У КРИЗИСА – СТАЛЬНАЯ ХВАТКА
Развитие политического процесса в стране определялось на минувшей неделе дальнейшим углублением социально-экономического кризиса, падением собираемости налогов, ослаблением институтов федеральной власти, преобладанием центробежных сил над центростремительными.
Вследствие неспособности России расплатиться по своим долгам в следующем году и реальной опасности срыва выплат по обслуживанию текущего долга усиливается кредитная и инвестиционная изоляция РФ. Страна до конца года не может рассчитывать на существенную помощь международных финансовых организаций, а объемы внешнего кредитования российской экономики и инвестиций в нее будут продолжать снижаться и в следующем году.
Появились зримые признаки ослабления национальной валюты. Под воздействием таких факторов, как отказ ЦБ от существенной поддержки курса рубля и поддержки коммерческих банков в урегулировании проблемы форвардных обязательств, запрет на покупку валюты под импорт услуг и т.д., на минувшей неделе вновь начался резкий подъем курса доллара.
Срыв завоза запасов продовольствия, топлива, промышленных товаров привел к катастрофе на российском севере, где впервые за всю историю его освоения возникла угроза массовой гибели населения, вымерзания целых городов и поселков. Это касается не только таких отдаленных регионов страны, как Камчатка, Сахалин, Магадан, Колыма и т.д., но и ряда центральных областей России, где на зиму накоплено не более 10% необходимых топливных запасов, – Ивановской, Костромской, Архангельской и Мурманской областей. В эти области поставка топлива прекратилась ввиду неплатежеспособности населения. Очевидно, что решение этой проблемы рыночными средствами оказывается невозможным и восстановление жизнеобеспечения целого ряда регионов страны требует демонтажа рыночного механизма и введения режима чрезвычайного централизованного административного управления с элементами внеэкономического принуждения.
Неясная ситуация складывается на продовольственном рынке. По мнению вице-премьера Г. Кулика, курирующего сельское хозяйство, для того чтобы избежать в стране голода, необходимо дополнительно приобрести 3 – 5 млн т зерна.
В этой ситуации вновь усиливается давление на правительство со стороны наиболее уязвимых в социальном отношении слоев населения, выражающееся в очередном подъеме протестного движения, увеличивается груз проблем, связанных с процессом саморазрушения оснований экономической модели, заложенных предшествовавшими командами реформаторов. Угроза общенациональной катастрофы вынуждает правительство и Центробанк предпринимать шаги, которые с трудом вписываются в логику рыночных реформ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ДУМСКОГО БОЛЬШИНСТВА
Главным политическом событием минувшей недели стали прошедшие 10 ноября закрытые слушания в Думе, формально посвященные рассмотрению антикризисной программы российского правительства. Однако встреча правительства с Думой может рассматриваться как ознаменование перехода от президентской республики к парламентской. Правительство, отчитавшееся перед думским большинством о своих планах и получившее одобрение фракций и депутатских групп Думы, конституировало фактически себя в качестве правительства думского большинства.
Заметным шагом в направлении усиления взаимодействия Кабинета министров с Думой стало учреждение полномочного представительства правительства в Федеральном Собрании и Конституционном суде.
Эти перемены в сфере отношений правительства с парламентом сказались на одобрении левыми фракциями Думы планов Кабинета по принятию на следующий год сверхжесткого по своим параметрам бюджета, один из вариантов которого предусматривает даже 2 – 3%-й профицит. Одновременно левое большинство предложило Кабинету министров принять ряд мер, необходимых для реализации жесткого бюджетного курса, связанных в конечном счете с требованием принципиального изменения социального содержания экономического курса правительства.
Вполне логичным с точки зрения подобной задачи явилось и требование левых установить жесткий правительственно-думский контроль над средствами массовой информации, которые являются в своем большинстве инструментами политического влияния правоориентированных группировок российской олигархии и могут блокировать любые попытки перемен.
