Прошедшая неделя характеризовалась заметной тенденцией к стабилизации. С повестки дня начинают сниматься наиболее “горячие” планы реформаторов, способные вызвать рост общественной напряженности в стране.
Так, по-видимому, будет отодвинут на срок после 2000 г. план пенсионной реформы. По ряду других острых проблем российских реформ принимаются компромиссные решения, ставящие их проведение в зависимость от обстоятельств, например от местных властей (в случае Земельного кодекса).
ОН ШУТИЛ, А ВЫ ПОВЕРИЛИ
Политическое поведение Ельцина продолжало определяться электоральными мотивами.
Электоральный лейтмотив послания президента Федеральному собранию задан уже его названием “Общими силами – к подъему России”. Перечислив основные пункты стратегии подъема (объединение усилий всех ветвей власти, устойчивый экономический рост, кардинальное обновление работы власти, продвижение реформ во все без исключения регионы, взаимное доверие власти и общества), Ельцин сделал особый упор на необходимости сохранения политического баланса, достигнутого ныне в руководстве страны.
Несмотря на риторические заявления о возможности кардинального обновления Кабинета в случае невыполнения им стратегических задач, Ельцин не оставил сомнений в том, что в ближайшее время основные фигуры правительства – премьер Черномырдин, первые вице-премьеры Чубайс и Немцов – сохранят свои властные позиции.
Предстоящий 26 февраля отчет правительства перед президентом, судя по всем признакам, уже не будет носить печать “судьбоносности”.
Нельзя исключить того, что целая цепь ”раскручиваемых” Генпрокуратурой скандалов (дело “Голден Ада”, дело В.Ильюшенко, “успехи” в расследовании убийства журналиста Холодова и др.) могла быть инициирована самим президентом с целью продемонстрировать, что он готов, в случае необходимости, использовать жесткие методы, чтобы поставить на место “диссидентов” в элите. Тем самым он дает ясно понять, что не потерпит выдвижения со стороны правящей элиты соперников при “живом президенте”.
Потребовав от правительства обеспечить реальность бюджета на текущий год, президент вынудил Кабинет отказаться от предварительно утвержденного на согласительной комиссии увеличения расходной части бюджета на 27,9 млрд деноминированных рублей, чем фактически свел на нет весь предшествовавший бюджетный процесс. Этот шаг президента означал, что его линия на компромисс с Думой была чисто тактической уловкой, рассчитанной на компрометацию оппозиции, которая втянулась в согласительный процесс, не просчитав возможных вариантов его развития.
Последовавшая за выступлением президента встреча “большой четверки” также не привела ни к каким результатам и, по сути дела, еще раз продемонстрировала, что игра Ельцина по учреждению новых согласительных процедур и институтов является ситуативной и не несет характера стратегической линии. Президент ясно показал, что отношения российского руководства с международными финансовыми организациями (секвестр бюджета на 27,9 млрд рублей был рассчитан прежде всего на Камдессю: он должен был засвидетельствовать реалистичность экономической политики Кремля) являются для него более важными, чем линия на компромисс и согласие внутри страны.
Более того, поведение жестко председателя Центризбиркома (ЦИК) А.Иванченко наталкивает на мысль, что, с точки зрения Ельцина, оппозиция может быть выведена за рамки политического процесса в России. Предложение Иванченко считать выборы в Думу состоявшимися, если в них принимает участие не менее 55% от списочного состава избирателей (нынешняя норма составляет 25%), в случае его реализации приведет к тому, что Думу, скорее всего, не удастся полностью укомплектовать. Такое положение дел, во-первых, надолго бы вывело оппозицию из политической игры на парламентской сцене, а, во-вторых, полностью развязало бы руки исполнительной власти не только фактически, как сейчас, но и с формально-правовой точки зрения.
В наибольшей мере укрепили свои позиции после выступления Ельцина премьер Черномырдин, которому, судя по всему, удалось отвести от себя угрозу отставки, и молодые реформаторы, также удержавшиеся на плаву. Ныне имеет смысл говорить о формировании единой команды в российском правительстве, ориентированной на выигрыш Ельциным президентских выборов-2000. Она основана на союзе между так называемыми старой и новой номенклатурой, однако единство этой команды не следует преувеличивать.
ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ТАМ
Черномырдин, по сути дела, вышел из состава статусных оппонентов молодых реформаторов и дистанцировался от их противников.
Формирование нового пропрезидентского альянса не осталось без последствий для идеологических позиций его участников. Черномырдин добился со стороны МВФ, ВБ признания успехов проводимой Кабинетом экономической политики. Более того, Камдессю публично заявил о том, что не одобряет преобладания монетаристских подходов в управлении экономикой России. Это заявление заметно укрепило позиции Черномырдина.
