ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: ВЗГЛЯД ИЗ “РЕФОРМЫ”

Международный фонд экономических и социальных реформ (Фонд “Реформа”) всегда считал своими важнейшими задачами анализ экономических и социальных проблем России, выработку собственных предложений по решению насущных вопросов развития страны. И академик Станислав Шаталин, и сменивший его на посту президента Мартин Шаккум всегда ставили на первое место не фундаментальные исследования, безусловно необходимые, но нередко весьма далекие от сегодняшних реалий, а базирующиеся на глубоком научном познании прикладные разработки, имеющие практическую ценность для нужд экономики, промышленности, конкретных предприятий.

Департамент макроэкономики и социальных проблем особое внимание уделял изучению таких важных для экономики страны проблем, как макроэкономическая политика, приватизация экономики, структурная, промышленная и инвестиционная политика, налоговая реформа, финансово-промышленная интеграция. Результатом работы департамента являются аналитические записки по этим направлениям, экспертные заключения по законодательно-нормативным актам, многочисленные выступления в средствах массовой информации. Помимо сугубо научного значения, все разработки имеют и практическую ценность – многие промышленные предприятия, прежде всего члены Фонда, с благодарностью используют материалы, подготовленные департаментом, в своей повседневной работе. Политическая деятельность президента Фонда “Реформа” Мартина Шаккума позволяет довести многие наши идеи до широкого круга граждан страны. Это очень важно, потому что экономические проблемы сегодня не могут являться сферой интересов лишь ученых-экономистов. Необходимость широкой популяризации экономических знаний, доведения до населения всех принципиальных решений, принимаемых в области экономики, – этот постулат исповедуют все без исключения специалисты департамента, также как и руководство Фонда. Если говорить о методах взаимодействия департамента с руководством Фонда “Реформа”, то наиболее точно их можно классифицировать как сочетание единства основополагающих взглядов на экономику с широким плюрализмом мнений по отдельным рабочим проблемам. Анализ многочисленных работ Фонда “Реформа” в области экономики позволяет выявить одну закономерность. Как бы ни менялись внешние условия, какова бы ни была специфика рассматриваемых в том или ином документе конкретных проблем, но все эти годы Фонд и его руководители – и первый президент Фонда академик С. Шаталин, и нынешний президент М. Шаккум – постоянно следовали собственным принципам. Принципу верности экономическим реформам и цивилизованным рыночным отношениям. Принципу недопустимости узко-монетаристского подхода к решению экономических проблем. Принципу невозможности проведения рыночных преобразований за счет народа, без учета социальной цены реформ. Принципу необходимости развития реального сектора, промышленности, инноваций. Принципу неприятия коррупции и коррупционеров.

Тем, кто хотя бы отдаленно знаком с экономической политикой России в последние годы, понятно, что перечисленные принципы далеко не всегда можно было совместить с тем, что делали власти страны. Отсюда – резко критическая позиция Фонда по отношению к политике властей. Специалисты и руководители Фонда “Реформа” резко возражали против политики “долговой экономики”, против так называемой борьбы с естественными монополиями, против налоговой политики, направленной на истребление отечественной промышленности. Многочисленные разработки Фонда были посвящены доказательству экономической безграмотности проведения приватизации по Чубайсу. Руководство Фонда неоднократно пыталось привлечь внимание властей и общественности к недопустимости отсутствия у России действенной структурной и промышленной политики.

Следует отметить, что явно критическая позиция Фонда по отношению к действующим властям не имела налета критиканства, не была критикой ради критики. В любом документе Фонда – будь то аналитическая записка по той или иной экономической проблеме или экспертиза законодательно-нормативного акта – наиболее объемная часть посвящалась нашим собственным предложениям. К сожалению, власти слишком редко прислушивались к этим предложениям, впрочем, как и к предложениям других организаций или известных ученых.

В то же время самому Фонду никогда не были свойственны келейность или попытки оградиться от иных взглядов, иных мнений. На регулярно организуемых Фондом конференциях, “круглых столах” или семинарах по актуальным проблемам экономики можно было встретить ученых, специалистов и политиков, имеющих весьма широкий спектр мнений и взглядов. Подобный демократизм и плюрализм – заслуга руководителей Фонда – свойствен не только внешним мероприятиям, но и внутренней жизни Фонда. Многие взгляды на экономику формируются в результате ожесточенных “мозговых штурмов”, в которых на равных участвуют руководители научных коллективов и молодые аспиранты, рядовые работники Фонда и его президент М. Шаккум. И наиболее значимыми аргументами в споре становятся не должности или звания, а конкретные аргументы, а самым весомым фактом – эффективное внедрение тех или иных идей в практику.

