ЗА СЛОВОБЛУДИЕМ “ЗЕРКАЛ” – ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ ОСКАЛ

У КРИЗИСА – СТАЛЬНАЯ ХВАТКА

Развитие политического процесса в стране определялось на минувшей неделе дальнейшим углублением социально-экономического кризиса, падением собираемости налогов, ослаблением институтов федеральной власти, преобладанием центробежных сил над центростремительными.

Вследствие неспособности России расплатиться по своим долгам в следующем году и реальной опасности срыва выплат по обслуживанию текущего долга усиливается кредитная и инвестиционная изоляция РФ. Страна до конца года не может рассчитывать на существенную помощь международных финансовых организаций, а объемы внешнего кредитования российской экономики и инвестиций в нее будут продолжать снижаться и в следующем году.

Появились зримые признаки ослабления национальной валюты. Под воздействием таких факторов, как отказ ЦБ от существенной поддержки курса рубля и поддержки коммерческих банков в урегулировании проблемы форвардных обязательств, запрет на покупку валюты под импорт услуг и т.д., на минувшей неделе вновь начался резкий подъем курса доллара.

Срыв завоза запасов продовольствия, топлива, промышленных товаров привел к катастрофе на российском севере, где впервые за всю историю его освоения возникла угроза массовой гибели населения, вымерзания целых городов и поселков. Это касается не только таких отдаленных регионов страны, как Камчатка, Сахалин, Магадан, Колыма и т.д., но и ряда центральных областей России, где на зиму накоплено не более 10% необходимых топливных запасов, – Ивановской, Костромской, Архангельской и Мурманской областей. В эти области поставка топлива прекратилась ввиду неплатежеспособности населения. Очевидно, что решение этой проблемы рыночными средствами оказывается невозможным и восстановление жизнеобеспечения целого ряда регионов страны требует демонтажа рыночного механизма и введения режима чрезвычайного централизованного административного управления с элементами внеэкономического принуждения.

Неясная ситуация складывается на продовольственном рынке. По мнению вице-премьера Г. Кулика, курирующего сельское хозяйство, для того чтобы избежать в стране голода, необходимо дополнительно приобрести 3 – 5 млн т зерна.

В этой ситуации вновь усиливается давление на правительство со стороны наиболее уязвимых в социальном отношении слоев населения, выражающееся в очередном подъеме протестного движения, увеличивается груз проблем, связанных с процессом саморазрушения оснований экономической модели, заложенных предшествовавшими командами реформаторов. Угроза общенациональной катастрофы вынуждает правительство и Центробанк предпринимать шаги, которые с трудом вписываются в логику рыночных реформ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ДУМСКОГО БОЛЬШИНСТВА

Главным политическом событием минувшей недели стали прошедшие 10 ноября закрытые слушания в Думе, формально посвященные рассмотрению антикризисной программы российского правительства. Однако встреча правительства с Думой может рассматриваться как ознаменование перехода от президентской республики к парламентской. Правительство, отчитавшееся перед думским большинством о своих планах и получившее одобрение фракций и депутатских групп Думы, конституировало фактически себя в качестве правительства думского большинства.

Заметным шагом в направлении усиления взаимодействия Кабинета министров с Думой стало учреждение полномочного представительства правительства в Федеральном Собрании и Конституционном суде.

Эти перемены в сфере отношений правительства с парламентом сказались на одобрении левыми фракциями Думы планов Кабинета по принятию на следующий год сверхжесткого по своим параметрам бюджета, один из вариантов которого предусматривает даже 2 – 3%-й профицит. Одновременно левое большинство предложило Кабинету министров принять ряд мер, необходимых для реализации жесткого бюджетного курса, связанных в конечном счете с требованием принципиального изменения социального содержания экономического курса правительства.

Вполне логичным с точки зрения подобной задачи явилось и требование левых установить жесткий правительственно-думский контроль над средствами массовой информации, которые являются в своем большинстве инструментами политического влияния правоориентированных группировок российской олигархии и могут блокировать любые попытки перемен.

В течение недели продолжала набирать темпы антикоррупционная кампания, объявленная премьером на его встрече с руководством Федерального Собрания 2 ноября. Генпрокурор Ю. Скуратов уже объявил о том, что Генпрокуратура готовит возбуждение уголовного дела по факту нецелевого использования средств бывшим руководством Центробанка, а также по факту использования руководством ЦБ РФ в собственных интересах информации о котировках на рынке ГКО. Начата работа межведомственной группы по проверке Новороссийского порта, являющегося, как известно, основным транспортным звеном в экспорте российской нефти.

