Для того чтобы устроиться на работу лоточным продавцом, дипломов и знаний не требуется. Многое зависит лично от тебя: сколько продашь, столько и заработаешь. Обычная такса – 10% от общей суммы: продал товара, к примеру, на тысячу рублей – получил сто.
Инна Ситникова продает книжки и канцтовары на рынке. Место определяет содержание – серьезной литературы на ее лотке нет. Исключительно детективы, любовные романы, популярные брошюрки, рассказывающие, как вылечиться от всех болезней сразу. Люди приходят на рынок за продуктами, книжки им не нужны. Так что имеющийся товар расходится здесь куда хуже, чем в книжном магазине, в который за колбасой или апельсинами не заглядывают…
“Конечно, фрукты-овощи, пряники какие-нибудь выгодней продавать, – рассказывает Инна. – Соседки ко мне часто подходят и удивляются: “Как это ты всего на 5 рублей за день наторговала, смешно!” Бывало, книжки вообще не покупали, выкручивалась за счет канцтоваров, в августе – сентябре тетради, ручки хорошо идут. Ни овощами торговать, ни автобусы мыть я бы не смогла – каждый день одно и то же. Здесь у меня есть возможность пообщаться, узнать что-то новое. Я научилась легко включаться в разговор, замечать детали, опыт какой-то появляется. Постепенно складывается стабильный круг покупателей”.
Инна научилась всем улыбаться, говорить вежливые слова, хотя иногда не очень хочется. Покупатели разные попадаются. Бывает, гневаются – что вы, дескать, всякую чепуху мне предлагаете. Ведь на книжных полках рынка не стоят ни Набоков, ни Булгаков. Бывает, начинают пересказывать собственную жизнь, полную печалей и горестей. Невесело это слушать, особенно жалко бабушек. Для себя они никогда ничего не покупают, последние копейки тратят на детские книжки для внуков.
С той стороны прилавка многое видно, но внешность покупателя часто не соответствует тому, что лежит в кошельке. Был как-то случай – подошла группа товарищей, с виду – бичи бичами и скупили чуть ли не весь прилавок.
Продавец должен не только торговать, но и рекламой заниматься, что Инна и делает. Может объяснить, чем сюжет одного любовного романа отличается от другого. Для этого книжки, которыми торгует, сама же и читает. Как в любой рекламе, здесь есть свои тонкости: если книга не понравилась, совершенно не обязательно сообщать об этом покупателям.
“Тем, кто хочет быстро заработать много денег, я в книготорговцы идти не советую, – говорит Инна, – за полтора месяца я получила всего-то 400 рублей. Зато работа интересная, не соскучишься”.
Валентина РАКОВСКАЯ,
г. Красноярск