Весьма существенных успехов добился Черномырдин и в своей кулуарной политике. В частности, им было издано распоряжение, предписывающее Минтопэнерго, находящемуся под контролем людей Немцова, при принятии решений взаимодействовать с Союзом промышленников и предпринимателей угольной отрасли, возглавляемым бывшим главой Росугля, прочубайсовски настроенным Ю.Малышевым. Этот ход расценивается не столько как результат политики, нацеленной на консолидацию вокруг премьера обоих младореформаторов, сколько как стремление уравновесить их влияние и создать почву для расширения своего собственного поля маневрирования. Черномырдин начал оказывать явное покровительство Министерству атомной энергетики, находящемуся в конкурентных отношениях с Минтопоэнерго.
Кроме того, Черномырдин явно педалирует в своих интересах работу ВЧК, где преобладают младореформаторские кадры. На ближайшем заседании должен обсуждаться вопрос о предприятиях – должниках Внешэкономбанка, контролируемого креатурами премьера.
По-прежнему неплохо идут дела в “Газпроме”, финансовые надстройки которого лидируют по основным показателям развития в российском банковском сообществе.
На силу позиций Черномырдина указывает и его устойчивая активность на внешнеполитической сцене.
Несмотря на формирование альянса между Черномырдиным и младореформаторами, премьер и его команда явно стремятся не потерять собственное политическое лицо, что выражается в сохранении движением НДР особых позиций, и прежде всего по вопросу о секвестировании 27,9 млрд рублей бюджетных расходов, против чего выступил первый вице-спикер Думы, член НДР В.Рыжков. Очевидно, НДР руководствуется стремлением не нарушить баланс сил в Думе и сохранить для премьера возможность маневрирования в диалоге с левыми думскими фракциями. Лидеры НДР дистанцируются и от планов президентской команды ввести чисто мажоритарные выборы в нижнюю палату парламента. Фракция НДР, стремясь предотвратить возможные потери на будущих парламентских выборах вследствие реализации этого плана, продолжает призывать Кремль к компромиссу. Предлагается провести выборы 1999 года по ныне действующей смешанной системе, введя плавающий пятипроцентный барьер для того, чтобы представительство в Думе получили партии, чуть-чуть не добравшие до пяти процентов. Судя по некоторым замечаниям представителя президента в Думе В.Котенкова, данный вопрос остается открытым для торга, и президентская сторона может отказаться от жесткой позиции по нему при определенных уступках со стороны Думы.
БЫЛО У ЦАРЯ ДВА СЫНА. МЛАДОРЕФОРМАТОРА
Особенно активен был Чубайс, перед которым Ельцин поставил сложную задачу остановить рост долгов предприятий в бюджет к концу третьего квартала этого года и ликвидировать эти долги в следующем, 1999 году.
Основные конфликты чубайсовской команды с противостоящими ей фигурами в правительстве (конфликт ФКЦБ и ЦБР, между прочубайсовски настроенной частью Минфина и ЦБР, конфликт между Чубайсом и главой МВД Куликовым, скандальная ситуация вокруг близкой к младореформаторам телерадиокомпании ВГТРК и др.) на минувшей неделе были приглушены. Так, глава Минфина М.Задорнов, ранее активно критиковавший ФКЦБ, после выступления Ельцина заморозил свои претензии. В свою очередь Чубайс, выступая на коллегии ГНС, несмотря на попытку “черномырдинца” А.Потемкина, замминистра финансов, столкнуть этого первого вице с Куликовым по вопросу о реорганизации налоговой службы, дипломатично уклонился от полемики на эту тему.
Вряд ли окажутся продуктивными и попытки ряда СМИ, контролируемых “блоком четырех”, развязать против Чубайса очередной виток “войны компроматов”: первый вице, пользуясь покровительством Ельцина, вновь перестал реагировать на нападки в свой адрес.
Действия Немцова были менее заметны в экономической сфере, но он проявил большую активность в политике: выступил с рядом широковещательных политических заявлений, с критикой естественных монополий. Немцов позволяет себе в высказываниях заходить дальше других молодых реформаторов в критике главы Кабинета и “Газпрома”. Выступая 20 февраля на расширенной коллегии Государственного антимонопольного комитета (ГАК), в частности, высказался против участия “Газпрома” в приватизации “Сибнефтегазпереработки”, ориентировав ГАК на строгое соблюдение в этом случае антимонопольного законодательства.
Стабильными, по-видимому, остаются позиции близких к Немцову фигур в правительстве, в частности, вице-премьера О.Сысуева. Появившиеся недавно в прессе компрометирующие последнего материалы (ввиду явно нецелевого использования кредитов ВБ фондом Социальных реформ, возглавляемого Сысуевым), как и другой компромат на младореформаторов, остается невостребованным президентом.
Ключевым фактором устойчивости младореформаторов остается оказываемая им поддержка с Запада. Так, заместитель главы президентской администрации А.Лившиц подтвердил, что Дж.Сорос вскоре после Давоса направил президенту РФ письмо, в котором предупредил, что в случае удаления Немцова и Чубайса из правительства Сорос немедленно отзовет свои капиталы из России.