Примером такого эффективного претворения идей Фонда и его руководителей в жизнь много. Назову только два из них. Во-первых, разработанный под научным руководством М. Шаккума метод графического представления и анализа социально-экономической информации. Применение этого метода руководителями различного уровня на практике позволяет резко упростить процедуру восприятия и анализа разнородной экономической информации и принятия оптимальных управленческих решений в области экономической и социальной политики.

Другим примером успешного внедрения результатов деятельности нескольких департаментов Фонда является реализация программ создания рабочих мест, разработанных Фондом “Реформа” совместно с Фондом занятости в ряде регионов России. Эти программы осуществлялись не на дотационной, а на лизинговой основе. При этом создаваемые предприятия получали от специальных лизинговых компаний необходимое оборудование в долгосрочную аренду с правом выкупа, что и закладывало основы получаемого мультипликативного эффекта самоокупаемости.

В настоящее время предметом пристального внимания департамента макроэкономики и социальных проблем Фонда является анализ антикризисных программ, разрабатываемых правительством. На наш взгляд, разделы этих программ (как и программ, разработанных различными группами специалистов, партиями и движениями), посвященные реальному сектору экономики, являются самыми слабыми и непроработанными. Между тем именно возрождение реального сектора экономики, а также действенную социальную защиту уязвимых слоев населения мы считаем наиболее актуальными задачами в кризисный период.

Поэтому сейчас наши усилия направлены на разработку основных мероприятий в области промышленной политики, политики развития малого и среднего бизнеса на основе целевых программ создания рабочих мест. Кроме того, мы полагаем, что усилия российских ученых должны быть направлены на разработку специальной программы, где будут определены приоритетные области фундаментальной науки, приоритетные задачи, институты, финансирование и т.д. Аналогичная программа должна быть создана и по рациональному использованию природных ресурсов. Для того чтобы все эти планы стали реальностью, необходимо осуществить ревизию и структурирование имеющегося потенциала отечественной науки и производства, четко определить приоритеты дальнейшего развития.

Как я уже отметила, многие разработки Фонда “Реформа” в прошлом были невостребованы действующими властями. Но это не означает, что они не были востребованы обществом. Мы знаем, что наши идеи и наша деятельность отвечают национальным интересам России, интересам реформ, проводимых не во имя монетаризма или других “измов”, а во имя людей. Поэтому мы продолжаем свою деятельность и уверены, что она принесет реальную пользу и реальный эффект.

Татьяна ПОПОВА

вице-президент, руководитель

департамента макроэкономики

и социальных проблем


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ТЕМ, КТО НЕ ЛЮБИТ ТАРАКАНЬИ БЕГА
Если недолечен, значит, болен
Как Вы оцениваете комплекс первоочередных мер правительства по выходу из кризиса?
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
БЛАГО НАРОДА – ВЫСШИЙ ЗАКОН
МЕТРО МЫ ПРИВЫКЛИ ГОРДИТЬСЯ
Дорогие сограждане!
Свободные от прошлого и будущего
МЕСЯЦЕСЛОВ
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
НАРОДОВЛАСТИЕ – ОСНОВА ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Великая русская революция
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ В МОСКВЕ, А КАНДИДАТА ПОДДЕРЖИВАЕТ ВСЯ РОССИЯ
НОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ
КАК БУДЕТ ЖИТЬ ШКОЛА?
СТАНУТ ДВОРЫ КАК КОНФЕТКИ
СКАЗКА МОЖЕТ СТАТЬ БЫЛЬЮ
ПЕРЕЛИВАНИЕ СНОВ
ВЕТХОЕ ПРЕЗИДЕНТСТВО
КОГДА ХУДЕЮТ ОЛИГАРХИ
Собрание активистов
ПО ПЕРВОМУ ЛЬДУ ЗА ЩУКОЙ ПОЙДУ
ЮРИЙ ЛУЖКОВ: МЫ БУДЕМ ВЫПОЛНЯТЬ НАШИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
ТРИ ОРЕШКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ
ЗАЧЕМ МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ НЕЗНАКОМКУ?
ПРЕДЗИМЬЕ В САДУ


««« »»»