ЭЛИТЫ БУДУТ БИТЬСЯ ЗА КОНСЕНСУС ДО ПОСЛЕДНЕГО РУБЛЯ В НАШЕМ КАРМАНЕ

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: “ВИРТУАЛЬНЫЕ” УСПЕХИ НА КРАЮ РЕАЛЬНОЙ ПРОПАСТИ

Основные параметры российского политического процесса на минувшей неделе определялись продолжающимся углублением социально-экономического кризиса. Несмотря на то что Центробанку удавалось сохранять равновесие на валютном рынке и даже продемонстрировать тенденцию к оживлению на рынке корпоративных бумаг, аналитики считают сложившуюся финансовую ситуацию искусственной и нестабильной.

ПОД ДУБИНКОЙ КРИЗИСА И ПЯТОЙ ДЯДИ СЭМА

Выступая в Совете Федерации, российский премьер Е. Примаков выделил ряд факторов, свидетельствующих об углублении кризисного положения в экономической и социальной сферах (сохранение многомесячной задолженности перед бюджетниками и пенсионерами; продолжающийся паралич банковской системы; уменьшение на 16% ВВП и соответственно резкое уменьшение сбора налогов; сокращение импорта и поступлений в бюджет таможенных пошлин).

Правительство отдает себе отчет в приближении нового витка развития инфляционных процессов. В этой связи активизировались разговоры о возможности выпуска новых купюр большого достоинства. ЦБР принял решение о повышении более чем в три раза предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Прогнозируемый к концу года уровень инфляции (около 300%) приведет к дальнейшему снижению жизненного уровня населения.

Кризис привел к заметному росту численности безработных в стране (из 75 млн трудоспособных россиян реально работают около 40 млн), а также к снижению реальных доходов населения (средняя зарплата со 190 долл. в начале года снизилась до 60 долл., размер средней пенсии за тот же период упал с 60 до 25 долл.); более 40% населения страны проживают ниже черты бедности.

В оценках перспективы на ближайшие месяцы заняли алармистские прогнозы в отношении ситуации на продовольственном рынке. В 40 регионах страны урожай зерновых и большинства других культур полностью или частично потерян, дела складываются крайне неблагополучно в сфере импорта продовольствия. Катастрофа угрожает социальной инфраструктуре (дома ребенка, детские дома, дома для престарелых и инвалидов и т.д.), где на недостаток продовольствия могут наложиться тяжелые бытовые условия, нехватка персонала и резкий дефицит фармацевтических средств. Эксперты предрекают также наступление тяжелых последствий в результате уже состоявшегося срыва подготовки к зиме энергетической системы. Созданные запасы топлива для электростанций (85% от необходимых) не смогут обеспечить поддержание оптимального уровня частоты в ЕЭС, что приведет к ее разрушению.

Сохранение сырьевывозящего вектора развития экономики страны, ориентации на внешний рынок, неспособность изменить курс в направлении строительства внутреннего рынка могут сделать страну идеальным объектом для внешних воздействий со стороны богатых и влиятельных конкурентов. Продолжающееся в течение уже полутора лет снижение цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке, фактически явившееся причиной обвала российской экономики, вполне может иметь и искусственное происхождение. Аналитики обратили внимание на то, что на состоявшейся в начале октября конфиденциальной встрече в Вашингтоне с руководством американских нефтяных компаний “Мобил”, “Экссон”, “Тексако”, “Шеврон” и др. представители Саудовской Аравии, имеющей приоритет в поддержании низких цен на нефть на мировом рынке, пригласили американцев сыграть ведущую роль в освоении месторождений нефти и газа в своей стране. Если прежде США высказывались против монополизации саудитами мирового рынка нефти, то ныне, когда эта монополизация может стать ценой и условием осуществления геополитической стратегии глобального мирового господства.

В этой ситуации в американской прессе развернулись две взаимодополняющие и крайне опасные для России дискуссии на тему, во-первых, о так называемом “виртуальном” характере российской экономики, которая является нерентабельной и заслуживающей быть “срытой до основания”. Во-вторых, в США вполне серьезно начал обсуждаться вопрос о покупке США у Москвы Сибири и Дальнего Востока. Если определенные круги США действительно намерены осуществить очередной передел мира за счет России, то вполне логичным явилось бы и создание на мировом рынке ситуации, стимулирующей развертывание в России долгосрочного социально-экономического кризиса, в результате которого как руководство страны, так и ее население оказались бы загнанными в угол.

