ЛЮДЯМ ВО БЛАГО НАПРАВИТЬ РЕФОРМЫ

Интервью с главой администрации Белгородской области Евгением Савченко

– Евгений Степанович, большинство белгородцев, по нашим сведениям, с одобрением встретило ваше решение не входить в правительство и завершить начатые в области программы преобразований. Видимо, логично было бы задать первый вопрос о том, что удалось и что еще предстоит сделать в реализации этих программ. Однако мне хотелось бы сначала обратиться к Вам не как к губернатору, а как к члену Совета Федерации, председателю одного из ведущих его комитетов.

Считаете ли вы, что формированием правительства Примакова положен конец политическому кризису в России? Или политический и экономический кризисы настолько взаимосвязаны, что окончательное разрешение одного без другого невозможно?

– Безусловно, в реальной жизни все взаимосвязано. На мой взгляд, надо разделять долгосрочный и ближайший этапы выхода из нынешнего политического кризиса. Е. Примаков – действительно фигура компромиссная, консолидирующая. Человек он порядочный, эрудированный, политически не ангажированный. И в этом я имел возможность еще раз убедиться во время нашей недавней встрече в Москве. А главное, Евгений Максимович не связан с бездарным социально-экономическим курсом последних лет, не несет за него ответственности. В этом смысле у него развязаны руки для серьезных и давно назревших коррективов. Так что его приход способствовал преодолению кризиса безвластия, поразившего федеральный Центр, во всяком случае снятию накала страстей.

К тому же правительство Е. Примакова – первое за все годы так называемых реформ, которое может опереться на большинство в Думе, а значит, ему будет легче проводить необходимые для осуществления своей программы законы. Уверен, оно найдет поддержку и большинства сенаторов, тем более что восемь из них – руководители межрегиональных экономических ассоциаций – войдут в состав президиума правительства. Судя по всему, президент дал Евгению Максимовичу карт-бланш в осуществлении кадровой политики, определении курса реформ, чего были лишены прежние премьеры. Хотя выбираться из гайдаро-чубайсовской воронки придется долго и болезненно.

Что же касается долгосрочной перспективы, то выход из политического кризиса возможен только через конституционную реформу, перераспределение властных полномочий от президента в пользу Федерального Собрания и правительства. Если будут обеспечены действительный баланс властей, общепринятая в демократических странах система сдержек и противовесов, исключающая произвол и бесконтрольность любого должностного лица, в этом случае мы будем застрахованы от произвола, ошибок и злоупотреблений. Тогда и можно будет говорить о выходе из политического кризиса, что, в свою очередь, откроет перспективу проведения подлинных социально-экономических реформ в интересах большинства россиян.

– Несмотря на постоянные уверения нашего премьера и членов правительства в том, что экономические реформы в России будут продолжены, на Западе сегодня, пожалуй, нет такой газеты, которая не писала бы о крахе этих реформ, о тупиковой экономической ситуации в нашей стране. Что Вы думаете по этому поводу?

– Об этом пишут и говорят не только на Западе, но и в России, в том числе на Белгородчине. Об этом свидетельствуют печальные, разрушительные плоды деятельности реформаторов, если не считать их собственных приобретений. Причем чем хуже дела, тем чаще раздаются заклинания о верности курсу реформ. Но российским гражданам за семь лет никто не объяснил, что это за курс, каковы его этапы, последовательность шагов, ожидаемые результаты на конкретных временных рубежах и так далее. Поэтому вообще трудно говорить о каком-то курсе как системе продуманных, просчитанных, обеспеченных ресурсами, понятных народу мер. Против объявленных целей – создания демократического государства и рыночной экономики – возразить трудно. Но согласиться со средствами их достижения нельзя.

Реформы всегда предполагают повышение эффективности производства, улучшение жизни большинства населения, расширение набора социальных благ, укрепление личной безопасности граждан. Все эти показатели у нас за годы радикальных реформ оказались со знаком “минус”. Если бы это зависело от меня, я бы посоветовал авторам этих заклинаний забыть до лучших времен слово “реформы”, от которого у народа уже аллергия, а заняться повседневной, кропотливой работой по вытаскиванию страны из кризиса, повышению благосостояния ее населения.

Тем более, что занятие это не безнадежное. Ведь кризис – дело рукотворное. Выход их него требует больших усилий, последовательности, знания жизни и, конечно, честности, порядочности, умения объяснить людям смысл производимых действий.

– Экономические преобразования в Белгородской области осуществлялись, конечно, в русле общей стратегии реформ. Но здесь, как и в других регионах, своя специфика. В чем она?

