НАЧИНАЮТ И ПРОИГРЫВАЮТ
Весна, любовь зовущая, пробуждает в нас, увы, не только радостные и чистые помыслы. В этот день приходится вспоминать и вождей разного рода тиранических режимов, которые хотели, чтобы граждане любили только их и никого больше. Им было присуще стремление регламентировать все стороны жизни, в первую очередь человеческую сексуальность.
УНИЧТОЖИТЬ НАСЛАЖДЕНИЕ
“Партия, – пишет Оруэлл в своей знаменитой антиутопии “1984”, – не просто стремилась не допустить, чтобы между женщинами и мужчинами устанавливались доверительные отношения, которые трудно контролировать. Тайной, подлинной целью Партии было уничтожить всякое наслаждение от близости мужчины и женщины. И в браке, и вне его врагом номер один была даже не любовь, а страсть. Брак между членами Партии заключался лишь с одобрения специально назначенного комитета. Считалось, что единственная цель брака – производство детей для Партии. На половые отношения смотрели как на что-то не очень чистое – вроде клизмы. Были даже организации наподобие Молодежной антисексуальной лиги, которые проповедовали полное воздержание для обоих полов. Согласно их теориям, детей следовало получать путем искусственного оплодотворения и воспитывать в интернатах”.
Какой-нибудь скептик скажет: да где же такое бывает? Увы. Мрачная антиутопия Оруэлла неоднократно получала воплощение в реальной жизни. Примеров тому – без счета. Ограничимся лишь некоторыми.
МОЛОТ ЖЕНОНЕНАВИСТНИКОВ
В Средние века католическая церковь допускала секс исключительно ради продолжения рода, а любые “извращения” карались смертью. Сами же римские папы были весьма женолюбивы (некоторые, правда, отдавали предпочтение мальчикам), а иные из них, как, например, Александр VI (находился на папском престоле с 1492 по 1503 год) вошли в историю как чудовища разврата.
Этот папа удостоился даже внимания Карла Маркса, который писал, что, еще будучи кардиналом, “он приобрел печальную известность благодаря своим многочисленным сыновьям и дочерям, а также подлостям и гнусностям этого своего потомства”. И это при том, что официально католические священники давали обет безбрачия!
Его предшественника на папском престоле Иннокентия VIII называли “отцом всего Рима”, поскольку количество его незаконных детей было столь велико, что не поддавалось точному подсчету. В историю он вошел как автор чудовищной буллы “Summis desiderantes”, положившей начало преследованию так называемых ведьм. В этой нечеловеческой охоте, продолжавшейся на протяжении трех веков, наглядно присутствуют антисексуальные мотивы. В трудах инквизиторов, которые в отличие от папы изнуряли себя воздержанием от греха, женщина неизменно представляется как источник греха и соблазна.
Авторы “роковой книги Средневековья” “Молот ведьм” немецкие инквизиторы Яков Шпренгер и Генрих Инститорис посвятили немало страниц своего труда описанию плотских отношений человека с дьяволом, которые, очевидно, плод их собственных галлюцинаторных видений.
Среди прочего дьявол, по их мнению, для чего-то занимается искусственным оплодотворением: принимая образ женщины (суккуба), он забирает семя у мужчины, а затем, принимая образ мужчины (инкуба), оплодотворяет им женщину. Мрачные сексуальные видения отцов-инквизиторов стали законом для многочисленных трибуналов: число сожженных по их приговорам “ведьм” и “колдунов” исчисляется сотнями тысяч.
Многие задавали вопрос: почему же дьявол не помогает ведьмам вырваться из застенков инквизиции или разделаться со своими гонителями? На это у инквизиторов был ответ: как только ведьмы попадают в поле зрения “правосудия”, дьявол уже не может им помочь. Лотарингский судья Николай Реми по прозвищу “лотарингский Торквемада” приводит пример ведьмы Маргариты из Арвье. “В инквизиционную тюрьму, – пишет он, – к ней явился учитель-дьявол. Глаза его блестели как фонари; он с ней совокупился, рассказал, что она будет сожжена, но спасти уже не смог”.
О сколько же гнусностей было совершено людьми из-за подавляемого сексуального влечения! Характерно, что православная церковь, не запрещавшая священнослужителям вступать в брак, не знала ни процессов над ведьмами, ни массового сожжения еретиков, ни свирепого преследования “иноверцев”.
СЕКСУАЛЬНАЯ АНТИУТОПИЯ
К проявлениям антисексуальности можно, как это ни парадоксально, отнести и произведения как бы борца за сексуальную свободу маркиза де Сада. Его сочинения способны пробудить к сексу лишь глубокое отвращение. Вот как выглядит, например, председатель некоего измысленного маркизом общества развратников – некто Кюрваль.
