ПОКА НЕ ВЫМЕТЕН ВЕСЬ СБРОД, В СТРАНЕ – ШАТАНЬЕ И РАЗБРОД

Системный кризис привел к процессам перемен в основных областях жизни российского общества – в экономике и социальной сфере, в области отношений между властью и обществом, регионами и федеральным Центром.

НЕСЕМСЯ РЫСЬЮ КАК-НИБУДЬ

Несмотря на официальное заявление Ю. Маслюкова, что правительство не собирается пересматривать итоги приватизации, судьба приватизации не выглядит однозначной после прихода новой правительственной команды. Е. Примаков, отрицая возможность пересмотра итогов приватизации, назвал ее бандитской и отметил, что в целом она оказалась экономически неэффективной и в руках правительства есть немало рычагов воздействия на неэффективных собственников с целью передела их имущества в пользу государства.

В сфере реального производства продолжается кризис ТЭКа, связанный с падением цен на мировом рынке на российскую нефть. Перспектива дальнейшего падения цен на продукцию добывающей промышленности делает необходимым развитие обрабатывающих отраслей, что предполагается начать с подъема легкой промышленности.

Кризис затронул и социальную инфраструктуру. В частности, на минувшей неделе была предпринята попытка описания за долги имущества ОРТ. Обратил на себя внимание и факт распродажи крупной рекламной компании Premier SV С. Лисовского, игравшей важную роль в ряде электоральных кампаний последних лет.

Вынужденный акцент правительства на увеличение фискального бремени, накладываемого на население, ведет к дальнейшему ослаблению среднего класса. Государству придется считаться с его недовольством и маневрировать, учитывая требования этой социальной группы. На минувшей неделе правительство официально отменило свое постановление о массовом внедрении контрольно-кассовых машин, против которого состоялись массовые манифестации “челноков” и рыночных торговцев во многих городах России. В связи с тем, что правительство намерено обеспечить 2%-й первичный профицит в 1999 г., среди прочих мер будут повышены налоговые ставки на физических лиц, что также ухудшит положение среднего класса.

Федеральной политической системе на минувшей неделе пришлось столкнуться и с серьезными вызовами со стороны регионов. Речь идет не только о демарше калмыцкого президента К. Илюмжинова, которому удалось, подняв громкий скандал и угрожая Центру выходом республики из состава РФ, добиться восстановления трансфертов Минфина. Чувашия фактически ввела собственные республиканские деньги, так называемые складские свидетельства для замены рубля при внутренних расчетах. Сахалинский губернатор И. Фархутдинов предложил превратить Сахалинскую область в свободную экономическую зону. Генерал Лебедь, отказавшись принимать отработанное ядерное топливо с украинских АЭС без предоплаты в валюте по мировым ценам, продемонстрировал возможности российских регионов влиять на внешнеполитический курс страны. В целом рост значимости регионов в политической жизни России нашел выражение в инициативе ряда губернаторов, озвученной Д. Аяцковым, заявившим о решимости губернаторского корпуса активно влиять на процесс думских выборов. Губернаторы рассчитывают получить в Думе крупную депутатскую группу, а возможно и фракцию.

НАКАНУНЕ. ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА ПРАВИТЕЛЬСТВО

В условиях ослабления президентской власти, а также ввиду утвердившегося мнения о неизбежности досрочного ухода действующего президента с политической сцены резко возросла политическая роль правительства. В соответствии с российской Конституцией досрочный уход главы государства превращает Кабинет министров в институт, который получает доминирующее положение в системе власти, организует досрочные выборы главы государства и определяет направленность политичского процесса. Эти обстоятельства делают в нынешних условиях правительство одной из приоритетных целей в борьбе основных политических субъектов – оппозиции, региональных элит, отраслевых лоббистских группировок и т.д.

Под влиянием негативных перемен, кризиса, роста социальной напряженности правительство вынуждено усиливать свое внимание к вопросам укрепления дисциплины и правопорядка. На заседании комиссии по оперативным вопросам первый вице-премьер Маслюков подчеркнул, что в возникновении чрезвычайно напряженной ситуации с обеспечением северных регионов топливом и продовольствием сыграли свою роль не только объективноые экономические обстоятельства, но и отсутствие исполнительской дисциплины, халатность ряда должностных лиц. Премьер-министр крайне жестко оценил ситуацию в Новороссийском порту, объявив приватизацию его территории “форменным бандитизмом”. МВД по поручению правительства создало специализированное Управление по Азово-Черноморскому бассейну в целях отслеживания криминала в черноморских портах России.