Весьма серьезные антикоррупционные заявления были сделаны рядом ответственных государственных чиновников, в том числе премьер-министром. Правительство намерено просить прокуратуру проверить источники формирования некоторых крупных личных состояний. Это не могло серьезно не обеспокоить российских олигархов, состояния которых, как известно, возникли благодаря противозаконному прокручиванию и фактической экспроприации бюджетных денег.

Наконец, усилилось взаимодействие между СМИ и Генпрокуратурой, в частности было подписано соглашение между Ю. Скуратовым и председателем ВГТРК М. Швыдким о создании на РТР трех программ, за подготовку которых будет отвечать Генпрокуратура и, возможно, другие правоохранительные структуры.

***

Несмотря на то что под влиянием ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране в российском правительстве в последнее время заметно обострились внутренние разногласия, в возникновении которых свою роль играют объективные трения между группами интересов в российском обществе, наиболее существенным фактором сохранения единства Кабинета стала поддержка его деятельности думским большинством. Несмотря на то что Кабинет и поддерживающие его силы подверглись мощной атаке справа, следует констатировать, что все это не наложило заметного отпечатка ни на содержание конкретных решений Кабинета, ни на его риторику. В то же время, глава Кабинета крайне остро реагирует на публикации в прессе, обвиняющие его и его правительство в бездеятельности, номенклатурных замашках и т.д. Хотя, возможно, не лишены оснований упреки Кабинету в излишней медлительности, имеет смысл обратить внимание на то обстоятельство, что правительство Примакова вынуждено фактически продвигаться по “заминированному полю” в условиях мощнейшего информационного прессинга справа и далеко не всегда продуманных действий левых сил.

ПРАВЫЕ И ЛЕВЫЕ: ВЕЧНЫЙ БОЙ

Ситуация в правом лагере продолжала во многом определяться серьезным ослаблением позиций Б. Ельцина.

Участие президента в политических событиях имело все более явно номинальный и формальный, а не реальный смысл. Хотя он и прервал свой отпуск в разгар атаки правых СМИ на КПРФ, Думу и правоохранительные органы, развязанной под предлогом вялой реакции этих субъектов на антисемитские высказывания генерала А. Макашова, тем не менее оказался не в состоянии персонально включиться в идущую в обществе политическую борьбу и демонстрировал нарастающую физическую слабость. Ряд экспертов полагают, что в организации и координации антимакашовской пропагандистской кампании Администрация президента сыграла определенную роль и даже спровоцировала ее для того, чтобы создать острую конфликтную ситуацию между основными участниками политического процесса. Однако Администрации не удалось удержать эту кампанию в допустимых рамках, и она во многом развивалась стихийно.

Сделанные от имени Ельцина заявления и распоряжения, касающиеся необходимости наведения порядка в государстве и пресечения угрозы антисемитизма и политического экстремизма, мало что изменили и были восприняты большинством как часть рутинного политического ритуала.

Б. Ельцин, вопреки предварительно объявленному намерению, не выступил перед руководящим составом армии и флота на сборах, прошедших в Москве 11 – 12 ноября. Эта ноша была возложена на премьера, что, вероятно, знаменует важный шаг Е. Примакова в ходе закулисной борьбы за контроль над силовыми структурами, идущей между президентом и премьером.

В военных кругах активно обсуждается вопрос о необходимости внесения изменений в институт Главнокомандующего (высказывается мнение, что слияние функций Главнокомандующего с функциями президента нецелесообразно с точки зрения обороноспособности страны). Армия, по сути дела, ставит вопрос о недоверии действующему президенту.

Был брошен вызов Кремлю относительно его роли в сфере регуляции финансов. Председатель ЦБ В. Геращенко публично призвал к смещению с должности председателя контролируемой президентской Администрацией Федеральной комиссии по ценным бумагам Д. Васильева.

Ударом для Кремля явился отказ властей Северной Осетии от принципа выборности руководства местного самоуправления, что может привести к цепной реакции и в других регионах.