“Ему, – пишет де Сад, – было под шестьдесят. Пристрастие к пороку превратило его почти в полный скелет… Кюрваль настолько увяз в трясине разврата, что уже не мог существовать ни в каком ином мире. С его уст без конца срывались самые скверные ругательства, которые он перемежал с бесчисленными проклятиями и богохульством. Этот беспорядок в мыслях, усиленный постоянным пьянством, превратил его с годами в человека опустившегося и полубезумного”. Такой вот “герой-любовник”…
Заметьте, уважаемые читатели, что, щадя вашу нравственность, я выбираю из этого описания самое благопристойное!
В романах маркиза секс не только живописуется самыми грязными красками, но еще и полностью отделен от любви, о которой в его романах вообще нет ни слова!
Таким образом, маркиз предстает не только в роли жертвы антисексуального “крестового похода”, но и в качестве его невольного участника.
ТЫ БЫЛ БЫ МЕРТВ, КОГДА Б Я БЫЛ ЖИВОЙ
“Само слово “любовь” звучит пошло, в жизни оно встречается редко”, – утверждал вождь Великой французской революции Максимильен Робеспьер. Ему мало было стать властителем Франции, он хотел быть богом. Отменив католическую веру, он ввел культ так называемого Верховного существа, роль главного жреца которого вызвался исполнять он сам.
Наверное, его единственным увлечением была легкомысленная красавица Люсиль Дюплесси, которая предпочла суровому адвокату из Арраса беспутного повесу, журналиста и деятеля революции из числа “модерантистов” (умеренных) Камиля Демулена. Робеспьер был приглашен на их свадьбу. Но он ничего не забыл. В эпоху террора Демулен после процесса-фарса, проведенного по прямому указанию Робеспьера, был отправлен на эшафот, а вскоре была казнена и прелестная Люсиль, о которой один из многочисленных поклонников как-то сказал: “Шаловлива, как бесенок, выпускает когти, как котенок”. Ее обвинили в попытке подкупить тюремную стражу и освободить мужа.
Вместе с Демуленом был казнен и Дантон, который на упрек Робеспьера в недостаточной добродетели, однажды ответил: “Поди спроси у моей жены, довольна ли она моей добродетелью”.
Такого оскорбления нравственности тиран допустить не мог. Для Робеспьера, довольствовавшегося на ужин одним вареным яйцом, недостаточно добродетелен был всякий, кто предпочитал вместо воды вино и не чуждался общества прекрасных женщин.
Справедливости ради надо отметить, что и заговорщики, свалившие Робеспьера в “славный день” 9 термидора, в своем большинстве отличались звериной жестокостью: лишь Жозеф Фуше, будущий министр полиции Наполеона, в качестве комиссара Конвента расстрелял за несколько месяцев 1667 человек. Но к нашей истории это отношения не имеет. Важно другое: именно любовь оказалась той движущей силой, которая привела тирана Робеспьера и его кровавых приспешников на тысячу раз заслуженный ими эшафот.
Вождям антиробеспьеровского заговора явно недоставало смелости. Но одному из них – Тальену уже было нечего терять. Сам он был занесен в составленные Робеспьером и Сен-Жюстом проскрипционные списки, а его любовница Тереза Кабаррюс была заключена в тюрьму. Отчаяние придало Тальену храбрости. На решающем заседании Конвента 9 термидора он выхватил кинжал, намереваясь поразить “нового Кромвеля”. Этот красивый жест произвел сильное впечатление на депутатов. Один из них, никому не ведомый Луше, наконец решился вслух потребовать того, о чем думали все, – декрета об аресте Робеспьера.
На могиле, где упокоился прах этого неистового гонителя всего живого, кто-то написал прекрасную эпитафию как бы от имени казненного тирана: “Прохожий, не печалься над моей судьбой, ты был бы мертв, когда б я был живой”.
КАЖДАЯ ДОЛЖНА РОЖАТЬ
Военные поселения графа Аракчеева. “Для совершения браков, – пишет Мережковский, – выстраивались две шеренги, одна – женихов, другая – невест; опускались в одну шапку билетики с именами женихов, в другую – невест и выбирались по жребию пара за парой”.
“У меня каждая баба должна каждый год рожать, – говорил Аракчеев, – если родится дочь, а не сын – штраф, если баба выкинет – тоже штраф, а в какой год не родит – представь 10 аршин холста”.
Сам граф обожал порнографию, а его любовницами были по преимуществу женщины весьма сомнительной репутации. Стремление запретить любовь и табуировать темы секса всегда проистекает у тиранов из-за неких комплексов: собственные сексуальные проблемы они как бы перекладывают на окружающих людей, нередко со страшными для них последствиями.