Попытки российского руководства разыграть геополитическую карту (в частности, путем более активной ближневосточной политики, а также активизации позиций России на Балканах и т.д.), без подкрепления радикальными переменами социально-экономического курса могут привести к дальнейшему ужесточению давления Запада на нашу страну. На минувшей неделе США нанесли весьма чувствительный удар по престижу России, заявив о прекращении фьючерсных операций с рублем на Чикагской товарной бирже. В своем выступлении в Совете Федерации Е. Примаков отметил также, что продолжается затягивание со стороны МВФ процесса переговоров о выделении траншей июльского кредита с целью вынудить Россию следовать курсом, избранным в 1992 г. и приведшем страну к катастрофе.

Отечественная социально-политическая мысль начинает осмысливать некоторые важные итоги кризиса основ “глобального капитализма”, сформировавшихся после краха СССР. Характерная для этого периода в развитии мировой экономики гипертрофия финансового, вторичного сектора над первичным, закрепленная системой господства на мировом рынке транснациональных финансовых корпораций, действующих под покровительством МВФ и Всемирного банка, существенно подточила и ухудшила ситуацию в сфере реального производства, что и стало причиной кризисов в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и особенно в России. В нашей стране минимизация государственного регулирования и слепое следование “либеральным”, рыночным методам ведения финансовой и хозяйственной деятельности оказались более разрушительными, чем где бы то ни было в мире. На фоне общего “полевения”, наблюдаемого в мире (победа социал-демократов в ведущих странах Европы – в Великобритании, во Франции, в Италии и Германии, восстановление позиций социал-демократии в скандинавских странах и т.д.), продолжение правого “либерального” курса в России во все большей мере начинает выглядеть самоубийственным анахронизмом, расходящимся с национальными интересами и угрожающим целостности страны.

“ЕГО ПРИМЕР – ДРУГИМ НАУКА”: Б. ЕЛЬЦИН

Ход политического процесса в России на минувшей неделе значительно осложнился в связи с углубляющимся вакуумом власти высшего российского политического руководства, персонифицированного в институте президенства. Ряд известных обстоятельств, сопутствовавших визиту Б. Ельцина в Узбекистан и Казахстан, произвел крайне удручающее впечатление на российскую политическую элиту, вызвал сомнения в способности президента не только реально управлять государством, но и выполнять представительские функции. Попытки Б. Ельцина и его окружения несколько сгладить крайне отрицательное впечатление, произведенное на население страны и российскую политическую элиту прерванным среднеазиатским визитом президента, нашли выражение в демонстративной активизации его на политической сцене (внезапный приезд в Кремль в минувшую среду во время выступления Е. Примакова в Совете Федерации и рассмотрения Думой вопроса о внесении в Конституцию поправок, телефонный разговор с В. Черномырдиным, нацеленный на поддержание на плаву экс-премьера и его движения НДР, и т.д.).

Судя по всему, необратимый характер приобрело не только ухудшающееся здоровье президента, но и резко негативная оценка его общественным мнением. Согласно закрытым данным социологических исследований, проведенных “придворным” фондом “Общественное мнение”, более 70% респондентов выступают за форсирование процесса импичмента. Более 60% опрошенных высказываются за предание суду Б. Ельцина и его семейства.

Явно изменились не в пользу Ельцина и настроения в российской элите. За резолюцию, призывавшую президента добровольно подать в отставку, проголосовало 79 сенаторов. Результат этого голосования можно оценить как вежливое напоминание регионов федеральному Центру о необходимости всерьез заняться проблемой высшей политической власти в стране. Показательно и то, что впервые публично признал сложный характер своих взаимоотношений с семьей президента и допустил возможность досрочного ухода Б. Ельцина столичный мэр Ю. Лужков.

Новое соотношение политических сил и настроений вокруг Б. Ельцина явно начало сказываться на позициях Конституционного суда, приступившего к рассмотрению думского запроса о так называемом третьем сроке президента Ельцина. Суд явно со скепсисом оценивает позицию президентской стороны, согласно которой нынешний срок президентства Б. Ельцина предлагается считать не вторым, а первым.