– Белгородчина живет в рамках единого экономического пространства России и осуществляемые у нас реформы подчинены единым для страны стратегическим целям и задачам. Но вы правильно заметили, есть в реализации реформ на Белгородчине свои особенности. Они заключаются в том, что начиная с 1994 года мы все более углубляем социальную направленность реформ, добиваемся, чтобы социально-политические и экономические преобразования служили людям, совершались во благо им, а не наоборот. Этому подчинен поиск наиболее эффективных рычагов, методов государственного регулирования экономики, которые, кстати, находят применение и в других регионах страны. Это такие новшества, как принцип бюджетных взаимоотношений области и территорий, продналог, зерновой вексель. Интересные наработки есть в деятельности продовольственной корпорации, Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства.

В то время как большинство регионов страны борется за выживание, сохранение хотя бы прежнего уровня благ, мы все же находим силы и средства для наращивания, укрепления социальной базы области, делающей нашу жизнь более комфортной, удобной, я бы сказал, цивилизованной. Кровным делом белгородцев в последние годы стала реализация ряда долгосрочных комплексных социальных программ.

К примеру, в нынешнем году мы завершаем газификацию области и уже разворачиваем программу развития дорожной сети в сельских населенных пунктах и их благоустройства, рассчитанную на семь лет. А что это означает для местных жителей, надеюсь, объяснять не надо. Так мы формируем современный облик Белгородчины. Каков он, можно судить по такому факту: область как по инвестиционной, так и по чисто житейской привлекательности занимает в России одно из ведущих мест. Желающих приехать на постоянное место жительства к нам значительно больше, чем к соседям. Ну а почему бы и не ехать, если мы сохраняем лидирующие позиции в стране по темпам жилищного строительства, продолжаем вводить школы, больницы, дома культуры, если уровень жизни населения у нас выше, чем в среднем по России. У нас относительно низкий уровень безработицы.

Материально-техническую базу проводимых в области реформ определяют высокий интеллектуальный потенциал Белгородчины, “опорные”, наиболее перспективные отрасли, традиционно развивающиеся на основе минеральных ресурсов и богатых черноземов.

Признаюсь: ради сохранения и поддержания социальной направленности реформ иногда приходится идти на формальное нарушение действующего законодательства. Такой пример. От разразившегося в августе кризиса больше пострадали регионы, сделавшие ставку на импортные продукты питания. На продовольственном же рынке области импорт составляет лишь около 10 процентов. А потому рост цен на производимые у нас продукты питания не был таким катастрофическим, как, например, в столице.

Было время, когда решения администрации области (да и органов местного самоуправления), направленные на защиту отечественного сельхозтоваропроизводителя, против засилья импортных товаров, подвергались критике в средствах массовой информации, оспаривались в судебном порядке. Теперь нам удалось избежать обвала на продовольственном рынке области и многие критики наконец-то поняли, кто был прав. Не поддались мы в свое время и эпидемии разрушения, сохранив в основном коллективный уклад в сельском хозяйстве, не ущемляя при этом фермеров и поддерживая развитие личных крестьянских подворий.

Администрация области будет и дальше делать все, чтобы белгородцы жили в достойных условиях, имели работу, пенсии, пособия, чтобы росли их доходы.

– Евгений Степанович, до завершения хозяйственного года еще три месяца, и об окончательном его итоге говорить рано – цыплят по осени считают. И все же – чем характеризуется развитие народного хозяйства области в нынешнем году: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, социальной сфере?

– Одним словом оценить состояние экономики трудно, в ней действуют разные тенденции. Минусы очевидны всем. И на их фоне не замечаются плюсы. А они есть, причем их не так уж и мало. Возможно, это кому-то покажется странным, но в отдельных отраслях экономики наблюдается рост производства. В промышленности в таком режиме работают две трети предприятий, а в целом индустрия области идет с плюсом в 14 процентов. Стабильно растет выпуск товаров народного потребления – с начала года их произведено в полтора раза больше, чем за такой же период прошлого года. Опережающими темпами развиваются черная металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность. И есть все основания полагать, что до конца года объемы промышленного производства будут нарастать.

Объем капитальных вложений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в полтора раза. Так, за восемь месяцев в области введено жилья общей площадью свыше 275 тысыч квадратных метров (в Воронежской и Тамбовской – 153 и 70 тысяч квадратных метров соответственно), более высокими темпами возводятся индивидуальные дома.

Конечно, рисовать экономическую картину в розовых тонах не приходится. Не остановлено сокращение производства в электроэнергетике, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой, медицинской промышленности. Снижается рентабельность производства, половина предприятий все еще убыточна, не сокращается их взаимная задолженность.

Сложной остается ситуация в агропромышленном комплексе, где также еще продолжается спад производства. Урожайность зерновых из-за засухи ниже прошлогодней. Меньше заготовлено и кормов для общественного животноводства. Правда, урожай сахарной свеклы, подсолнечника надеемся собрать не ниже прошлогоднего.

Консолидированный бюджет области за восемь месяцев по доходам выполнен. Радоваться бы. Но лишь половина его получена “живыми” деньгами. Отсюда невозможность своевременно платить зарплату бюджетникам.