В течение недели продолжала набирать темпы антикоррупционная кампания, объявленная премьером на его встрече с руководством Федерального Собрания 2 ноября. Генпрокурор Ю. Скуратов уже объявил о том, что Генпрокуратура готовит возбуждение уголовного дела по факту нецелевого использования средств бывшим руководством Центробанка, а также по факту использования руководством ЦБ РФ в собственных интересах информации о котировках на рынке ГКО. Начата работа межведомственной группы по проверке Новороссийского порта, являющегося, как известно, основным транспортным звеном в экспорте российской нефти.
Весьма серьезные антикоррупционные заявления были сделаны рядом ответственных государственных чиновников, в том числе премьер-министром. Правительство намерено просить прокуратуру проверить источники формирования некоторых крупных личных состояний. Это не могло серьезно не обеспокоить российских олигархов, состояния которых, как известно, возникли благодаря противозаконному прокручиванию и фактической экспроприации бюджетных денег.
Наконец, усилилось взаимодействие между СМИ и Генпрокуратурой, в частности было подписано соглашение между Ю. Скуратовым и председателем ВГТРК М. Швыдким о создании на РТР трех программ, за подготовку которых будет отвечать Генпрокуратура и, возможно, другие правоохранительные структуры.
***
Несмотря на то что под влиянием ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране в российском правительстве в последнее время заметно обострились внутренние разногласия, в возникновении которых свою роль играют объективные трения между группами интересов в российском обществе, наиболее существенным фактором сохранения единства Кабинета стала поддержка его деятельности думским большинством. Несмотря на то что Кабинет и поддерживающие его силы подверглись мощной атаке справа, следует констатировать, что все это не наложило заметного отпечатка ни на содержание конкретных решений Кабинета, ни на его риторику. В то же время, глава Кабинета крайне остро реагирует на публикации в прессе, обвиняющие его и его правительство в бездеятельности, номенклатурных замашках и т.д. Хотя, возможно, не лишены оснований упреки Кабинету в излишней медлительности, имеет смысл обратить внимание на то обстоятельство, что правительство Примакова вынуждено фактически продвигаться по “заминированному полю” в условиях мощнейшего информационного прессинга справа и далеко не всегда продуманных действий левых сил.
ПРАВЫЕ И ЛЕВЫЕ: ВЕЧНЫЙ БОЙ
Ситуация в правом лагере продолжала во многом определяться серьезным ослаблением позиций Б. Ельцина.
Участие президента в политических событиях имело все более явно номинальный и формальный, а не реальный смысл. Хотя он и прервал свой отпуск в разгар атаки правых СМИ на КПРФ, Думу и правоохранительные органы, развязанной под предлогом вялой реакции этих субъектов на антисемитские высказывания генерала А. Макашова, тем не менее оказался не в состоянии персонально включиться в идущую в обществе политическую борьбу и демонстрировал нарастающую физическую слабость. Ряд экспертов полагают, что в организации и координации антимакашовской пропагандистской кампании Администрация президента сыграла определенную роль и даже спровоцировала ее для того, чтобы создать острую конфликтную ситуацию между основными участниками политического процесса. Однако Администрации не удалось удержать эту кампанию в допустимых рамках, и она во многом развивалась стихийно.
Сделанные от имени Ельцина заявления и распоряжения, касающиеся необходимости наведения порядка в государстве и пресечения угрозы антисемитизма и политического экстремизма, мало что изменили и были восприняты большинством как часть рутинного политического ритуала.
Б. Ельцин, вопреки предварительно объявленному намерению, не выступил перед руководящим составом армии и флота на сборах, прошедших в Москве 11 – 12 ноября. Эта ноша была возложена на премьера, что, вероятно, знаменует важный шаг Е. Примакова в ходе закулисной борьбы за контроль над силовыми структурами, идущей между президентом и премьером.