Давление на президента со стороны элиты, опасающейся слабости и непредсказуемости Б. Ельцина, будет нарастать, вектор и сила этого давления будут во многом определяться обстоятельствами, зависящими от состояния социальной и политической консолидированности элиты, от готовности ее лидеров к перехвату власти и от того, сумеет ли истеблишмент выдвинуть консенсусного лидера, способного заручиться поддержкой основных элитных группировок. В этой связи особое внимание экспертов привлекла ситуация, складывающаяся вокруг главы российского правительства Е. Примакова.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВНУТРИЭЛИТНОГО СОГЛАСИЯ

Несмотря на то что премьер вновь категорически высказался против досрочной отставки президента, многие наблюдатели считают, что позиция нынешнего главы Кабинета определяется сугубо прагматическими резонами. Во-первых, ослабление президента автоматически усиливает статус главы Кабинета. После среднеазиатского конфуза в Кремле было принято решение о том, что на ноябрьский саммит Организации азиатско-тихоокеанского сотрудничества в Малайзию вместо президента поедет премьер Е. Примаков; в Администрации президента намекают и на то, что Е. Примаков, скорее всего, будет представлять Россию и на встрече глав государств – членов ЕС в Вене. Во-вторых, в течение нескольких последних недель премьер осуществляет фактический контроль над силовыми структурами. “Утяжеление” премьера облегчает решение Е. Примаковым задач превращения правительства в самостоятельную структуру и консолидации вокруг Кабинета и его главы российской политической элиты. Не лишено оснований предположение, что элита пытается увидеть в фигуре Е. Примакова лидера, который в перспективе может стать альтернативой основным претендентам на пост главы государства, в отношении которых истеблишмент не способен пока прийти к консенсусу. В-третьих, для нынешнего правительства отказ в поддержке и “сдача” действующего президента является очень крупной козырной картой, которую уместно разыгрывать лишь тогда, когда для этого окончательно созреют все необходимые субъективные и объективные условия.

Минувшая неделя показала, что процесс “притирки” между главой Кабинета и российским истеблишментом далеко не завершен, что является одним из факторов, заставляющих премьера поддерживать статус-кво в верхах. В первую очередь имеются в виду достаточно сложные отношения, складывающиеся у Кабинета министров с теми группировками российской элиты, которые привыкли к роли опоры ельцинского режима.

В ходе встречи нынешнего главы правительства и председателя Центробанка с российскими банкирами, правительство продемонстрировало свою готовность пойти на конфликт с некоторыми группами финансовой олигархии, фактически прибегнув к такому обоюдоострому оружию, как допуск в Россию крупнейших зарубежных банков, которые могут взять на себя прежде всего обслуживание частных вкладчиков. Одним из возможных последствий подобного развития событий может быть заблокирование на долгие годы развития российской банковской системы. Системообразующие банки при этом могут быть подвергнуты принудительной реструктуризации. Большинство средних и мелких российских коммерческих банков, выполняющих, по сути дела, функции расчетных центров, не будут затронуты программой реструктуризации, так же, как и часть крупных банков, которые правительство не считает системообразующими и которые не могут рассчитывать на получение какой бы то ни было помощи от ЦБР. Российская финансовая олигархия в целом без симпатий отнеслась к предложенной ЦБР и правительством схеме реформирования банковской системы, усмотрев в ней угрозу лишиться влияния не только на политические, но и на экономические процессы в стране.

В то же время правительству удалось опереться на поддержку некоторых финансовых лидеров, что стало возможным благодаря лоббированию их интересов фигурами, занимающими высокие правительственные посты. Так, при поддержке вице-премьера Г. Кулика, Минсельхозпрод объявил о новых правилах отбора банков – операторов фонда льготного кредитования АПК. Данный ход правительства стал знаковым не только для главы СБС-Агро А. Смоленского и Б. Березовского, контролирующего значительную часть капиталов того же банка, но и для президентского окружения, в котором последний сохранил свое влияние.

Кроме того, Е. Примаков, видимо, сохраняет равновесие в своих отношениях как с группой Б. Березовского, так и с неприязненно относящейся к последнему финансово-промышленной группой В. Потанина.

В целом позитивно на имидже Примакова в глазах влиятельных элитных кругов сказалось и то, что Кабинету пока удалось “снять” ряд серьезных коллизий, возникших в отношениях между правительством и ТЭК.

Кроме того, в правительстве не нашли поддержки некоторые инициативы министра финансов М. Задорнова, попытавшегося добиться пересмотра льготного налогообложения, которое нефтяники получили в свое время от правительства С. Кириенко, а также планы Минфина получить дополнительные доходы в казну путем квотирования экспорта нефти и уплаты повышенных акцизов за ее экспорт, превышающий соответствующую квоту.

Таким образом, правительство и его глава, проявив себя как последовательные сторонники внутриэлитного консенсуса, добились важных тактических преимуществ, видимо, и послуживших импульсом для идеи сплочения истеблишмента вокруг Е. Примакова.

В то же время правительство по-прежнему стоит перед рядом сложных проблем стратегического характера.

