ФЕДЕРАЛЬНУЮ ИСЛАМСКУЮ РЕСПУБЛИКУ КОМОРСКИЕ ОСТРОВА ОХВАТИЛ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ КРИЗИС ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. КРОВАВЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ МЕЖДУ АРМИЕЙ И СЕПАРАТИСТАМИ ПРЕВРАЩАЮТ СИТУАЦИЮ НА ОСТРОВАХ В БЕСКОНЕЧНЫЙ КОШМАР
В Мозамбикском проливе, разделяющем континентальную Африку и Мадагаскар, находится страна с романтическим названием Коморские (от арабского “камр” – луна) острова. Коморы традиционно вызывали интерес у географов и геологов обилием вулканов и своенравным поведением самого крупного действующего вулкана – Карталы. Но в последнее время архипелаг беспокоит черный континент извержениями иного характера.
АЛИ СУАЛИХ
Население Коморских островов составляют в основном потомки арабов, индийцев и иранцев, смешавшихся с малагасийцами и выходцами с восточного побережья Африки. Само название народа со столь разнообразными корнями – анталаотра.
В стране постоянно шло противоборство между правящими ныне исламистами и сторонниками светского государства. Это противоборство принимало такие причудливые формы, что национальным героем для части коморцев стал знаменитый террорист-наемник француз Робер (более известный как Боб) Денар, которому выпало сыграть немаловажную роль в новейшей истории Коморских островов.
Независимое Коморское государство было провозглашено 6 июля 1975 г. Но уже 3 августа произошел первый государственный переворот, в результате которого основатель Коморского государства лидер исламистов Ахмед Абдалла Абдереман бежал из страны. К власти пришел Объединенный национальный фронт оппозиционных партий (ОНФКО). Главой государства стал председатель Национального исполнительного комитета Али Суалих.
Суалих действовал самоуверенно и решительно. Он напрочь запретил ношение чадры и соблюдение шариата. В органы власти целенаправленно внедрялась в первую очередь молодежь. Али Суалих организовал “розовый марш” на Майотту (остров Майотта остался за метрополией после провозглашения независимости большей части Коморского архипелага). “Розовый марш” представлял собой ненасильственное, в духе идей Махатмы Ганди, массовое проникновение коморских граждан на территорию французской колонии. Французы стали в срочном порядке покидать Коморы.
Французы не приняли суверенитет Коморского государства над Майоттой и 8 февраля 1976 г. провели на острове референдум. Большинство жителей проголосовало за “особый статус” Майотты как французской “территориальной единицы”. Из-за этого острова Франция даже стала нарушителем резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, неуклонно требовавшей воссоединения Комор как суверенного государства.
Суалих тем временем проводил свои революционные реформы. Была национализирована французская собственность. Провозгласив основой своей политики концепцию “национального социализма”, Суалих объявил о проведении аграрной реформы. 23 февраля 1977 г. была провозглашена конституция страны, формально учредившая разделение властей. Функции главы государства и правительства брал на себя президент, то есть сам Али Суалих.
В такой ситуации и возник на политическом небосклоне Боб Денар. К тому времени он прославился боевыми операциями в Конго и Бенине, работой в качестве “технического” советника у президента Габона Омара Бонго; ему приписывали участие в организации и проведении переворотов в самых разных странах Африки. Бывшие соратники Суалиха были недовольны тем, что в апреле 1977 г. он специальным декретом сначала распустил все прежние административные органы и политические партии, а вслед за этим установил однопартийную диктатуру ОНФКО (к тому времени фронт был преобразован в единую правящую партию). Многие политики стали обращать взоры к низложенному Абдалле, проживавшему во Франции и пользовавшемуся поддержкой коморской колонии в бывшей метрополии.
В одну из майских ночей 1977 г. отряд Денара под конспиративным названием “Подпольные силы освобождения” высадился на острове Гранд-Комор, где расположен город Морони – столица Коморских островов. Акция оплачивалась Абдаллой. Никто не ожидал нападения. Захватив президентский дворец, наемники застрелили Суалиха, как позже было объявлено, “при попытке к бегству”.
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС БОБА ДЕНАРА
Боб Денар праздновал победу, купаясь в шампанском. Ахмед Абдалла прибыл спустя несколько дней. Он учел неудачный опыт первого периода своего правления и стал действовать наверняка. Была провозглашена Федеральная Исламская Республика Коморские острова. Министром обороны стал никому не известный Саид Мустафа М’Хаджу. Лишь спустя несколько лет стало известно, что под этим именем в исламское правительство вошел Боб Денар. И, что удивительно, столь прожженный боевик, беспринципный (казалось бы!) политикан отнесся к своему новому амплуа очень серьезно. Он принял ислам, совершил паломничество в Мекку. Отряд наемников, с которыми Денар брал президентский дворец, составил президентскую гвардию Абдаллы. Когда все это всплыло на поверхность, на континенте возмутились. ОАЕ отказалась принять Коморские острова в свои ряды, пока наемный террорист находится в составе коморского правительства. Абдалла ретировался. Официально Мустафа М’Хаджу вышел из правительства и покинул Коморы. На самом деле он тут же тайком вернулся. Абдалле было суждено править страной в течение 12 лет. За это время возникла сильная оппозиция уже его собственному режиму. Правоверные мусульмане были недовольны политикой “либерального пути”, которая, по их мнению, так же размывала традиционные устои, как и социализм Суалиха.
