У нас клюет, у шведов нет, у нас клюет, у шведов нет… И тогда засылают они к нам своего лазутчика. Походил он возле наших лунок и бегом к своим. “Эти чудаки норвеги зачем-то еще во льду и дырки сверлят!” – запыхавшись, выпалил он своим соотечественникам.
Такую рыбацкую байку можно часто услышать в Норвегии, да, кстати, и в Швеции. Только там она начинается иначе: у нас клюет, у норвежцев нет…
Неизвестно, кто начал сверлить лунки во льду раньше – норвежцы или шведы, но в Швеции зимняя рыбалка считается сегодня самым массовым спортивным занятием, а в Норвегии уступает разве только лыжам. В Швеции зимнюю рыбалку врачи рекомендуют как целебное средство от стресса и прочих недугов современной цивилизации.
Многие утверждают, что ледобур – лучшее снотворное. Покрути целый день лунки на свежем морозном воздухе, и хорошо спится – или вообще без снов, или же снится чуть сгибающийся кивок. Подсечка и… проснулся, позавтракал и быстрее на лед, чтобы просверлить первую лунку.
Утром, чуть забрезжил рассвет, мы с приятелем устремились на лед, чтобы пасть ниц перед все еще недоступной “сальвениус альпинус”. Но первые “павшие” уже лежали, распластавшись на льду на оленьих шкурах: норвежцы, шведы – все вповалку “смотрели телевизор”.
Быстро отыскав и чуть обновив вчерашние лунки, ложимся и мы, двое русских. На сей раз ледовым соратником стал мой коллега, корреспондент ТАСС в Норвегии и заядлейший рыболов Станислав Тихомиров. Вначале тихо переговариваемся, но постепенно замолкаем, завороженные волшебным подводным миром. Понятно теперь, почему местное телевидение любит показывать на экране плавающих рыбок, заполняя паузы между передачами. Ничто так не успокаивает, даже после очередного кроваво-ковбойского кинобоевика, как снующие в воде рыбки.
Но что это? На экране моего “телевизора” метнулась какая-то тень, резкий толчок, инстинктивно резкая подсечка, и начинается схватка. Выбирая упруго сопротивляющуюся леску, я привстаю на колено, затем во весь рост. Рыбина падает к моим ногам, извиваясь на белом снегу язычком яркого пламени, как танцующая разнаряженная цыганка. Постепенно танец затихает… Я долго, любуясь, разглядываю добычу. Аккуратная маленькая головка, широкая и сильная хвостовая часть, красная оборка чуть ниже боковой линии и плавники с белой оторочкой по краям. По серо-зеленой спине светлые звезды-искорки – верный признак благородного семейства лососевых. Красавица “сальвениус альпинус” у моих ног.
– Граммов на шестьсот потянет, – не без оттенка рыбацкой зависти тут же нарочитой прозой комментирует мой приятель, поднимаясь на локти. – Однако я уполномочен заявить… – но тут же вдруг подпрыгивает на полуслове, и теперь уже из его лунки взметнулся язычок алого пламени. “И началось”, – любят говорить в таких случаях рыболовы всех широт, когда поклевки следуют одна за другой.
Сравнительно недавно среди рыболовов Норвегии заговорили о “секретной” снасти русских – мормышке.
Вот как описывает технику ловли на мормышку рекламный агент крупнейшей норвежской фирмы по производству рыболовных спортивных снастей Бьёрн Нюхус:
“Весной по последнему льду я рекомендую испытать русскую национальную снасть – мормышку, маленькую блесенку, если ее вообще можно назвать так, ибо речь идет об имитации насекомого.
Ее колеблющийся ход весьма соблазнителен для форели, сига, окуня, особенно для двух последних. Для придания особой уловистости можно наживить ее кусочком червя, опарышем, глазом окуня, кусочком окуневого горла, икринкой и т.д.
Что касается лески, то 0,3 здесь, конечно, ни к чему, но подойдет 0,1-0,12 или 0,15.
А теперь немного о самой технике лова.
Опусти ее до самого дна, подними на 5 – 10 см, сделай несколько длинных приманочных потяжек и переходи к мягким вибрирующим движениям. Самое сложное здесь – объяснить ритм таких колебаний, но со временем вы сами почувствуете, как нужно действовать…”
В.ВАРЕНОВ