Рискуя вызвать (гнев, неудовольствие, неприязнь, непонимание, нужное подчеркнуть)… Так часто начинают статьи, где автор просто решается написать то, что он думает. А чем, собственно, он рискует? Репутацией? Так она все равно или есть, или нет. На кону – разве что пара-тройка звонков знакомых, которые выскажут свое фи. Так вот я рискую сказать, что я не люблю нашу интеллигенцию, особенно творческую, к коей принадлежу. И после очередного Конгресса интеллигенции, имевшего место в Питере, это мое неприятие только получило дополнительный аргумент.

Оставляю за скобками то, что низко кланяюсь отдельным интеллигентным людям: Сахарову, Лихачеву, Лотману, Коме Иванову, Солженицыну и многим другим. Но сразу хочу сказать, что речь идет не о них. Речь о клане в целом, а клан в целом запятнан ложью и лицемерием, корыстью, подчас изящно спрятанной, а главное – претензией, бесконечной претензией на мессианство и элитарность.

Лживость и лицемерие почти к лицу власти: что политика – грязное дело, никому объяснять не надо. Каково же было мое удивление, когда коллеги повалили во власть, как на фестиваль: актеры, режиссеры, теледикторы, писатели – целая армия за-народо-страдальцев. И все хотят спасать Россию – меньшее их не устраивает. Но позвольте усомниться в бескорыстии их намерений, ибо по прошлым выборам помню, сколько им платили. Что, впрочем, не мешало им перед экранами телекамер утверждать, что они действовали по убеждению! (Но покажите мне хоть одного, чтоб сказал: нет, я все это за наличные, за льготы из ЦКБ…). Театральные режиссеры (эти почему-то особенно активно), кинематографисты, музыканты сегодня так неприлично защищают Лужкова от любой критики, что вид этого откровенного прикорма становится попросту тошнотворен. Особую пикантность выступлениям творческой интеллигенции в защиту властей придает тот факт, что своих оппонентов они упрекают… в неискренности!!!

Вообще обратите внимание на синдром комфортности: появился такой. Сеять разумное-доброе-вечное, не расставаясь с бильярдными, уютными кафе и казино. Не могу взять в толк, почему опыт не научил никого: ну не хочет власть, не способна учиться у интеллигенции! А она все норовит ее чем-то поддержать. Хочу обратить ваше внимание: все происходит всякий раз по одной и той же модели. Лучшие люди с лучшими намерениями лезут помогать власти, а власть отшвыривает их в конце концов на обочину или выкидывает совсем. А рядом остаются “полу”: полуинтеллигенты, полупрофессионалы, полуграмотные. Вот они-то и нужны. “Полуподлец, но есть надежда, что будет полный наконец”.

Получается, что мы все время обслуживаем мошенников, обставляем декор. Этакая мисс-Выборы-99, и власти она нужна не более, чем электорат одноразового использования. Так раньше приглашали цыган в купеческие загулы, чтобы полихорадить кровь. А надоест – и пошли вон! Вот я и спрашиваю: неужто не надоело обслуживать зажравшихся мошенников? Ведь мы все это уже проходили.

Конечно, ощущать свою ненужность нелегко и даже больно. Но – придется. Уж сколько раз твердили миру, но повторюсь: традиционная российская интеллигенция уходит с исторической арены. Уже ушла. Это надо понять и жить дальше. Попробуем разобраться: почему интеллигенция вдруг почувствовала себя ненужной, в чем причина ее дискомфорта? Поймем ее новую миссию, зададимся вопросом, чем она должна стать.

Вот что важно: наша российская интеллигенция почти не служила частным лицам. В этом ее главное отличие от европейской. Для образованных людей в Европе было в порядке вещей служить у банкиров, у дворян, при герцогских дворах, – или работать в достаточно независимых университетах. Так складывались независимые корпорации этих людей, и дух свободомыслия был им присущ по определению. У нас же грамотный люд служил Церкви и Государству, что подчас было синонимично, а уж какое свободомыслие у казенных людей – известное дело…

Державин, Карамзин, Жуковский, Грибоедов – были госчиновниками. Неслуживая, свободная дворянская интеллигенция появилась лишь во второй половине прошлого века, во времена Толстого и Тургенева. Отсюда и вечная раздвоенность русского интеллигента: с одной стороны – служение Государству как гражданское предназначение, с другой – жизнь собственного духа. Миссия, так сказать. Противоречие между ними – непримиримое. Не отсюда и вечное оппозиционерство – и вечная зависимость от власти?