Радикализация планов правительства и сил национального возрождения, отсутствие у олигархов каналов непосредственного влияния на Кабинет стали причинами того, что правые силы, сохранившие в своих руках контроль над СМИ, решили реализовать это преимущество в серии политических и пропагандистских акций: под огонь критики справа попали практически все основные политические субъекты России – КПРФ и левые силы в Думе, сама Государственная Дума, которую за снисхождение к Макашову, по словам “Московского комсомольца”, “можно и нужно судить”. В ряде влиятельных либеральных СМИ были сформулированы ультимативные требования и к Б. Ельцину. Под жестким огнем критики оказались и правоохранительные органы, обвиненные в пассивности и в тайном сочувствии к “красно-коричневым”. До некоторого времени вне критики оставался только премьер, в отношении которого продолжала проводиться линия Г. Явлинского на отсечение председателя правительства от министров и вице-премьеров. Однако после закрытых слушаний 10 ноября правые СМИ открыто поставили вопрос о необходимости смены Кабинета. Е. Примакову был брошен упрек в том, что в отличие от президента, сделавшего ряд жестких заявлений против антисемитизма и политического экстремизма в защиту свободы слова, он, якобы, не занял четкой позиции.

В то же самое время некоторые наблюдатели обратили внимание на необычайную активность инициаторов последней антидумской и антиправительственной кампании. В глаза бросались попытки Б. Березовского во что бы то ни стало попасть в центр общественного внимания. Кроме своих высказываний относительно запрета КПРФ, исполнительный секретарь СНГ направил открытое письмо директору ФСБ В. Путину с требованием начать служебное расследование обстоятельств имевшегося якобы некоторое время тому назад подстрекательства к убийству Б. Березовского руководством Управления по разработке и пресечению деятельности преступных объединений ФСБ. Березовский проявил активность и по линии СНГ, опубликовав свою программную статью о перспективах Содружества и предприняв громкий визит по республикам Средней Азии. Обратила на себя внимание и бурная деятельность Б. Березовского по освобождению заложников в Чечне. Своеобразием отличалось и поведение других олигархов, так, В. Гусинский предпочел якобы скрыться из страны в Англию, откуда и продолжал руководить пропагандистской кампанией на НТВ и в других контролируемых им СМИ. Пропагандистская кампания, которую вели в течение двух последних недель олигархи, возможно, и не преследовала в действительности никаких реальных целей вроде свержения правительства, начала очередного витка либеральных реформ и т.д., поскольку объективные и субъективные резервы либерального курса в стране исчерпаны и это признается не только оппозицией, но и политическими кругами Запада. Действия российских олигархов могут расцениваться, как попытка создать себе ореол героев борьбы с коммунизмом, необходимый им в том случае, если под влиянием тех или иных форсмажорных обстоятельств им придется переселиться из России на Запад, где их могут ожидать преследования со стороны западных кредиторов.

В целом правые не сумели укрепить своего политико-организационного единства. На заседании политсовета “Наш дом – Россия”, В. Черномырдин дезавуировал планы создания широкого правоцентристского блока, выдвинутые Б. Немцовым, А. Чубайсом и др. Лидер НДР заявил о готовности поддерживать правительство Е. Примакова и отозвался о новом премьере как о возможном кандидате в президенты РФ. Первый вице-спикер Думы В. Рыжков обозначил в конце недели готовность войти в Кабинет Е. Примакова. Эти заявления и предложения свидетельствуют о готовности НДР сдвигаться влево от праволиберальных позиций.

Левые, несмотря на отсутствие в их распоряжении сколь-нибудь влиятельных СМИ, в течение минувшей недели крайне агрессивно реагировали на ведущуюся против них шквальную информационную атаку. Они с максимальной эффективностью использовали единственный инструмент, оказавшийся в их распоряжении, – Государственную Думу. Продолжилась подготовка к слушаниям по импичменту президента, а Комитет Госдумы по охране здоровья подготовил очередной проект постановления, обосновывающий процедуру “медицинского импичмента” Б. Ельцина. После призыва Б. Березовского запретить Компартию левые в Думе начали кампанию за отзыв Б. Березовского с поста исполнительного секретаря СНГ и т.д. КПРФ и ее союзники выступили с рядом заявлений, резко осуждающих происки радикалов-реформаторов, и обосновали в своем письме Е. Примакову необходимость введения жесткого правительственно-думского контроля над СМИ.

