Нам закон не писан

Если писан, то не читан, если читан, то не понят,

если понят, то не так. Что в итоге

Хотите ли вы жить в правовом государстве? Вопрос звучит риторически, и ответ заранее ясен. Кто же не хочет жить в стране, где четко и неуклонно соблюдаются права человека, где действуют ясные законы, где люди, если они не преступники, эти законы выполняют. Но все это для россиян – только мечты, далекие от реальной действительности. Кто виноват в этом? Несовершенные законы? Бандиты? Мафия? Правительство?

Я не собираюсь критиковать российское законодательство, власть или сосредотачиваться на теме организованной преступности, хотя любой из этих вопросов достоин самого пристального внимания. Но мне кажется самым важным другое – готовность россиян к жизни в правовом государстве, которая, на мой взгляд, равна нулю.

За примерами, подтверждающими эту нехитрую мысль, далеко ходить не надо. Достаточно включить телевизор, почитать газеты, пообщаться с друзьями-знакомыми. Я такой эксперимент проводила в течение недели и материала набрала не на одну статью. Итак, телевидение. Ток-шоу “Моя семья”. Тема – предательство в семье. Всего рассказывали свои истории шестеро гостей.

Первая дама, занимаясь с мужем торговлей, нажила многомиллионные долги, и вся ее семья поставлена “на счетчик”. Поэтому беременная дама решила, что надо продать будущего ребенка, о чем и пришла поведать миру. “Мир” в лице зрителей реагирует живо – кто-то советует положиться на судьбу, кто-то говорит о том, что надо было раньше думать, а самая сердобольная пенсионерка призывает “скинуться” и помочь, вдохновляя зал собственным примером – буду, мол, из своей пенсии высылать.

Следующая участница ток-шоу – мать пятерых детей, отягощенная большими материальными проблемами. Решить их она хочет, продав свою почку. Зал активно интересуется – а нужно ли было рожать детей, а нужно ли продавать почку, а что будет, если операция закончится летальным исходом.

Еще одна героиня передачи, скрывая лицо под маской, поведала о том, что ее мать погибла под колесами машины. Кто виноват – мать ли, переходившая дорогу в неположенном месте, или водитель – неизвестно. Но человек, сбивший мать, выплатил дочери девять миллионов рублей за отказ от искового заявления. Дочь, у которой трое детей и малозарабатывающий муж, деньги приняла, чем вызвала у последнего (то есть у мужа) нескрываемое презрение вплоть до угрозы развода. Зрители задают вопросы и высказывают свое мнение. Кто-то говорит, что брать деньги – не по совести. Кто-то – что мать не вернешь, а детей поднимать надо, а потому деньги надо брать. Досталось и принципиальному мужу – почему он сам не может много денег зарабатывать? Взрыв радостных эмоций вызвало бурное обращение энергичной дамы постбальзаковского возраста, адресованное водителю, – почему так мало дал, надо бы больше.

И ни разу ни один человек (включая ведущего и экспертов) в этом зале не вспомнил о законе. О том, что в России уголовно наказуема торговля детьми или собственными органами. О том, что в рамки закона не умещаются и “отступные” за погибшую мать. Люди, сидящие в студии в тот вечер, мыслили, как и миллионы россиян, совсем другими категорями. В лучшем случае – категориями морали, добра и зла. В худшем – категориями наживы. А господин Закон в России не котируется ни как участник шоу, ни как спутник жизни.

Теперь открываем газеты. В глаза бросается заголовок – “Арестован второй убийца Дмитрия Холодова“. Интересно, знает ли написавший статью журналист, что в правовом государстве называть человека преступником или убийцей можно только после вынесения приговора? Похоже, журналисту это неизвестно.

Листаю страницы прессы дальше. Вот страничка “письма читателей”. Среди писем-жалоб на тяжелую жизнь натыкаюсь на письмо с благодарностью. Благодарят… киллеров. Начало истории, изложенной в письме типичное: семья, муж – алкоголик и дебошир. А конец – “светлый”. Жена по совету друзей наняла киллеров, которые должны были сначала “предупредить” мужа, а в случае, если предупреждение не подействует, исполнить свои прямые обязанности. Предупреждение подействовало, мир в семье восстановлен, прошла зима, настало лето – спасибо киллеру за это.