Линия Кабинета министров на наведение порядка, усиление регулирующей роли государства в российской экономике и общественной жизни вызывает заметную озабоченность среди представителей радикально-либеральной элиты, отодвинутых на второй план в результате разразившегося в конце лета нынешнего года финансово-экономического кризиса и стремящихся вернуться во власть. Однако не наблюдается серьезных признаков того, что премьер Е. Примаков готов внять аргументам сторонников возвращения в правительство “младореформаторов” и “молодых технократов”. Напротив, появились признаки заинтересованности главы Кабинета в расчищении правительства от остатков предыдущей черномырдинско-кириенковской команды. Так, в начале прошедшей недели в ряде популярных СМИ появились материалы, рассчитанные на дискредитацию нынешнего руководства МПС, Минатома и “Росвооружения”. По мнению некоторых осведомленных источников, за публикацией этих материалов стоят интересы группы спецслужб, рассчитывающей на занятие вакантных мест после “чистки” Кабинета от остатков реформаторской команды. Наиболее заметным событием в кадровой политике правительства может стать уже в ближайшее время смена руководства “Росвооружения”.

Конфликты в правительстве между его старой и новой, пришедшей вместе с Е. Примаковым частями, линия Кабинета на укрепление дисциплины и правопорядка явно ощущаются в качестве угрозы представителями отодвинутой на периферию реформаторской группировки, которая находилась у власти последние семь лет. Еще одним моментом, который стимулировал страхи либерал-реформаторов, стал союз правительства с думским большинством и поддержка последним правительственных инициатив в бюджетно-налоговой сфере.

Сочетание всех этих факторов стало причиной возобновления и эскалации войны компроматов. Самым ярким феноменом этой войны стало так называемое “дело о покушении на Березовского“, расследование которого было возобновлено Главной военной прокуратурой после открытого письма Б. Березовского директору ФСБ В. Путину. Возобновление этого дела дало повод для массированной атаки либеральной прессы на все правоохранительные органы, которые, по словам Б. Березовского, “превратились в бандитские формирования”. Эта атака на российские правоохранительные структуры, в которой наиболее активное участие приняли группировка Б. Березовского, медиа-империя В. Гусинского, а также наиболее одиозные фигуры из лагеря радикальных реформаторов, объясняется тем, что в последнее время усилилось внимание правоохранительных органов к грехам реформаторской элиты, к происхождению состояний ряда российских олигархов. В свою очередь, представители правительства, и в частности вице-премьер Г. Кулик, обвинили бывшего премьера В. Черномырдина и других членов его команды в том, что они противодействовали в свое время борьбе с коррупцией, мешая при этом работе правоохранительных органов и оказывая на них давление.

Война компроматов перешла на новую стадию после обнародования материалов, свидетельствующих о том, что Б. Березовский и ряд других финансовых магнатов в свое время передали президенту право на владение и распоряжение акциями ОРТ. Кроме того, директор ФСБ В. Путин во время своего недавнего посещения Б. Ельцина заявил, что в распоряжении ФСБ есть немало свидетельств коррупции в самых высоких эшелонах власти и что соответствующие данные в скором времени будут обнародованы.

На фоне эскалации войны компроматов на прошедшей неделе началось усиление политического терроризма. Объектами угроз физической расправы в это время стали губернатор приморского края В. Наздратенко и группа высокопоставленных чиновников приморской администрации. Была сделана попытка покушения на первого зампреда Центрального округа Москвы П. Бирюкова, убит советник губернатора Кемеровской области. Переход внутриэлитной борьбы в новое качество был ознаменован убийством видного деятеля российского демократического движения, депутата Государственной Думы, лидера партии “Демократическая Россия” Г. Старовойтовой.

Это убийство было немедленно сделано поводом для дальнейшего обострения политической ситуации, инициаторами чего выступили в первую очередь политики, стоящие на праволиберальных позициях. А. Чубайс заявил о том, что это убийство выгодно прежде всего коммунистам (а также бандитам). Левые также не совсем корректно отреагировали на трагическую гибель Старовойтовой, объявив ее, фактически, жертвой преступного режима и потребовав от президента чрезвычайных мер для наведения порядка в стране. Убийство Г. Старовойтовой продемонстрировало, что в условиях дальнейшего роста политической напряженности, эскалации внутриэлитной борьбы, падения авторитета власти, паралича правоохранительных органов ситуацией начинают овладевать откровенно криминальные силы, пользующиеся в своих целях расколом политической элиты.