ПРЕТЕНДЕНТЫ В ПРЕЗИДЕНТЫ

Среди региональных лидеров получило дальнейшее развитие противостояние между двумя претендентами, выступающими от имени регионов на завоевание поста главы государства, – столичным мэром Ю. Лужковым и красноярским губернатором А. Лебедем. На минувшей неделе заметный перевес был на стороне Ю. Лужкова, имеющего прямой доступ к федеральным СМИ.

А. Лебедь, хотя и дал ряд интервью, в которых не скрывал ожидания досрочного ухода в отставку президента Б. Ельцина и продемонстрировал заметное охлаждение к правительству Е. Примакова, однако не приковал к себе всеобщего внимания, поскольку его высказываниям отчасти недоставало новизны, а отчасти – ясности и четкости. По-видимому, А. Лебедь не чувствует себя вполне уверенным в понимании происходящей в федеральном Центре перегруппировки политических сил.

Ю. Лужков продолжал играть более сложную игру, целью которой, с одной стороны, является дальнейшая концентрация вокруг себя и контролируемых им институтов мощного ресурсного поля, а с другой – дальнейшее наращивание политической активности. Во-первых, в программной статье “Ныне мы имеем возможность построить прочное федеративное государство”, появившейся в “Парламентской газете”, обращенной прежде всего к губернаторской части верхней палаты, столичный мэр в очередной раз высказался в пользу идеи равенства субъектов Федерации. Во-вторых, на минувшей неделе он постепенно подошел в своих высказываниях к мысли о допустимости и желательности добровольной отставки президента Б. Ельцина в том случае, если действующий президент физически не способен выполнять свои функции.

Достаточно проблемно складывалась ситуация у лидеров левого фланга – Г. Зюганова и Г. Селезнева. Возникшее в связи с заявлением Г. Селезнева о готовности участвовать в президентских выборах в качестве представителя левого центра напряжение между ними может серьезно ослабить единство КПРФ. В этой связи обратили на себя внимание некоторые неудачи левых сил в парламенте. Им не удалось, в частности, ни спровоцировать верхнюю палату на принятие постановления по итогам акции 7 октября, где содержалось обращение к Б. Ельцину с призывом добровольно уйти в отставку, ни провести через Думу поправки к Конституции, призванные начать процесс перераспределения власти. Правые думские объединения НДР, “Яблоко” и “Российские регионы” заблокировали эту попытку.

Вряд ли аргументы правых, отказывающихся под надуманными предлогами от давно назревших конституционных перемен, прибавят им популярности в глазах общественного мнения. Кризис, который охватил ныне правый фланг российского политического спектра, будет, видимо, углубляться и дальше.

Таким образом, основные претенденты на президентский пост пока так и не сумели продемонстрировать свою эффективность в решении таких ключевых вопросов, как перераспределение властных полномочий, сплочение элиты на антипрезидентских позициях.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НАРОД ПОКА ЕЩЕ ТРЕБУЕТ ЗРЕЛИЩ
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ
ВСТАНУ РАНО ПОУТРУ…
Я БЫ В ДВОРНИКИ ПОШЛА, ДА МЕСТИ НЕ УМЕЮ
Почему арест отставного чилийского диктатора А. Пиночета стал международной сенсацией?
“Я НИКОМУ БЫ НЕ ПОСОВЕТОВАЛ УСТАНАВЛИВАТЬ ДИКТАТУРУ”
УЛАВЛИВАЯ БИЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПУЛЬСА
КТО ИЩЕТ – ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ
ТРУДНОСТИ НЕ СТРАШНЫ, ЕСЛИ ОНИ ВО ИМЯ…
А КАК У НИХ?
КАНДИДАТ ЮГО-ВОСТОКА МОСКВЫ
Любят люди Люблино
ЧТО В СТОЛИЦЕ ХОРОШО И ЧТО В СТОЛИЦЕ ПЛОХО
ЛУЖКОВ: ШАНС ДЛЯ РОССИИ И ДЛЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ЯБЛОЧКО
ЩУЧЬИ СТОЯНКИ
ЧТОБЫ МОЛЧАЛИ ПУШКИ, ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ДИПЛОМАТЫ
ЛЮДЯМ ВО БЛАГО НАПРАВИТЬ РЕФОРМЫ
КАК БЫ РЕФОРМЫ
НИЧЕГО СЕБЕ ПЕЛЬМЕНЬ!
В ЯБЛОЧКО
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
Календарь садовода и огородника
НЕКРАСОВА И ПУШКИНА С БАЗАРА НЕ НЕСУТ
ЕСЛИ ВЫ, НАХМУРЯСЬ, ВЫЙДЕТЕ ИЗ ДОМУ…


««« »»»