КРЕСТЬЯНИНА ВЫТЕСНЯЮТ С РЫНКОВ

Работая корреспондентом во Франции, я по старой привычке любил посещать крестьянские базары в Париже, благо их там около десятка. По числу жителей французская столица Москве не уступает, магазины забиты продовольствием, как говорится, под завязку, и все же власти не обходят вниманием рынки, где предлагается разнообразная сельская снедь. Заглянем в один из них в районе Сен-Дени. Это крытое помещение площадью в один гектар, оборудованное холодильными камерами. К прилавкам подведены вода и электроснабжение. В стороне, как это и положено, построен отапливаемый туалет, который по чистоте едва ли уступает аналогичному заведению в Кремлевском Дворце съездов. А снаружи, на площадке, продавцы и покупатели оставляют свои авто и за стоянку не платят.

Сюда съезжается трудовой фермерский люд со всей страны – от Бретани до Прованса. Они предлагают парижанам продукцию своих садов и огородов, цветы и семена, свежую рыбу и морепродукты, оливковое масло и вино. Продавцы одеты в белые и голубые халаты, на каждом рабочем месте, кроме весов, виден кассовый аппарат. Любую покупку продавец завертывает в бесплатный целлофановый пакет, запаивает его и протягивает вам вместе с чеком. Все это делается с улыбкой, покупателя благодарят и приглашают вновь приходить. Важное преимущество рынка – все продукты продаются существенно дешевле, чем в обычных магазинах. Торговля идет бойко, клиентов хоть отбавляй, и не только пенсионеров.

Торгуют здесь одни французы. Нет ни швейцарцев, ни немцев, ни испанцев. Это рынки только для своих, отечественных товаропроизводителей. Конечно, иностранцам никто не запрещает торговать в Сен-Дени, но они должны платить такую пошлину за привоз своей продукции во Францию, что лучше сюда не соваться.

Эти мысли невольно пришли мне в голову во время посещения Люблинского колхозного рынка. Помещение просторное, теплое, под громадным куполом много воздуха, и в этом отношении оно ничуть не уступает своему французскому собрату. Но даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять разницу. Француз удивился бы, узнав, что цены на мясо у всех продавцов одинаковые. То же самое можно сказать о картошке и других овощах. В основном на наших рынках торгуют не производители, а перекупщики. Свободных мест за прилавком нет. Нет и кассовых аппаратов, хотя с 15 ноября они должны быть установлены повсеместно. На этот счет еще во времена Черномырдина было издано правительственное постановление, но оно пока остается благим пожеланием.

Бросается в глаза, что южане торгуют повсеместно, и уже не только традиционными фруктами, но и овощами, картофелем. В то же время подмосковный фермер или колхозник вынужден нередко ютиться где-нибудь на задворках, чтобы как-то реализовать свою продукцию. В этом можно убедиться, побывав на стихийном базарчике возле станции метро “Люблино”.

Здесь для торговцев сооружена навесная крыша, поддерживаемая несколькими опорами. Помню, такие раньше строили в деревнях для хранения сена. От дождя, конечно, защитит, но от пронизывающего ветра со снегом… Однако эти неудобства, кажется, не страшат торгующих в этом “шалаше” женщин, закутанных в самые разнообразные одежды. Они продают овощи, фрукты, печенье, конфеты и супы. Половина мест пустует. Покупателей почти не видно. “Знаете ли, что скоро надо будет устанавливать кассовый аппарат?” – обращаюсь к одной из продавщиц. “Слышала”, – отвечает она и отворачивается. Ее соседка ворчливо роняет, что это не их забота.

Остается только догадываться, что или, вернее, кто мешает подмосковным производителям устроиться под этим навесом и почему они торгуют в ста метрах от пресловутого павильона. Прямо на снегу, поставив деревянный ящик или привезенный с собой столик, бедолаги продают картофель и мясо из Тамбовской, Липецкой, Курской областей и даже из Чувашии. Машины с иногородними номерами стоят тут же. Цены на свинину и говядину 25 – 30 руб., и, понятно, покупатели есть. Приезжие заинтересованы в одном: побыстрее распродать и уехать домой, намерзлись предостаточно. “А что не стоите под навесом”, – спрашиваю продавца. “Да ну их”, – махнул тот рукой. Кого “их”, узнать не удалось. Стоявший рядом наряд милиции крестьянам не мешал: на свою продукцию они имеют ветеринарные справки.

Невеселое впечатление остается от этого рынка. Люди, с таким трудом вырастившие свою продукцию, не могут достойно ее продать. Боятся? Безусловно. Боятся “авторитетов”, навязывающих перекупку на собственных условиях, рыночной администрации с ее придирками, сонма проверяющих служб. Не осложнится ли ситуация еще больше после введения обязательных кассовых аппаратов? Боюсь, что заправлять на рынках Москвы будут одни перекупщики, а уж они-то умеют вытягивать деньги из кошелка москвичей.

Юрий МИХАЙЛОВ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СЛУХИ О ГОЛОДНОЙ ЗИМЕ ЯВНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ
ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОГО СТОИТ
ОБЕСПЕЧИМ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ!
Чем больше в армии “дедов”, тем хуже наша оборона
Дорогие друзья!
СО СТУПЕНЬКИ – КУВЫРКОМ
Диалог с избирателями
СТУЧИТЕ, И ВАМ ОТКРОЕТСЯ
ОНИ ЕЩЕ ВЕРНУТСЯ
БУДЕМ СТРОИТЬ РОЛЛЕДРОМ
Кому выгодно раздувание скандала вокруг заявления генерала Макашова?
КАК ОСТАНОВИТЬ БЕЗРАБОТИЦУ
НИЧТО НЕ СТОИТ ТАК ДОРОГО, КАК “БЕСКОРЫСТНАЯ” ПОМОЩЬ ДЯДЮШКИ СЭМА
ВОДА БЛАГОВОЛИЛА ЛИТЬСЯ
КАК НА БЛЕСНУ ПОЙМАТЬ СОМА
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ
ЗНАКОМСТВО СОСТОЯЛОСЬ
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА – ПЕРВЫЙ УСПЕХ
МУЖЕСТВУ БЫТЬ!
ПОМОЖЕМ, ЧЕМ СМОЖЕМ
МЕСЯЦЕСЛОВ
ЗА СЛОВОБЛУДИЕМ “ЗЕРКАЛ” – ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ ОСКАЛ
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
СЪЕЗД СОЮЗНИКОВ
Рецепт здоровья тибетских монахов
Выпал первый снежок: готовь суп да пирожок
ПО КАРМАНУ ТОЛЬКО ФЕНЫ, НА ДРУГОЕ – СУПЕРЦЕНЫ


««« »»»