“КНИГА НАБОЖНОЙ ЛЕДИ”
Викторианская Англия. Ханжество и откровенный кретинизм антисексуальной морали достигли в этот период наивысшего расцвета. Женщинам запрещалось подвергаться гинекологическому обследованию. Наиболее раскрепощенные могли показать врачу на манекене, где у них болит. В вышедшей в 1852 году “Книге набожной леди” утверждалось, что женщине лучше вытерпеть ужасную боль или даже умереть, “лишь бы не отказаться от тех крупиц деликатности, которые не позволяют выяснить причину гинекологических заболеваний”. В 1876 году “Британский медицинский журнал” на полном серьезе утверждал, что женщина в период менструации может своим прикосновением испортить ветчину.
Медики викторианской эпохи были убеждены, что “полная сила сексуального желания редко бывает известна добропорядочной женщине”. Во время полового акта женщине предписывалось подавлять всякие эмоции, тогда же был сформулирован принцип: леди не двигаются.
ЛЕНИН БЫЛ СЛИШКОМ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
Ленинско-сталинский СССР. В.И. Ленин полагал, что мимолетная, но подлинная страсть лучше пошлого мещанского брака без любви. Эти мысли он развивал в письмах к Инессе Арманд в промежутках между рассуждениями о коварстве меньшевиков и кознях буржуазной интеллигенции.
Сохранилось письмо Инессы Арманд к Ленину, написанное в декабре 1913 года, уже после их расставания: “Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь… Почти вся деятельность здесь, в Париже, была связана с мыслью о тебе. Я тогда еще совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью – и это никому не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать?”
В годы своего правления Ленин хотя и без одобрения относился к модной тогда теории “стакана воды”, приравнивавшей интимные отношения к употреблению прохладительных напитков, но, во всяком случае, был слишком интеллигентен для того, чтобы навязывать свои личные вкусы и пристрастия во всеобще-обязательном порядке. С приходом к власти большевиков было, в частности, отменено понятие “незаконнорожденные дети”, из Уголовного кодекса исчезло наказание за гомосексуализм. Некоторые лидеры партии, например Лев Троцкий, проявляли интерес к теориям Фрейда, считая их вполне совместимыми с марксизмом.
Напротив, в сталинском СССР “секса не было”. К эротическим сценам в кино Сталин относился с глубоким отвращением. Были запрещены аборты, вновь было введено уголовное преследование гомосексуалистов, устанавливалась ответственность и за распространение порнографии, не беда, что ее четко юридического определения не дано до сих пор.
С началом перестройки общество закономерно устремилось в другую крайность.
ЖЕРТВА АНТИСЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
С началом демократических реформ общество как-то сразу воспряло ото сна и на советских, а затем и российских граждан обрушился бурный поток эротической литературы, что психологически несколько компенсировало социальные издержки реформаторства. Правда, мракобесы не сдавались без боя. Уже в наше демократическое время были случаи привлечения к уголовной ответственности за издание эротической литературы, постановку эротических спектаклей и даже за употребление ненормативной лексики. Последней жертвой антисексуального произвола стал замечательный журналист Дмитрий Быков, брошенный на тюремные нары за издание приложения к еженедельнику “Собеседник” под названием “Мать”.
Ну что ж. Утверждение гуманистических идеалов требует жертв. Следующим логическим шагом на пути к сексуальной свободе может стать легализация проституции, которая на сегодняшний день является источником гигантского теневого оборота денег (около 2 млрд. долларов в год) и разного рода криминальных деяний. Мировой опыт показывает: этот порок невозможно искоренить, но его можно регламентировать.
Правда, попытки внедрить мировой опыт нередко оборачивались для нас тяжелыми последствиями.
ЗОЛОТОЙ ВЕК
А ведь были времена, когда всех этих ужасов не было! Древняя Греция и Рим с их плюралистическими верованиями являют собой пример нормального, то есть толерантного отношения к сексу. На продажную любовь смотрели спокойно, без предрассудков. Не всем же дано испытать настоящую.
Удалившийся на покой в глухую провинцию у моря герой стихотворения Иосифа Бродского “Письмо к римскому другу” как бы мимоходом делает распоряжение на случай своей смерти:
Приезжай на вороной своей кобыле
В дом гетер, под городскую нашу стену,
Дай им цену, за которую любили,
То б за ту же и оплакивали цену.
Герой комедии Евбула “Панихида” говорит: “У этих женщин ты за сущие пустяки можешь купить наслаждение, которое тебе по сердцу, причем без всякого риска”. СПИДа и сифилиса тогда еще не было.
Что касается однополой любви, то в Древней Греции она подчас ставилась выше любви между мужчиной и женщиной. В Риме ее наиболее известным поклонником был Юлий Цезарь, считавшийся в то же время и покорителем женских сердец. Император Адриан даже объявил своего погибшего любовника Антиноя богом, что, впрочем, было воспринято современниками с недоумением.
По сути дела, запрещались лишь насилие и вовлечение в сексуальные отношения несовершеннолетних. Такого рода запретами ограничиваются и ныне действующие разумные законодательства в данном вопросе во всем мире.