Порадовал намедни Леонид Парфенов своей многосерийной историей Российской Империи. Картинка – блеск. Настолько, что по второму разу смотреть едва ли не интереснее, чем по первому. Потому что маленьких сюрпризов на экране так много, что оценить все сразу – не представляется возможным.
Надо отдать должное бывшему продюсеру НТВ Парфенову – он использует все существующие возможности разнообразить кадр. Что существенно отличает работу Л.П. от других проектов подобного рода.
Взять хотя бы Эдуарда Радзинского, который загадочным образом набрал кучу телепризов, при том, что видео-часть своей программа провалил полностью. Почему, слушая истории про великих диктаторов, ТВ-зритель должен разглядывать самого Радзинского, который видом своим вовсе не радует глаз? А заодно слушать картавую речь? Ту, что в советские времена была тождественна профнепригодности телеведущего.
Если слова нечем видеоподкрепить, надо предлагать свои услуги радиостанциям. Впрочем, в случае Радзинского, особенности произношения и здесь будут раздражать. Короче, одним лучше писать, другим говорить, третьим говорить и показывать, а остальным по преимуществу жевать. Но суть не в этом.
При всех своих достоинствах сериал Парфенова имеет один недостаток. Качество содержания (в смысле информативности и достоверности) – это одно, а структура – другое. Исторические пласты (равно как и характеры великих правителей России) предстают в виде яркой мозаики, к которой стоишь так близко, что целиком ее не разглядеть. Потому что глаз все время выхватывает лишь маленький фрагмент большого полотна. То один, то другой. Не глаз, а фрагмент, разумеется.
Спору нет, очень любопытно узнать, что Екатерина Вторая была дизайнером первого комбинезона, а Потемкинских деревень не было вовсе. Но цельного портрета эпохи эти забавные подробности не дают! Даже в сочетании с достоверными рассказами об отдельных исторических событиях. Характеры российских рулевых в исполнении Парфенова тоже расплываются. В результате зрителю приходится самому собирать головоломку из ярких кусочков отечественной истории.
А это задача под силу не каждому.
Понятно, что создание образа лежит в сфере художественной, а не документальной. Но если удается соединить одно с другим, то эффект усиливается многократно.
Советуем Парфенову отойти от своей мозаики и посмотреть, что же за картина у него получается.
Вдруг перед ним раскроется тайна загадочной русской души?