“Я НИКОМУ БЫ НЕ ПОСОВЕТОВАЛ УСТАНАВЛИВАТЬ ДИКТАТУРУ”

Сообщение: английские власти арестовали бывшего диктатора Чили генерала Аугусто Пиночета, проходившего курс лечения в Лондоне. Ордер на арест был выдан центральным окружным судом города Мадрида.

Справка: Аугусто Пиночет Угарте родился 15 ноября 1915 г. в портовом городе Вальпараисо в многодетной семье таможенного чиновника. После окончания военной школы в Сантьяго в звании лейтенанта был направлен в сухопутные войска. Окончил военную академию, был офицером связи с армиями стран – членов НАТО, адъютантом заместителя министра обороны. С 1972 г. – начальник штаба сухопутных войск Чили. 11 сентября 1973 г. встал во главе военной хунты. С декабря 1974 г. по март 1990-го – верховный правитель Чили. После поражения на референдуме 1988 г. оставался главнокомандующим сухопутными войсками. В настоящее время – пожизненный сенатор. Женат. Имеет двоих сыновей и трех дочерей.

Арест генерала Пиночета, произведенный за пределами территории Чили, создает ПРЕЦЕДЕНТ. Борцы за права человека на Западе ликуют. Теперь, говорят они, мы сможем таким же образом арестовать лидеров боснийских сербов – Младича и Караджича. А в перспективе – президента Белоруссии Александра Лукашенко. По обвинениям в массовых нарушениях прав человека. И судить их по НАШИМ законам.

Давайте пойдем немного дальше. Почему бы, например, не привлечь президента Клинтона к уголовной ответственности за супружескую неверность, депортировать его в Саудовскую Аравию и судить по законам этой страны, где за данное преступление полагается смертная казнь посредством отсечения головы или забивания камнями? Или – если говорить серьезно – принудительно отправить все того же Клинтона в Ирак и предать его суду за массовые убийства иракских граждан, которые погибли во время американских авиаударов. Или опять политика двойного стандарта?

Не лучше ли все же предоставить судить Пиночета гражданам Чили, если они того пожелают? Но граждане Чили оказались мудрее: в своем большинстве они предпочли оставить экс-диктатора в покое, предоставив ему должность пожизненного сенатора.

“МОМЕНТ ИСТИНЫ” ДЛЯ ГЕНЕРАЛА ПИНОЧЕТА

Лично я долгое время воспринимал Пиночета как заурядного кровавого тирана, каких немало повидали многострадальные народы Латинской Америки. Но потом, пообщавшись с российскими политиками сначала на кремлевской службе, а затем – в должности главного редактора телепрограммы “Момент истины”, я стал проникаться к генералу некоторой симпатией. Уж, во всяком случае, он ничего не прихватил для себя – ни вилл на Лазурном берегу, ни банковских счетов за рубежом, ни мерседесов. Он был солдатом и исполнял свой долг. Так, как он его понимал. На чилийских монетах выгравирован девиз: “Посредством разума или посредством силы”. Правительству Альенде разума явно недоставало. Решение экономических проблем было подменено бесконечной революционной болтовней. Политическая борьба раскачивала страну, нарастал хаос. Оживились иностранные агенты влияния. И тогда Пиночет предпринял решительный шаг. “Не надо рубить коту хвост по частям”, – любит повторять он. Лучше уж сразу, одним ударом…

Весной 1993 г. я отправился в Сантьяго повидать Пиночета и пригласить его для участия в телепрограмме. Что он может и отказаться, в голову мне как-то не приходило: популярность “Момента истины” тогда была в самом зените. Но то – в России. В Чили о ней никто не слышал.

Неприятности начались сразу: председатель палаты депутатов парламента Чили Хосе-Антонио Вьера Гальо и другие знакомые чилийские политики отнюдь не горели желанием познакомить меня с бывшим диктатором. Особенно добрых чувств к нему они явно не питали.

Пришлось пробиваться самому. Пресс-секретарь Пиночета никак не мог взять в толк, почему предлагаемое трехчасовое интервью с его обожаемым начальником мы собираемся путем монтажа сокращать до 45 минут. Разговор кончился тем, что мне было предложено… подождать месяца два.

– Но хоть увидеть генерала я смогу? – взмолился я.

– Увидеть – сможете, – сухо отрезал пресс-секретарь и немедленно вручил мне приглашение. Так я оказался на ежегодной конференции по военному планированию чилийской армии.

