МЕТРО МЫ ПРИВЫКЛИ ГОРДИТЬСЯ

Вряд ли найдется москвич, за свою жизнь ни разу не воспользовавшийся услугами метрополитена. Любой гость столицы первым делом спешит в метро, и даже автомобилисты нередко ориентируются в Москве с помощью больших букв “М”, то тут, то там возникающих на улицах и проспектах словно из-под земли. А много ли мы знаем о столичной подземке?

Нормальная вместимость вагона метро – 170 человек.

Средняя скорость поездов, учитывая остановки, – 41,1 км/ч, в часы “пик” доходит до 80 км/ч.

Скорость движущегося эскалатора 0,94 м/с, есть и такие, которые ползут со скоростью 0,75 м/с.

Температура воздуха в метро летом не больше +250, зимой не ниже +15.

Количество углекислоты в воздухе подземки не превышает 1,5 л на 1 м3., а обмен воздуха идет четыре раза каждый час.

Вагономоечная машина очищает от пыли и грязи состав из шести вагонов за 10 мин. Еще минуту надо для того, чтобы состав высох.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

В 1931 г. во дворах Каланчевской, Русаковской, Мясницкой улиц закипело невиданное по тем временам строительство. Молодые люди рыли шахты, поднимали на поверхность тонны земли, боролись с плывунами и называли себя метростроевцами. Первая шахта метро была заложена во дворе дома № 13 по Русаковской улице, и старожилы до сих пор считают это место особо памятным и дорогим. Рядом, кстати, располагался завод минеральных вод, и после работы метростроевцы любили попить в буфете кваску и газированной водички.

Знаете ли вы о том, что первые два вагона метро, пришедшие в электродепо “Северное” в 1934 г., были красного и песочного цвета и обкатывались на участке пути “Комсомольская – Сокольники”? А день рождения метро вам известен? 15 мая 1935 г., 7 часов утра.

Если сейчас устроиться на работу в метрополитен не составляет труда, то прежде попасть сюда было не так легко. К примеру, проводником или машинистом поезда можно было стать лишь обладателю громкого, зычного голоса. Поездная бригада состояла из трех человек. В передней кабине находились машинист и начальник поезда, в задней – проводник с диском и рожком. Поезд стоял на станции 30 с, после чего проводник поднимал диск, давая сигнал о завершении посадки в двух задних вагонах. Дежурный по станции, который стоял на платформе у середины этого поезда, тоже поднимал диск, только после этого начальник громко говорил: “Готов!”, и поезд трогался.

РОДДОМ В ТОННЕЛЕ

С началом войны строительство метрополитена приостановили, а действующие линии заработали по особому режиму: как только звучал сигнал воздушной тревоги, движение поездов останавливалось и метро становилось бомбоубежищем. Двери вестибюлей в буквальном смысле слова не закрывались ни днем, ни ночью – люди могли прийти и переночевать в вагонах или тоннелях. Интересно, что за время воздушных тревог в московском метро родились 217 детей. На 20 станциях стояли детские кроватки и топчаны, а пути в тоннелях были застелены дощатыми полатями, чтобы жители могли разместиться и там. Кроме того, на платформах соорудили питьевые фонтанчики, а в тоннелях установили водопроводные краны. Несмотря на то что в метро не было предусмотрено туалетов, в то лихолетье оборудовали и их.

Почти с первых дней войны была закрыта для входа и выхода пассажиров станция “Кировская”. В первые два месяца войны здесь, в подплатформенных помещениях, были рабочие кабинеты Сталина и начальника генштаба Шапошникова. Когда заканчивалось движение поездов, к платформе подходил состав, вагоны которого были оборудованы как рабочие кабинеты. И все же даже в годы войны метростроевцы сдали более 13 км путей. В те годы появились участки между станциями “Театральная – Автозаводская” и “Курская – Измайловский парк”.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

У каждого названия станции метро своя история.