В военных кругах активно обсуждается вопрос о необходимости внесения изменений в институт Главнокомандующего (высказывается мнение, что слияние функций Главнокомандующего с функциями президента нецелесообразно с точки зрения обороноспособности страны). Армия, по сути дела, ставит вопрос о недоверии действующему президенту.
Был брошен вызов Кремлю относительно его роли в сфере регуляции финансов. Председатель ЦБ В. Геращенко публично призвал к смещению с должности председателя контролируемой президентской Администрацией Федеральной комиссии по ценным бумагам Д. Васильева.
Ударом для Кремля явился отказ властей Северной Осетии от принципа выборности руководства местного самоуправления, что может привести к цепной реакции и в других регионах.
Радикализация планов правительства и сил национального возрождения, отсутствие у олигархов каналов непосредственного влияния на Кабинет стали причинами того, что правые силы, сохранившие в своих руках контроль над СМИ, решили реализовать это преимущество в серии политических и пропагандистских акций: под огонь критики справа попали практически все основные политические субъекты России – КПРФ и левые силы в Думе, сама Государственная Дума, которую за снисхождение к Макашову, по словам “Московского комсомольца”, “можно и нужно судить”. В ряде влиятельных либеральных СМИ были сформулированы ультимативные требования и к Б. Ельцину. Под жестким огнем критики оказались и правоохранительные органы, обвиненные в пассивности и в тайном сочувствии к “красно-коричневым”. До некоторого времени вне критики оставался только премьер, в отношении которого продолжала проводиться линия Г. Явлинского на отсечение председателя правительства от министров и вице-премьеров. Однако после закрытых слушаний 10 ноября правые СМИ открыто поставили вопрос о необходимости смены Кабинета. Е. Примакову был брошен упрек в том, что в отличие от президента, сделавшего ряд жестких заявлений против антисемитизма и политического экстремизма в защиту свободы слова, он, якобы, не занял четкой позиции.
В то же самое время некоторые наблюдатели обратили внимание на необычайную активность инициаторов последней антидумской и антиправительственной кампании. В глаза бросались попытки Б. Березовского во что бы то ни стало попасть в центр общественного внимания. Кроме своих высказываний относительно запрета КПРФ, исполнительный секретарь СНГ направил открытое письмо директору ФСБ В. Путину с требованием начать служебное расследование обстоятельств имевшегося якобы некоторое время тому назад подстрекательства к убийству Б. Березовского руководством Управления по разработке и пресечению деятельности преступных объединений ФСБ. Березовский проявил активность и по линии СНГ, опубликовав свою программную статью о перспективах Содружества и предприняв громкий визит по республикам Средней Азии. Обратила на себя внимание и бурная деятельность Б. Березовского по освобождению заложников в Чечне. Своеобразием отличалось и поведение других олигархов, так, В. Гусинский предпочел якобы скрыться из страны в Англию, откуда и продолжал руководить пропагандистской кампанией на НТВ и в других контролируемых им СМИ. Пропагандистская кампания, которую вели в течение двух последних недель олигархи, возможно, и не преследовала в действительности никаких реальных целей вроде свержения правительства, начала очередного витка либеральных реформ и т.д., поскольку объективные и субъективные резервы либерального курса в стране исчерпаны и это признается не только оппозицией, но и политическими кругами Запада. Действия российских олигархов могут расцениваться, как попытка создать себе ореол героев борьбы с коммунизмом, необходимый им в том случае, если под влиянием тех или иных форсмажорных обстоятельств им придется переселиться из России на Запад, где их могут ожидать преследования со стороны западных кредиторов.
В целом правые не сумели укрепить своего политико-организационного единства. На заседании политсовета “Наш дом – Россия”, В. Черномырдин дезавуировал планы создания широкого правоцентристского блока, выдвинутые Б. Немцовым, А. Чубайсом и др. Лидер НДР заявил о готовности поддерживать правительство Е. Примакова и отозвался о новом премьере как о возможном кандидате в президенты РФ. Первый вице-спикер Думы В. Рыжков обозначил в конце недели готовность войти в Кабинет Е. Примакова. Эти заявления и предложения свидетельствуют о готовности НДР сдвигаться влево от праволиберальных позиций.