На десятом этаже огромного фешенебельного здания вооруженных сил Чили в центральной части Сантьяго собрались 29 марта 1993 г. командующие тактическими соединениями, начальники военных училищ, школ и академий, всего – более 150 человек. Ждали главнокомандующего. Генерал Аугусто Пиночет прибыл в 11.00 – в назначенное время открытия конференции. Он был в белом кителе – единственный из всех присутствовавших. С пятизвездочными погонами генерал-капитана – единственного в чилийской армии. Строго говоря, слово “армия” в Чили означает сухопутные войска, которыми тогда командовал Пиночет; ВМС, ВМФ и корпус карабинеров имеют своих командующих. Но фактически именно генерал Пиночет был высшим должностным лицом в чилийских вооруженных силах и пользовался абсолютным авторитетом. Чилийская армия вообще всегда отличалась строгой иерархией, прусскими военными традициями и высокой эффективностью.

Генерал Пиночет вошел в зал в сопровождении своего заместителя, генерала Хорхе Лукара, еще сравнительно молодого человека, особенно рядом с Пиночетом, которому в то время уже давно перевалило за семьдесят. Впрочем, несмотря на преклонный возраст, Пиночет был в курсе всех дел. Переходя от одного участника конференции к другому и здороваясь с каждым, главнокомандующий без труда вспоминал не только их имена и должности, но и проблемы, успехи и неудачи руководимых ими подразделений.

Уже тогда Пиночет собирался оставить свой пост и занять кресло пожизненного сенатора. Чилийская пресса отзывалась о нем с уважением. Ватикан наградил экс-диктатора почетным орденом, как образцового католика. Иногда, правда, его имя мелькало в связи с процессами по делам о нарушениях прав человека во времена правления генерала. Тогда его пост именовался иначе – верховный глава нации. Говорят, Пиночет не любит, когда ему напоминают, что он был диктатором. Правитель страны, не более…

В годы диктатуры было много страшного – пытки, убийства “при попытке к бегству”, зверства военных. Всего пострадало более 2000 человек. Это установила специальная комиссия, опубликовавшая обширный доклад. Об этих событиях Пиночет тоже не любит вспоминать. Военные считают, что в те годы шла война – с внутренним и внешним врагом. Внутренними врагами были коммунисты, экстремистски настроенные социалисты, лидеры террористических, повстанческих организаций. Внешний враг – Куба, которая за время правления Альенде наводнила страну своими агентами. А на войне…

Среди левых чилийских интеллектуалов оправдывать режим не принято. Одному из них я задал вопрос: “Сколько человек было расстреляно в первые годы кубинской революции?” Естественно, он этого не знал. Да и не хотел знать. Зато страстно восхищался Фиделем Кастро и осуждал Пиночета. Кстати, недавно Фидель посетил Испанию. Любопытно, почему испанскому судье не пришло в голову выписать ордер и на его арест – заодно с Пиночетом. Ведь первые годы правления Фиделя получили название “кровавой реки”.

Бесплодно (об этом писал еще Бердяев) судить деятелей такого типа с точки зрения нормативного права и нормативной морали. Неблагодарное дело – считать, кто из них перебил больше народу. Хаос и анархия могли быть остановлены только ДИКТАТУРОЙ. А уж вопрос о том, быть или не быть диктатором, каждый решает для себя сам.

Пиночет – глубоко верующий католик – был убежден: Бог не допустит господства коммунизма во всем мире. Накануне мятежа он истово молился. Он не знал, что произойдет завтра – может быть, гражданская война, может, иностранное вторжение. Впрочем, с военной точки зрения операция “переворот” была проведена образцово. Президент Альенде застрелился. Чилийские “демократы” не оказали серьезного сопротивления. Пострадали не только сторонники Альенде, но и разного рода подозрительные, в том числе из числа правых, да и многие из тех, кто были “вовсе не при чем”.

У Пиночета был проект: покончить с хаосом, навести порядок, дать свободу действий классу предпринимателей, который к тому времени был уже вполне зрелым, модернизировать экономику Чили, открыть ее внешнему миру. Не все удалось сразу: несколько раз ситуация доходила до грани народного взрыва. Но в 1987 году положение наконец стабилизировалось и акции Верховного пошли вверх. Правда, все-таки недостаточно для победы на референдуме. За власть генерал цепляться не стал. И сегодня Пиночет убежден: роль армии – быть гарантом стабильности чилийского общества. В отличие от других стран Латинской Америки в Чили нет крупных повстанческих движений, хотя отдельные группировки, конечно, действуют. Карабинеры – часть вооруженных сил, они прекрасно обучены, на вооружении у них состоят танки и бронетранспортеры. Пиночет позаботился об армии: в свое время ему удалось провести закон, согласно которому 25% выручки от экспорта меди идет на нужды вооруженных сил. Любой армейский капитан получает в три раза больше средней зарплаты по стране; государство обеспечивает его жильем, медицинским обслуживанием, другими льготами. Можно служить и считать себя человеком первого сорта.