Сегодня, как поняли, кажется, уже все, – пришло время профессионалов. Дефицит компетентности – главная наша беда решительно во всем, от управления экономикой до ларечной торговли. У нас нет своего Гарварда, годы изоляции сделали свое дело. Мы невежественны и не имеем опыта диалога, – да и в бизнес ринулись, не научившись ему. А бизнес – это прежде всего диалог и вариантное мышление, и сознание не-единственности своего “я”, и знание чужого “я”… Мы только и делаем, что изучаем общественное мнение – вместо того, чтобы изучать пребывающее на чудовищном уровне общественное сознание. И смотрите, что происходит: на наших глазах произошла гигантская информационная и технологическая деформация. Когда нашему интеллигенту впервые стало неуютно? Когда он получил возможность работать в частном секторе, в рамках профессиональной интеллектуальной деятельности. Тут же выяснилось, что эта деятельность – вовсе не прерогатива людей с высшим образованием. Интеллигент оказался среди массы полуобразованных, но более хватких, сообразительных и мобильных людей. Отсюда и все комплексы, и страх за Миссию…

Миссия же интеллигенции, данная ей историей и Богом, – просвещение, в том числе и профессиональное. Но способна ли она выполнить ее? Мы так заняты собой, своей личностью, самостью, вечными вопросами “кто виноват” и “что я такое”… А то, о чем я говорю, – работа невидная, будничная, кропотливая. Это не конгрессы, форумы, семинары и прочие тусовки с осетриной разной степени свежести. Создать новую государственность, новую экономику, осуществить просвещение – могут люди, способные взять на себя часть функций исчезающей интеллигенции. На Западе их давным-давно называют интеллектуалами.

Чем отличается “их” интеллектуал от “нашего” интеллигента? Тем, что это профессионал, работающий в любой сфере, имеющий поддержку в частном секторе и в силу этого достаточно независимый, обеспеченный человек. Деятельность такого человека конкретна и направлена на решение задач конкретных – научных, производственных, управленческих… Он не может быть в оппозиции к государству или народу. Он в принципе лишен разрушительного пафоса. Он должен осознать проблему и решить ее, он вынужден уважать реальность и не насиловать ее.

Русскому интеллигенту с его менталитетом в этих условиях трудновато.

В Европе и Америке, где господствовала протестантская этика, капитализм чувствовал себя вольготно. Почему? Да потому, что этика эта выше всего ставила бережливость и труд. Спасение души и Царствие Божие нужно было заработать, а не получить на халяву. Иное дело у нас: наша православная этика ставит превыше всего терпение, страх Божий и покорность властям. Такая этика рождает вялую энергетику, и наше мировоззрение не больно-то способствует рациональному устройству в общественной и бытовой сфере. Наш социум низкоэнергетичен во всех ипостасях, и никакими политическими драками этого не компенсируешь. И суперэнергичный блок “Отечество – Вся Россия” на поверку оказывается расхлябанным, расползающимся монстром, не способным к борьбе, не учитывающим новых обстоятельств… Поразительно жидкая организация!

Не оттого ли так унылы любые “программы по возрождению России”? Где все холопы – там нет места ни правосознанию, ни энергии, ни инициативе.

Однако грядущий век потребует иных приспособительных механизмов.

И процесс формирования новой интеллектуальной элиты уже начался.

Только не там, где думают наши интеллигенты и снобы.

Они будут исходить из реальности и уважать реальность прежде всего.

Вот за ними и будущее.

И нет пути иного.

Ина ТУМАНЯН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ФОНОГРАММНАЯ ПОПРАВКА ИОСИФА КОБЗОНА
Полезные советы
РУССКИЙ ГЕМОРРОЙ
МЕЧТЫ ПРИВОДЯТ В РАЙ
Подкравшийся незаметно
Жутко страшный кошмар
“СТАРУШКА БЕТТИ” ПОЛНА РЕШИМОСТИ
КТО ПЕРВЫЙ ВСТАЛ, ТОГО И ТАПКИ, ИЛИ ХИТРАЯ ПОЛИТИКА ШЕНДЕРОВИЧА
ГЕТЕРОSЕXУАЛЫ ИЗ ГРУППЫ “НА-НА”
Что ищет он в стране далекой?
Поддержка падающего
Полезные советы2
ЖУЛЬЕ ДЛЯ РЫКЛИНА
ПО ВЕЧЕРАМ ПО РЕСТОРАНАМ
ЛЮБОВЬ КАК ИСТОРИЯ ГРЕХА
RADIOHEAD: История великого альбома.
ФАНАТКИ BEATLES БЫЛИ ГОТОВЫ ОТДАТЬСЯ
RadioCD-12
У ДЖЕРИ ХОЛЛИУЭЛЛ ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ
ЛАЙЭМ ГЭЛЛАХЕР ЖАЛУЕТСЯ НА ЖЕНУ
ДОРОЖНЫЕ НЕУРЯДИЦЫ НИКОЛАЯ НОСКОВА
ОЛЕГ МЮНХГАУЗЕН ВЕРНУЛСЯ
ЗАНАВЕС ТАК И НЕ ПОДНЯЛСЯ
РЕЖИССЕР С РУЖЬЕ
ДМИТРИЙ РЕВЯКИН ПОВРЕДИЛ СПИНУ
ЗРИТЕЛИ АПЛОДИРОВАЛИ МСТИТЕЛЮ
БАРРИ УАЙТ ОТМЕНИЛ КОНЦЕРТЫ
У КОММУНИСТОВ НЕТ ОТЕЧЕСТВА
ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ КАМЕННОЙ ЛЕДИ
КОЗЫРЕВ ПРЕВРАТИЛСЯ В ДЕДА МОРОZА


««« »»»