Жесткая атака правых СМИ на КПРФ может оказать на эту партию двоякое воздействие. Во-первых, в КПРФ может начаться сосредоточение не только социальной, но и национальной оппозиции (одним из неожиданных результатов антикоммунистической кампании может стать резкое усиление притока в КПРФ националистически настроенных элементов населения). Во-вторых, не исключено, что может оказаться нарушенной устойчивость правительства (в том случае, если правым удастся подорвать союз между Думой и Кабинетом). Тогда в стране начнутся процессы, способные привести к резкой поляризации и конфронтации политических сил.

ПИРРОВАЯ ПОБЕДА РЕГИОНОВ

Политическая борьба между левыми и правыми силами, развернувшаяся на минувшей неделе в федеральном Центре, не привела ни одну из сторон к сколько-нибудь заметному успеху. В ходе этой борьбы жертвой вновь оказался сам федеральный Центр. Регионы в течение минувшей недели неоднократно демонстрировали рост своей независимости от Центра. К настоящему времени федеральный Центр стал получать уже не больше 36% платежей регионов, а некоторые субъекты Федерации вообще перестали уплачивать федеральные налоги.

В ходе сессии Совета Федерации губернаторы преодолели три из четырех президентских вето, наложенных на законы, что показывает их негативное отношение к Б. Ельцину. Еще одним важным действием сенаторов стало решение внести поправки в федеральный закон о ЦБ РФ с целью наделить банк России правом самостоятельно, минуя Гохран, приобретать драгоценные металлы у их добытчиков. Учитывая, что Центробанк находится под контролем представительных органов, ход сенаторов выглядет как акция, направленная не только на усиления позиции самого Центробанка, но и представительной ветви власти в целом. Об усилении влияния региональных лидеров свидетельствует поддержка Г. Зюгановым близкой сенаторам идеи об избрании президента через институт выборщиков.

Среди столичных политиков в наилучшей мере использовал сложившуюся ситуацию московский мэр Ю. Лужков, которому удалось нарастить свой собственный политический потенциал (он дистанцировался от А. Макашова, призвав к лишению его депутатской неприкосновенности, но резко отрицательно выступил против планов запрета КПРФ). На прошедшей неделе состоялся съезд “Союза народовластия и труда” А. Николаева, на котором была выдвинута идея о том, что Ю. Лужков должен возглавить оба центра – левый и правый. Рассмотрение в близких к Лужкову кругах этой идеи продемонстрировало горизонт возможностей столичного мэра и показало масштаб электоральных проблем, над решением которых работает команда Лужкова. Сам столичный мэр дал понять, что он не намерен ориентироваться исключительно на левых, что было вполне уместно в условиях жесткого информационного прессинга.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МЕСЯЦЕСЛОВ
ПОМОЖЕМ, ЧЕМ СМОЖЕМ
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
СЪЕЗД СОЮЗНИКОВ
Рецепт здоровья тибетских монахов
Выпал первый снежок: готовь суп да пирожок
КРЕСТЬЯНИНА ВЫТЕСНЯЮТ С РЫНКОВ
ПО КАРМАНУ ТОЛЬКО ФЕНЫ, НА ДРУГОЕ – СУПЕРЦЕНЫ
СЛУХИ О ГОЛОДНОЙ ЗИМЕ ЯВНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ
ОБЕСПЕЧИМ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ!
ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОГО СТОИТ
Дорогие друзья!
Чем больше в армии “дедов”, тем хуже наша оборона
Диалог с избирателями
СО СТУПЕНЬКИ – КУВЫРКОМ
ОНИ ЕЩЕ ВЕРНУТСЯ
СТУЧИТЕ, И ВАМ ОТКРОЕТСЯ
Кому выгодно раздувание скандала вокруг заявления генерала Макашова?
БУДЕМ СТРОИТЬ РОЛЛЕДРОМ
НИЧТО НЕ СТОИТ ТАК ДОРОГО, КАК “БЕСКОРЫСТНАЯ” ПОМОЩЬ ДЯДЮШКИ СЭМА
КАК ОСТАНОВИТЬ БЕЗРАБОТИЦУ
КАК НА БЛЕСНУ ПОЙМАТЬ СОМА
ВОДА БЛАГОВОЛИЛА ЛИТЬСЯ
ЗНАКОМСТВО СОСТОЯЛОСЬ
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ
МУЖЕСТВУ БЫТЬ!
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА – ПЕРВЫЙ УСПЕХ


««« »»»