Выключаю телевизор, откладываю газеты, погружаюсь в воспоминания. Стараюсь тем самым настроить себя на оптимистический лад – все-таки демократия победила, конец застойным временам, прав у нас стало больше, законы стали для всех… Но не знаю какое государство было более неправовым – СССР или нынешняя Россия? Ответить на этот вопрос можно лишь, позаимствовав ход мысли у Л.Толстого – каждое правовое государство похоже друг на друга, а каждое неправовое несчастливо по-своему. Даже признанные специалисты по правам человека на этот вопрос яснее ответить не могут. Недавно довелось мне слышать, как госпожа Старовойтова говорила о нарушениях прав человека в России. И примеры нарушений приводила. Как вы думаете, какие? О том, что иногда творят со случайными людьми в милиции? О неполучающих зарплату учителях и врачах? О беженцах? Нет. Госпожа Старовойтова назвала имена трех жертв – Собчак, Станкевич, Кобец.

Действительно, десять тысяч долларов Станкевича кажутся жалким недоразумением по сравнению с сотнями тысяч из пресловутой коробки из-под ксерокса. Интересно, жители какого правового государство могли бы, подобно нам, россиянам, успокоиться сказочкой о том, что владельцы этих выносимых из Кремля в процессе выборной кампании долларов не найдены, а потому-де и дела никакого нет?

Но хватит общих рассуждений и воспоминаний. Понаблюдаем за живыми, из плоти и крови людьми. Может, в их душах и головах все-таки зреют ростки правового государства, ростки уважения к духу и букве закона? Замечу, что зреть им надо долго, пробивая испокон веку свойственную мироощущению русского человека “корку” неуважения и недоверия к закону. Чего стоят только наши пословицы и поговорки: “Законы святы, да законники супостаты”; “Где закон – там и обида”; “Строгий закон виноватых творит”; “Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет”; “Закон – дышло: куда захочешь, туда и воротишь”; “Кто законы пишет, тот их и ломает”; “Что мне законы, были бы судьи знакомы”.

О том, как “зреют” семена законности в менталитете россиян, можно узнать у экономистов и социологов, особенно – у специалистов по теневой экономике. Именно они прекрасно знают, что большинство россиян сегодня имеют те или иные “теневые” доходы, то есть получают деньги (большие или маленькие – неважно), не уплачивая с них налоги. То есть нарушают закон.

Интересен и тот факт, что мы часто не знаем или не хотим знать не только своих обязанностей, но и своих прав. Недавно одна моя знакомая, между прочим, военнослужащая, офицер далеко не низшего звания, рассказывала в большом волнении такую историю. Поздно вечером она возвращалась домой (в штатском), причем дома ее никто не ждал. У подъезда бродил мужчина, который проскочил за нею в подъезд и, сунув ей под нос свое удостоверение, потребовал показать документы. Женщина в страхе выскочила на всякий случай из подъезда, долго отказывалась показать паспорт и сказать, в какой квартире живет. (Кто знает, что это за тип, и действительно ли его удостоверение работника милиции?) Наконец, незнакомец вызвал патрульную машину, “задержанная” предъявила документы и инцидент был исчерпан. Рассказывая всю эту непонятную историю, женщина-офицер заметила, что надо было бы узнать, имеют ли право так себя вести работники милиции, должны ли граждане носить с собой документы и показывать их. Интересно, многие ли из моих читателей смогут ответить на все эти вопросы? А ведь оказаться в такой ситуации может каждый из нас.

Итак, мы не знаем своих прав, не всегда добросовестно исполняем законы и правила. Даже в том случае, когда их добросовестное выполнение может спасти нашу жизнь или жизнь других людей. Приведу только такой пример. В январе в Москве в дорожно-транспортных происшествиях погибло особенно много детей. И большинство из них погибли потому, что взрослые нарушали правила: шли на красный свет или переходили дорогу не в зоне перехода, ведя за собой собственного сына, дочку, внуков… Вели машину по тротуару… Превышали скорость движения… Страшный символ – не желая следовать закону, мы убиваем собственное будущее.

Возможно ли построение в России правового государства? Думаю, возможно. Но для этого недостаточно написать хорошие законы и одержать победу над преступностью. Для этого надо прежде всего одержать гораздо более серьезную победу – победу над собой. И сделать это придется каждому из нас.

Любовь ГЕОРГИЕВА


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Подземный город “М”
Станет ли общественно значимым фактором президентское послание Совету Федерации?
День защитников Отечества в Калмыкии
Сконфузили инвесторов
В защиту Армии и России
РАСПАД ЛУННОЙ РЕСПУБЛИКИ
Новый социализм для будущей России
Обречены ли начальники быть диктаторами?
СНПР – Советской Армии
Зачем дырки во льду сверлят
Стране командуют: “Подъем!”, и… тихо вниз опять ползем
Да, наверно, люди правы: нету блюда без приправы
Сердечный мед
Ананасы на ближней даче
Мартин Шаккум: на лжи ничего построить нельзя
Проснитесь, вас обокрали!
Хоть горшком назови
Парник на мерзлой земле
Чашка кофия бодрящего
Вы нам писали


««« »»»