Левые, несмотря на отсутствие в их распоряжении сколь-нибудь влиятельных СМИ, в течение минувшей недели крайне агрессивно реагировали на ведущуюся против них шквальную информационную атаку. Они с максимальной эффективностью использовали единственный инструмент, оказавшийся в их распоряжении, – Государственную Думу. Продолжилась подготовка к слушаниям по импичменту президента, а Комитет Госдумы по охране здоровья подготовил очередной проект постановления, обосновывающий процедуру “медицинского импичмента” Б. Ельцина. После призыва Б. Березовского запретить Компартию левые в Думе начали кампанию за отзыв Б. Березовского с поста исполнительного секретаря СНГ и т.д. КПРФ и ее союзники выступили с рядом заявлений, резко осуждающих происки радикалов-реформаторов, и обосновали в своем письме Е. Примакову необходимость введения жесткого правительственно-думского контроля над СМИ.
Жесткая атака правых СМИ на КПРФ может оказать на эту партию двоякое воздействие. Во-первых, в КПРФ может начаться сосредоточение не только социальной, но и национальной оппозиции (одним из неожиданных результатов антикоммунистической кампании может стать резкое усиление притока в КПРФ националистически настроенных элементов населения). Во-вторых, не исключено, что может оказаться нарушенной устойчивость правительства (в том случае, если правым удастся подорвать союз между Думой и Кабинетом). Тогда в стране начнутся процессы, способные привести к резкой поляризации и конфронтации политических сил.
ПИРРОВАЯ ПОБЕДА РЕГИОНОВ
Политическая борьба между левыми и правыми силами, развернувшаяся на минувшей неделе в федеральном Центре, не привела ни одну из сторон к сколько-нибудь заметному успеху. В ходе этой борьбы жертвой вновь оказался сам федеральный Центр. Регионы в течение минувшей недели неоднократно демонстрировали рост своей независимости от Центра. К настоящему времени федеральный Центр стал получать уже не больше 36% платежей регионов, а некоторые субъекты Федерации вообще перестали уплачивать федеральные налоги.
В ходе сессии Совета Федерации губернаторы преодолели три из четырех президентских вето, наложенных на законы, что показывает их негативное отношение к Б. Ельцину. Еще одним важным действием сенаторов стало решение внести поправки в федеральный закон о ЦБ РФ с целью наделить банк России правом самостоятельно, минуя Гохран, приобретать драгоценные металлы у их добытчиков. Учитывая, что Центробанк находится под контролем представительных органов, ход сенаторов выглядет как акция, направленная не только на усиления позиции самого Центробанка, но и представительной ветви власти в целом. Об усилении влияния региональных лидеров свидетельствует поддержка Г. Зюгановым близкой сенаторам идеи об избрании президента через институт выборщиков.
Среди столичных политиков в наилучшей мере использовал сложившуюся ситуацию московский мэр Ю. Лужков, которому удалось нарастить свой собственный политический потенциал (он дистанцировался от А. Макашова, призвав к лишению его депутатской неприкосновенности, но резко отрицательно выступил против планов запрета КПРФ). На прошедшей неделе состоялся съезд “Союза народовластия и труда” А. Николаева, на котором была выдвинута идея о том, что Ю. Лужков должен возглавить оба центра – левый и правый. Рассмотрение в близких к Лужкову кругах этой идеи продемонстрировало горизонт возможностей столичного мэра и показало масштаб электоральных проблем, над решением которых работает команда Лужкова. Сам столичный мэр дал понять, что он не намерен ориентироваться исключительно на левых, что было вполне уместно в условиях жесткого информационного прессинга.
Департамент политического мониторинга
Фонда “Реформа”