СТАТУСНЫЕ ОППОНЕНТЫ КРЕМЛЯ И ПРЕЗИДЕНТА
Отсутствие Березовского на прошедшей неделе в Москве (вне зависимости от повода) может быть истолковано как ослабление его влияния в ближайшем окружении президента. Обратили на себя внимание попытки прессы, контролируемой этим магнатом, несколько сбавить критический тон и изменить прежде сугубо негативную оценку деятельности младореформаторов на более позитивную. По-видимому, Березовский пытается показать, что он не прочь встроиться в формирующуюся вокруг президента Ельцина новую политическую конфигурацию.
Несмотря на это, ряд финансовых структур, связанных с Березовским, продолжал получать ощутимые удары от его оппонентов. А первый вице Немцов дал понять, что от Березовского требуется безоговорочная политическая капитуляция. Пока Березовский к этому, по-видимому, не готов – в последнем выпуске программы “Время” С.Доренко, информационное alter ego Березовского, вновь возобновил резкую критику “аморализма” Чубайса и Немцова. Тем не менее налицо заметные трещины в рядах “блока четырех”, который пытался сколотить в Давосе Березовский, в частности, от него заметно дистанцировались информационный магнат В.Гусинский и банкир А.Смоленский. Причем Гусинский, согласно мнению экспертов, рассчитывает встроиться в электоральную кампанию Ельцина в качестве основного информационного подрядчика, а Смоленский, по сведениям из прессы, решил и вовсе отойти от участия в информационных войнах. С этим связывают прекращение им финансирования издательского дома “Коммерсант”, который, как полагают, ведет ныне переговоры с прочубайсовскими финансовыми структурами – ”Альфа-банком” и ОНЭКСИМбанком.
Столичный мэр Лужков после обнародования президентского послания, в котором был положительно упомянут, по-видимому, воспринял это как карт-бланш на то, чтобы играть роль балансира по отношению к молодым реформаторам. Минувшая неделя прошла под знаком наступления Лужкова на основные позиции либералов, более того, в своих высказываниях он начал критически отзываться и о позиции премьера Черномырдина, очевидно, ввиду сближения последнего с Чубайсом.
Мэр столицы в выступлении перед студентами одного из московских вузов с острокритических позиций осветил роль молодых реформаторов, которые, по его словам, не в состоянии предложить государству ничего другого, кроме разрушающего страну монетаристского курса, а также обвинил их в дискредитации президента. По мнению Лужкова, Ельцин в своем послании отмежевался от эпохи монетаризма, в то время как Чубайс “по-хлестаковски заявил, что продолжит прежнюю налоговую политику и приватизацию”.
Эксперты предполагают, что разрешение московских властей левым радикалам провести 23 февраля манифестацию в центре Москвы было чем-то вроде ответа московской мэрии на усиление младореформаторов.
Еще одним заслуживающим рассмотрения моментом в поведении Лужкова явилось установление им доверительных отношений с новым руководством МГИ, начавшим чистку аппарата этого ведомства от креатур Чубайса.
Особый интерес наблюдателей вызвала поездка Лужкова в Севастополь для вручения морякам-черноморцам ключей от домов, построенных на средства Москвы. В ходе этого блиц-визита столичный мэр выступил с крайне жесткими заявлениями, в которых подчеркивалась принадлежность Севастополя России и было высказано негативное отношение к насильственной украинизации населения этого города; тем самым Лужков продемонстрировал неизменность, неконъюнктурность своей позиции в данном вопросе. Эта поездка накануне визита Черномырдина в Киев была, по-видимому, рассчитана на то, чтобы реанимировать забываемую Кремлем патриотическую тему положения русскоязычного населения на Украине. По мнению некоторых экспертов, выступления Лужкова в Севастополе, широко транслировавшиеся по общероссийским СМИ, произвели позитивное впечатление на российское общество, особенно в провинции.
Заслуживает внимания и такой шаг Лужкова, как организация автопробега новых моделей “Москвичей” по маршруту Москва – Новосибирск – Москва, что воспринимается как часть его усилий по формированию собственного позитивного имиджа в России.
Глубокое разочарование оппозиции левоцентристского толка после решения президента перечеркнуть итоги полугодичных согласительных процедур было, пожалуй, самым главным фактором поведения левого центра. Под влиянием новых обстоятельств началось спешное сближение с более радикальными силами в российском парламенте, в частности, с генералом Л.Рохлиным (НПСР и ДПА подписали соглашение о сотрудничестве, предполагающее взаимный отказ от нелояльных акций).
Одновременно оппозиция сочла необходимым попытаться реанимировать диалог с президентом. В частности, лидеры думских левых потребовали на встрече с премьером 19 февраля срочного созыва “круглого стола” для обсуждения неудовлетворительного хода реализации обещаний по развитию политики диалога и компромисса, данных оппозиции исполнительной властью.
Внимание экспертов привлекли заявления генерала Лебедя, подтвердившего решение о своем участии в выборах губернатора Красноярского края и отметившего возможность сотрудничества с Березовским. Этот ход генерала окончательно определил конфигурацию финансовых сил, на которые он рассчитывает опереться в борьбе за губернаторское кресло. Речь идет о “Российском кредите”, братьях Черных, которые начали проводить в отношении этого банка более толерантную политику, и Березовском.
Департамент политического
мониторинга Фонда “Реформа”