Financial Times, 16, February, 1998
Никого не удивляет тот факт, что в стране, которая долгое время рассматривала частную собственность как результат воровства или мошенничества, заговорили о создании концепции защиты прав на собственность. Обсуждения проблем приобретения, защиты и продажи частной собственности были в большой степени спровоцированы недавними скандалами, связанными с продажей акций тех или иных предприятий без учета голосов иностранных инвесторов – держателей акций этих предприятий.
“В настоящий момент в России процветает так называемый “дикий рынок”, особенно в том, что касается защиты прав акционеров”, – говорит Стефен Барбер, директор отделения лондонской группы фондового менеджмента, которая была одной из первых компаний – иностранных инвесторов на российском фондовом рынке. “Мы, несомненно, глубоко взволнованы тем, как в России относятся к правам иностранных инвесторов и акционеров.”
В некоторой степени скандалы, связанные с нечистоплотным поведением некоторых руководителей акционерных обществ, не являются чемто выходящим за рамки общей практики ведения дел в России. Частично они могут быть оправданы всеобщим конфузом массовой приватизации. Множество предприятий было переброшено в частный сектор без малейшего представления о том, что такое рыночная экономика и по каким правилам она работает. Целые министерства и огромные производственные комплексы были превращены в корпорации западного образца, однако управлять ими продолжали “красные директора”, придерживающиеся принципов советского стиля руководства. Более того, битвы за установление контроля, возникавшие в результате приватизации между окопавшимися в своих кабинетах директорами и акционерамиаутсайдерами, продолжаются до сегодняшнего дня.
Российские реформаторы считают, что невидимая рука новой рыночной экономики является лучшим средством для того, чтобы заставить заблудшие предприятия и акционерные компании вернуться в строй благонадежных и честных предпринимателей. Фондовый рынок сможет доказать всем сомневающимся, что он является эффективным механизмом вознаграждения корректного корпоративного управления и наказания нечистоплотного ведения дел. В соответствии с их теорией, как только директора или акционеры одержат победу в своей затянувшейся борьбе, они непременно поймут великий экономический смысл повышения ценности акций благодаря использованию привлеченных инвесторами средств и всю бессмысленность выветривания собственных активов.
В какойто степени это уже произошло. Некоторые крупные российские компании сделали большой шаг, стали более открытыми и доступными для внешнего мира, доверились аудиторским проверкам, проводимым в соответствии с международными стандартами, и, таким образом, привлекли иностранных инвесторов к своим предприятиям. Так, например, ЛУКойл, наиболее прогрессивная российская нефтяная компания, благодаря уважительному отношению к своим акционерам, смогла увеличить свой капитал до 12 млрд долл. Такой стиль работы помог ей оставить далеко позади своих конкурентов, которые имели такие же начальные капиталы, но проводили менее прозрачную политику управления.
На самом деле подобные аргументы явно утратили свою привлекательность, особенно после азиатского финансового кризиса, который не мог не отразиться на состоянии российского фондового рынка. Многие компании стали испытывать трудности в получении дешевого капитала. Но больше всего иностранные инвесторы были шокированы тем, что, вопреки блестящей теории, случаи нарушения прав акционеров постоянно учащаются и становятся более скандальными.
При этом многие российские менеджеры часто говорят, что иностранным инвесторам некого винить в подобных ситуациях, кроме самих себя. Несомненно, в этом есть доля правды, и многие инвесторы в своем желании быстро получить большие прибыли порой недостаточно тщательно изучают обстановку, прежде чем вложить свои средства в те или иные предприятия или принять участие в какихлибо акциях российского фондового рынка. В этих случаях ожидания инвестора слишком расходятся с существующей российской действительностью.
Конечно, инвестор, особенно если его деловые амбиции распространяются на Россию с варварскими законами, царящими на фондовом рынке этой страны, прежде всего должен провести тщательные аналитические исследования и просчитать все возможные последствия. Но и российское правительство должно уделять больше внимания решению вопросов, связанных с ущемлением прав инвесторов, – людей, которые могли в той или иной степени помочь стране в решении экономических проблем.
Обзор подготовила
Марина МЕДВЕДЕВА