Например, “Комсомольская” названа так в честь первых комсомольцев-метростроевцев. “Полежаевская” – по имени героя соцтруда В.Ф. Полежаева – бывшего начальника управления Метростроя. В строительстве “Пражской” принимали участие чехи и словаки, “Рижскую” помогали строить латыши, а “Римскую” – итальянцы.

Красных ворот, через которые шел путь в Красное село (теперь это станция “Красносельская”), давно нет, хотя название места закрепилось станцией метро “Красные ворота”. Между прочим, ворота поначалу были деревянными и лишь после пожара их сменили каменные. На той площади, куда выходит из-под земли станция “Лубянка”, в незапамятные времена торговцы спасались от холода и ветра в лубяных шалашах. Там, где сейчас станция “Охотный ряд”, издавна были торговые мясные ряды.

МЕТРО СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Из 11 линий метрополитена, по крайней мере, три – Замоскворецкая, Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская перегружены в 1,2 – 1,5 раза. Близки к этому Сокольническая, Серпуховско-Тимирязевская, Арбатско-Покровская, Калининская линии. Москве сегодня не хватает 100 км путей.

Теперь о новшествах. В этом году для пассажиров, которые имеют льготы для проезда на метро, вводятся бесконтактные смарт-карты, иными словами, им не надо будет больше носить с собой документы, подтверждающие права на льготы. Пластиковой карточки вполне достаточно, чтобы попасть в метро. Кроме того, появится 10 – 12 разновидностей проездных билетов, уже сейчас есть билеты, рассчитанные на 20 и 60 поездок в течение 30 дней. Причем купить билет на 60 поездок выгоднее, чем на 20.

Скоро в метро появятся новые электропоезда “Яуза”. Видимо, раньше всего на них смогут прокатиться пассажиры Кольцевой и Сокольнической линий. “Яуза” оснащена новейшей вентиляцией, “черными ящиками”, а также современной системой оповещения машиниста о пожаре в вагоне. Такие установки под названием “игла” уже стоят в некоторых поездах Кольцевой линии.

Скоро все кабели и соединительные провода в метро получат новую “негорючую одежду”, а ступеньки эскалаторов потеплеют – специальный подогрев движущихся лестниц сократит количество травм, особенно в зимнее время, когда окоченевшие пассажиры буквально валятся с ног на эскалаторе.

Жаль только, что станции-новостройки уступают в оформлении “старушкам”, над которыми колдовали академики архитектуры и знаменитые художники.

Ирина ИВОЙЛОВА, спец. кор. “Труда”

специально для “СР”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: ВЗГЛЯД ИЗ “РЕФОРМЫ”
Свободные от прошлого и будущего
СТАНУТ ДВОРЫ КАК КОНФЕТКИ
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
ПЕРЕЛИВАНИЕ СНОВ
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
КОГДА ХУДЕЮТ ОЛИГАРХИ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ В МОСКВЕ, А КАНДИДАТА ПОДДЕРЖИВАЕТ ВСЯ РОССИЯ
Как Вы оцениваете комплекс первоочередных мер правительства по выходу из кризиса?
ПО ПЕРВОМУ ЛЬДУ ЗА ЩУКОЙ ПОЙДУ
КАК БУДЕТ ЖИТЬ ШКОЛА?
БЛАГО НАРОДА – ВЫСШИЙ ЗАКОН
ТРИ ОРЕШКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
СКАЗКА МОЖЕТ СТАТЬ БЫЛЬЮ
Дорогие сограждане!
ЗАЧЕМ МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ НЕЗНАКОМКУ?
ВЕТХОЕ ПРЕЗИДЕНТСТВО
МЕСЯЦЕСЛОВ
ПРЕДЗИМЬЕ В САДУ
Собрание активистов
НАРОДОВЛАСТИЕ – ОСНОВА ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ
ТЕМ, КТО НЕ ЛЮБИТ ТАРАКАНЬИ БЕГА
ЮРИЙ ЛУЖКОВ: МЫ БУДЕМ ВЫПОЛНЯТЬ НАШИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Великая русская революция
Если недолечен, значит, болен
НОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…


««« »»»