ЗАКОННОСТЬ, ПОРЯДОК, ДЕМОКРАТИЯ

В последние дни правления Альенде люди занимали очередь за хлебом в три часа утра. Это был и не хлеб, а некая масса, сделанная отчасти из комбикорма для свиней. Беременные женщины падали в обморок в очередях за молоком. А члены блока “Народное единство” получали продукты в спецраспределителях.

Сегодня страна процветает. Это бросается в глаза каждому, кто приезжает в Сантьяго. Чистый, современный, очень зеленый город. Десятки сортов сыра, колбасы, мяса, непередаваемое разнообразие фруктов. Товары из всех стран, на любой вкус и кошелек. И так везде – и в столице, и в провинции. Цены примерно такие же, как в России, хотя, скажем, бензин стоит в пять раз дороже, а фрукты – в пять раз дешевле, притом что минимальная зарплата – 100 долл. в месяц, а средняя – 400.

Человек, у которого в Чили есть деньги, просто не может испытывать никаких бытовых проблем. Такси – на каждом шагу, оплата – строго по счетчику. Рестораны, кафе, пивные – всюду. В любой провинциальной гостинице можно и позавтракать в номере, и отдать постирать и погладить рубашки. Просто поразительно, отчего у нас любая гостиница немедленно приходит в упадок, а в Чили нет. На улице всюду – чистильщики обуви. И, что характерно, своей жизнью они тоже довольны.

Полиция – образец строгости и принципиальности. Предлагать деньги карабинеру в надежде на снисхождение при нарушении правил дорожного движения – верный способ попасть в участок. За вождение в нетрезвом виде вполне можно угодить в тюрьму.

Ранкагуа – шахтерский город в двух часах езды от Сантьяго. Поблизости расположены знаменитые предприятия по производству меди. Шахтеры “заколачивают” бешеные деньги – что-то около 2000 долл. в месяц – по чилийским меркам целое состояние. На шахту и обратно их возят на японских автобусах. У всех свои дома, автомобили. После рабочего дня пьют и гуляют до позднего вечера. Впрочем, пьяные нигде не валяются.

Темпы экономического развития в Чили сегодня самые высокие на Латиноамериканском континенте. Инфляция и безработица незначительны. И даже оппозиция не утверждает, что дела в стране идут плохо. Нет, даже очень хорошо, говорят ее лидеры. Но могут идти, по их мнению, еще лучше. Выбор в духе теории соцреализма.

Но вернемся к Пиночету. Его сторонники называют его “наш отец нации”. Противники из левого лагеря говорят, что у него на руках кровь Чили. Но даже те, кто не поддерживает генерала, не приветствуют публичную критику в его адрес, рассматривая ее как напоминание о том периоде, который они хотят побыстрее забыть.

“Я никому бы не посоветовал устанавливать диктатуру”,– заметил однажды генерал Пиночет. Он слишком хорошо знал, о чем говорил.

Николай ГУЛЬБИНСКИЙ


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НАРОД ПОКА ЕЩЕ ТРЕБУЕТ ЗРЕЛИЩ
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ
ВСТАНУ РАНО ПОУТРУ…
Я БЫ В ДВОРНИКИ ПОШЛА, ДА МЕСТИ НЕ УМЕЮ
Почему арест отставного чилийского диктатора А. Пиночета стал международной сенсацией?
КТО ИЩЕТ – ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ
УЛАВЛИВАЯ БИЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПУЛЬСА
А КАК У НИХ?
ТРУДНОСТИ НЕ СТРАШНЫ, ЕСЛИ ОНИ ВО ИМЯ…
Любят люди Люблино
КАНДИДАТ ЮГО-ВОСТОКА МОСКВЫ
ЛУЖКОВ: ШАНС ДЛЯ РОССИИ И ДЛЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
ЧТО В СТОЛИЦЕ ХОРОШО И ЧТО В СТОЛИЦЕ ПЛОХО
ЩУЧЬИ СТОЯНКИ
ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ЯБЛОЧКО
ЛЮДЯМ ВО БЛАГО НАПРАВИТЬ РЕФОРМЫ
ЧТОБЫ МОЛЧАЛИ ПУШКИ, ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ДИПЛОМАТЫ
НИЧЕГО СЕБЕ ПЕЛЬМЕНЬ!
КАК БЫ РЕФОРМЫ
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
В ЯБЛОЧКО
ЭЛИТЫ БУДУТ БИТЬСЯ ЗА КОНСЕНСУС ДО ПОСЛЕДНЕГО РУБЛЯ В НАШЕМ КАРМАНЕ
Календарь садовода и огородника
НЕКРАСОВА И ПУШКИНА С БАЗАРА НЕ НЕСУТ
ЕСЛИ ВЫ, НАХМУРЯСЬ, ВЫЙДЕТЕ ИЗ ДОМУ…


««« »»»