Активизировались и левые. Провозглашенная Абдаллой политика сочетания “демократических принципов и ценностей исламской цивилизации” не устраивала на правых, ни левых. Но это еще полбеды. Детонатором нового передела власти послужило вольготное поведение иностранных наемников, получавших все мирские удовольствия, полагавшиеся “солдатам удачи” при полном покровительстве президента Абдаллы.
Однако оппозиционеры боялись реального переворота, опасаясь, что у них не хватит сил для удержания власти. Найдя сторонников среди чиновничества, оппоненты Абдаллы и представители власти в ноябре 1989 г. искусно инсценировали попытку переворота. Абдаллу постигла участь Суалиха, он был как-то незаметно, в суматохе, убит. Потеряв патрона, Денар и его боевики покинули остров.
Осенью 1995 г. Коморские острова вновь замелькали в сводках новостей. 66-летний Денар высадился на Гранд-Коморе и совершил государственный переворот. Спустя 6 лет он взялся за старое и постарался отомстить ниспровергателям Абдаллы.
Последняя эпопея Денара была остановлена атакой французских военных. 5 октября 1995 г. Денар был взят в плен своими соотечественниками.
В ПОЛИТИЧЕСКОМ ТУПИКЕ
Программа реформ, выдвинутая нынешним президентом Исламской Республики Мохамедом Таки, наделяющая Советы островов реальной автономной властью, дающая независимость судам, никакого отклика, на Анжуане, по крайней мере, не находит. Тем не менее правительство отвергает экстремизм как слева, так и справа. В то же время угроза распада страны загоняет правительство в полный тупик.
Основа экономики Комор – сельское хозяйство. Страна занимает второе место в мире (после Индонезии) по экспорту ванили. А по экспорту иланг-иланга (древесного цветка, из которого производится эссенция для парфюмерной промышленности) Коморы вообще лидируют: половина мировых посевов иланг-иланг находится на Коморах. Третья статья экспорта, гвоздика, выращивается главным образом на острове Анжуан. Цены на гвоздику неуклонно падают в связи с сильной конкуренцией со стороны Танзании, Мадагаскара и Индонезии. То, что производство гвоздики целиком отдано в частные руки, нисколько не спасает положение. Экспорт ванили тоже оказался под угрозой – из-за появления так называемой “синтетической ванили”, а также по причине жесткой конкуренции со стороны все той же Индонезии. Существуют планы увеличения производства копры и корицы, некоторые экономисты уповают на спасительное расширение ассортимента экспортной продукции.
Большую помощь в экономической политике могла бы оказать пятидесятитысячная коморская диаспора во Франции. Среди французских коморцев немало квалифицированных специалистов и, что наиболее важно, состоятельных предпринимателей. Мохамеду Таки предстоит налаживать диалог с Аббасом Джусуфом, лидером Демократического форума (так теперь называется главная партия диаспоры, с которой Мохамеду Таки и его сторонникам пришлось соревноваться в прошлогодней предвыборной гонке). Другое направление внешнеэкономической политики – мусульманской мир. Здесь Таки действует через министерство по делам мусульман и отношениям с арабскими и исламскими организациями. Кстати, судебная реформа предполагает отделение от этого министерства юстиции, до сих пор юстиция находилась в подчиненном положении. Арабские государства оказывали финансовое содействие в строительстве глубоководного порта Мутсамуду на острове Анжуан, в 1991 г. Египет пожертвовал Коморам 700 тыс. долл., Марокко – еще 300 тыс.
За последние 10 лет численность населения Коморских островов увеличилась вдвое и составляет 600 тыс. человек (на площади чуть больше 2 тыс. кв. км, без Майотты). Демографический рост значительно превышает прогнозы местных специалистов. При этом ежегодный доход на душу населения не превышает 300 долл. Коморцам совершенно не внушает никакого оптимизма вступление страны в XXI в. с таким низким жизненным уровнем. Правительство ломает голову: как решить проблему сепаратизма, ставшую главным препятствием на пути реформирования экономики и общего государственного устройства. Непросто складывается судьба страны, находящейся на стыке разных цивилизаций, культур и традиций.