Как видите, ситуация во всех отраслях непростая. Но ее еще более обострил разразившийся в августе финансовый кризис. О его последствиях говорить рано – в полной мере они проявятся позже. Но есть вещи очевидные уже сегодня: снизились темпы роста промышленного производства, инвестиций, увеличилась задолженность по заработной плате, нарушен нормальный товарно-денежный оборот, “затромбирована” банковская система, снизились реальные доходы населения, возросла доля людей с доходами ниже прожиточного минимума.

В этих условиях администрация не остается в роли наблюдателя, стремится взять ситуацию под контроль. Созданные чрезвычайные комиссии настойчиво работают над насыщением потребительского рынка, сдерживанием роста цен, обеспечением нормального функционирования финансовой системы, контролем за денежным обращением.

– Природа подарила нам сухую осень. Оппозиция обещает превратить ее в горячую. Как относитесь Вы, Евгений Степанович, к акциям протеста?

– Трудно осуждать доведенных до отчаяния людей, многократно обманутых, обобранных государством, потерявших надежду на лучшую жизнь. За примерами далеко ходить не надо – встряска августа – сентября еще долго будет давать о себе знать. Она больно ударила по жизненному уровню не только бедных, но и средних слоев населения, в то время как государственные механизмы социальной защиты оказались неэффективными. В третий раз за семь лет обесценены сбережения, “похудели” пенсии и зарплаты, подскочили цены. И скорее всего, это не финал.

Даже не очень наблюдательные люди, видимо, обратили внимание: пока федеральный Центр пребывал в состоянии прострации, а затем политической грызни, по сути дела, инициативу по спасению страны взяли на себя власти в регионах. И не потому, что Москва далеко, а потому, что люди нам доверили руль управления, они ждут от нас конкретных и решительных действий, надеются на нас. Мы не можем обмануть их доверия, бросить в беде.

Отсюда не всегда чисто рыночные меры по спасению продовольственного рынка области, регулированию цен на товары, предпринимаемые на месте. Введена, по существу, монополия на водку, сделаны весьма неординарные шаги по пополнению доходной части бюджета, выплате детских пособий и так далее. Сейчас принимаем энергичные меры, чтобы рассчитаться по задолженности с пенсионерами, бюджетниками. На мой взгляд, это самые действенные меры по поддержанию порядка и предупреждению любых протестных мероприятий.

И еще один момент. Я не считаю оппозиционеров людьми, настроенными на бунт, жаждущими крови. Конечно, экстремисты есть везде, но не они определяют лицо оппозиции. Недавно я встречался в Алексеевке с активом районной организации КПРФ. По целому ряду обсуждаемых проблем мы нашли общий язык, пришли к взаимопониманию. Это наши люди, мои земляки. Разные политические взгляды – еще не повод шельмовать несогласных с тобой. Нормальные люди всегда могут договориться, работать вместе, если их действия продиктованы не личными амбициями, а интересами дела.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НАРОД ПОКА ЕЩЕ ТРЕБУЕТ ЗРЕЛИЩ
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ
ВСТАНУ РАНО ПОУТРУ…
Я БЫ В ДВОРНИКИ ПОШЛА, ДА МЕСТИ НЕ УМЕЮ
Почему арест отставного чилийского диктатора А. Пиночета стал международной сенсацией?
“Я НИКОМУ БЫ НЕ ПОСОВЕТОВАЛ УСТАНАВЛИВАТЬ ДИКТАТУРУ”
УЛАВЛИВАЯ БИЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПУЛЬСА
КТО ИЩЕТ – ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ
ТРУДНОСТИ НЕ СТРАШНЫ, ЕСЛИ ОНИ ВО ИМЯ…
А КАК У НИХ?
КАНДИДАТ ЮГО-ВОСТОКА МОСКВЫ
Любят люди Люблино
ЧТО В СТОЛИЦЕ ХОРОШО И ЧТО В СТОЛИЦЕ ПЛОХО
ЛУЖКОВ: ШАНС ДЛЯ РОССИИ И ДЛЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ЯБЛОЧКО
ЩУЧЬИ СТОЯНКИ
ЧТОБЫ МОЛЧАЛИ ПУШКИ, ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ДИПЛОМАТЫ
НИЧЕГО СЕБЕ ПЕЛЬМЕНЬ!
КАК БЫ РЕФОРМЫ
АКЦИИ ПРОТЕСТА В РЕГИОНАХ РОССИИ
В ЯБЛОЧКО
ЭЛИТЫ БУДУТ БИТЬСЯ ЗА КОНСЕНСУС ДО ПОСЛЕДНЕГО РУБЛЯ В НАШЕМ КАРМАНЕ
Календарь садовода и огородника
НЕКРАСОВА И ПУШКИНА С БАЗАРА НЕ НЕСУТ
ЕСЛИ ВЫ, НАХМУРЯСЬ, ВЫЙДЕТЕ ИЗ ДОМУ…


««« »»»