Воспользовавшись убийством Г. Старовойтовой, некоторые СМИ продолжили нагнетание антикоммунистической истерии, сопровождавшееся острыми выпадами в адрес правительства и его председателя. Это свидетельствует о том, что тактика дестабилизации внутриполитической ситуации и нагнетания напряженности проводится в жизнь правыми силами, стремящимися к реваншу, сознательно и целенаправленно.

Это могло бы при определенных обстоятельствах стать основанием для более жестких действий со стороны правительства по отношению к правому экстремизму, однако, по-видимому, действия правых хорошо скоординированы и получают серьезную поддержку из-за рубежа.

ФАКТОР ЗАПАДА

В условиях обострения системного кризиса в стране важную роль стали играть внешнеэкономические и внешнеполитические ограничители внутрироссийского политического процесса, поддержка или противодействие Запада тем или другим фракциям российской элиты. Запад продолжает затягивать выгодную для роста напряженности в обществе неопределенность в отношении возможности оказания нам помощи МВФ, одновременно наращивая свое давление на российский Кабинет, который в ряде случаев был вынужден идти на тактические уступки, например, по вопросу о реструктуризации ГКО, а в других случаях пытаться удержать свои позиции. Запад явно демонстрировал свое негативное отношение к процессам, идущим в российской экономике.

Между тем, несмотря на западное давление, у России есть достаточные возможности для контригры.

В стране существует достаточно сильное антизападное лобби, настаивающее целесообразности отказа от соглашений с МВФ, особенно в том случае, если они подразумевают кабальные условия, и перехода к политике развития с опорой на собственные силы (такова, например, линия руководителя информационно-аналитического управления Совета Федерации С. Глазьева).

Российскому Кабинету уже удалось заручиться поддержкой со стороны нового немецкого канцлера Шредера, который обещал содействовать России на переговорах с МВФ, что может стать противовесом нежеланию влиятельных финансовых кругов США смягчить свое отношение к проблеме выделения России средств МВФ.

Вместе с тем жесткая позиция Запада в известной степени может оказаться на руку российскому Кабинету. Таково, например, требование британских инвесторов о показательной судебном процессе над одним из российских банков-должников, а также начатая бывшими западными сотрудниками российских частных банков кампания за конфискацию зарубежных средств, лежащих на тайных счетах российских банков и частных лиц. Подобные действия Запада во многом усиливают позиции правительства в отношении олигархических кругов страны, стремящихся расшатать стабильность российского Кабинета, ввести в него своих представителей, существенно изменить в своих интересах проводимый им курс.

Правительство в то же время имеет возможность опереться на Думу в принятии весьма непопулярных решений. В частности, нижняя палата приняла в первом чтении правительственный законопроект “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики”, который предусматривает такие драконовские способы финансирования бюджета, как увеличение на 25% акцизов на все виды товаров. По всей вероятности, не возникнет особых проблем у Кабинета министров и в процессе утверждения Думой проекта бюджета на следующий год. Позитивная реакция нижней палаты на вносимые правительством программные документы в значительной степени укрепила внутрикабинетные позиции Е. Примакова.

ЕСТЬ ЛИ ТАКАЯ ПАРТИЯ?

Еще одним политическим следствием процессов, идущих в российской экономике и социуме, явилась тенденция трансформации партии власти. Так называемая старая партия власти продолжала испытывать глубокий кризис. По сути дела, сегодня правоцентристские группировки превратились из полноценных партий и движений в конгломерат обломков, не имеющих ни единого лидера, ни общих представлений о путях вывода страны из кризиса, ни иных четких программных установок. Это обстоятельство находит выражение в поведении основных лидеров правого центра, которые на минувшей неделе продолжали безрезультатные попытки объединиться друг с другом. Е. Гайдар признал, что правоцентристская коалиция, которую он вновь пытается собирать под эгидой ДВР, складывается лишь как альянс карликовых партий, которые к тому же не до конца сформированы. В то же время, по словам Гайдара, перспектива блока ДВР с более крупными политическими объединениями типа “Наш дом – Россия” (НДР) и “Яблоко” либо неопределенны (в случае с НДР), либо невозможны. Г. Явлинский, некоторое время после своей болезни громко заявлявший о себе как о возможном претенденте на пост президента, перестал получать заметную поддержку со стороны ведущих российских СМИ и вновь вернулся в политическую тень. Серьезные неприятности лидеру “Яблока” сулит контр-ход правительства, которое, по сведениям осведомленных источников, инициировало депутатский запрос в свой адрес относительно финансовой кухни движения “Яблоко” и его электоральных кампаний, которые, как следует из слухов, финансировались за счет зарубежных, и прежде всего американских, источников. В сложном положении оказался и лидер НДР В. Черномырдин. Фракция потребовала от него в ультимативной форме начать переговоры с Ю. Лужковым, а на политсовете НДР на сторонника перехода НДР под эгиду столичного мэра лидера фракции А. Шохина была возложена ключевая функция главы координационно-аналитического центра. Поддержала Ю. Лужкова и депутатская группа “Регионы России”, считающаяся достаточно близкой к НДР. Таким образом, старая партия власти либо дезинтегрируется, либо вынуждена примыкать к новым формированиям, претендующим на роль новой партии власти.

Наиболее важным событием минувшей политической недели в области партийного строительства, безусловно, явилось заседание оргкомитета нового общественно-политического движения “Отечество”, о создании которого объявил Ю. Лужков. Это движение явилось центром притяжения для ряда политических объединений, ориентированных на власть. Кроме того, в оргкомитет движения вошли ряд авторитетных региональных лидеров, рассчитывающих на союз со столичным мэром.

Одновременно изменения претерпевала и традиционная левоцентристская оппозиция во главе с КПРФ. На минувшей неделе крупным событием в эволюции традиционного левого центра явился второй съезд “Народно-патриотического союза России” (НПСР), главным итогом которого стала фрагментаризация НПСР, который пойдет на парламентские выборы отдельными блоками; КПРФ в союзе с “Духовным наследием”; “Патриоты России”, ядром которого станет, видимо, Российский общенародный союз; АПР. Анализируя трансформацию, происходящую в левой части политического спектра, лидеры которой, как известно, поддерживают правительство Е. Примакова, можно сделать вывод, что и здесь не заметны признаки формирования более или менее единой партии власти, а заметны, скорее, противоположные этому тенденции дезинтеграции политического поля. Похоже, что кризис коснулся не только социально-экономических реалий, но и привел к исчерпанию демократического потенциала нынешней политической системы в России.

Департамент политического мониторинга

Фонда “Реформа”


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Сладкая жизнь бабы Нюры
Глаза размером с блюдце
ИЗ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ МАРТИНА ШАККУМА –
СМОТРИТЕ ДОБРЕЕ НА МИР И НА СЕБЯ
НИЧТО НЕ СТОИТ ТАК ДОРОГО, КАК “БЕСКОРЫСТНАЯ” ПОМОЩЬ ДЯДЮШКИ СЭМА
ВОПРОС – ОТВЕТ
Принятие чрезвычайных мер для борьбы с организованной преступностью
Информация
ИНОСТРАНЦЫ НЕ ВЕРЯТ ЕЛЬЦИНУ И ЧУБАЙСУ
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ ДЛЯ ВОЕННЫХ?
УЧЕНЬЕ – СВЕТ… В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ
ШКОЛА НЕ ОПЕРНАЯ СЦЕНА
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ
МЫ БЕЖИМ, А ОН НЕ СВЕТИТ
РАЗГОВОР ПО ДУШАМ
Встречи подарили надежду
ВСЕ КВАРТИРЫ ХОРОШИ, НО ПОДПИСЬ СТАВИТЬ НЕ СПЕШИ
И ВСЕ ЭТО О НЕМ
Собачья жизнь
УЧЕНЫЕ НАПИСАЛИ СКАЗКУ, А ОНА СТАЛА БЫЛЬЮ
СОМОВИЙ ШАБАШ
ЧТО У НАС БОЛИТ?
КРАСНА ИЗБА ПИРОГАМИ
Лет до ста расти вам без старости
ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ
ГОРОД ПЛАТИТ ПО СЧЕТАМ


««« »»»